Open
Close

План конспект культура раннего возрождения в италии. Средневековое искусство

Эпоха Возрождения - это знаковый период в истории человечества. Это время изменения сознания людей, переход от средневекового господства божественного культа к стремлению возродить античные идеалы, сделать акцент на развитии человека как личности. Это период необычайного подъема живописи. Эта эпоха подарила нам таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, и других великих художников. До сих пор люди со всего мира приезжают в галереи, чтобы увидеть картины этих выдающихся мастеров. Происходит и подъем в науке, который связан с именами Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Живопись и наука эпохи Возрождения

Основные идеи эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм, обращение к античности) нашли свое выражении в искусстве Возрождения (Ренессанса).

Великие географические открытия расширили представления европейцев о мире. Появилось доказательство шарообразности Земли, знания других культур. Это время характеризуется ростом городов, развитием мануфактур. Все это способствовало развитию науки.

События

Конец XIII-XIV вв. - Проторенессанс

XV в. - Ранний Ренессанс

Конец XV - начало XVI в. - Высокий Ренессанс

Середина - вторая половина XVI в. - Поздний Ренессанс

Черты

изобразительного искусства эпохи Возрождения:

Построение объемной композиции (трехмерность)
. применение линейной перспективы
. натурализм, подражание природе. Интерес к анатомии человека
. изменение статуса художника. Художник перестает быть анонимным ремесленником
. живописная картина вытесняет икону. Происходит обращение к внешним предметам, видимым физическим зрением (в отличие от иконы, для который первостепенный является невидимый, «прикровенный» смысл)
. появляются светские жанры, в частности, портрет
. появляется круглая (отделившаяся от стены и предназначенная для обозрения со всех сторон) и обнаженная скульптура

науки Возрождения:

Развитие наук о человеке
. развитие математики и естественных наук
. переход от чистого умозрения к опыту
. связь с практикой (развитие навигации, картографии, различных технологий)

Участники

Леонардо да Винчи :

Сандро Боттичелли:

Микеланджело Буанарроти:

Рафаэль Санти :

Питер Брейгель :

Альбрехт Дюрер :

Лукас Кранах Старший:

Заключение

Культура Ренессанса, первоначально сформировавшаяся в Италии, в XVI в. распространилась по всей Европе. Переход к Ренессансу означал новую эстетику, новый взгляд на искусство, науку и самого человека. Идеи Ренессанса оказали влияние на всю европейскую культуру Нового времени.

На данном уроке речь пойдет о живописи и науке эпохи Возрождения.

Фундаментом эпохи Возрождения был гуманизм . Это идейное течение выдвигало на первый план человека. Антропоцентризм (идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий)противопоставлялся теоцентризму (философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага) Средневековья. Центром эпохи Возрождения была Италия .

В развитии итальянского изобразительного искусства эпохи Возрождения выделяют несколько этапов :

Проторенессанс (конец XIII-XIV вв.)

Раннее Возрождение (XV век)

Высокое Возрождение (конец XV - первая треть XVI вв.)

Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века)

Первые художники, предвестники эпохи Возрождения, появились в Италии в конце XIII века. При создании художественных полотен традиционной религиозной тематики они стали использовать новые художественные приемы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это резко отличало их от предыдущей иконографической традиции, которая характеризовалась условностями в изображении. Для обозначения их творчества принято использовать термин - проторенессанс .

Джотто ди Бондоне - художник и архитектор эпохи Ренессанса. Среди ранних работ Джотто следует отметить фрески Верхней церкви Сан-Франческо, которые создавались между 1290-1299 гг. Так как фрески создавались группой мастеров, то достоверные работы Джотто определить крайне сложно. Некоторые исследователи вообще отрицают его авторство. Около 1310 года расписывалась нижняя церковь, в росписи которой также принимал участие Джотто. В период с 1304 по 1306 гг. Джотто создал свое самое главное произведение - роспись капеллы дель Арена в Падуе (рис. 1). Расположенные в три яруса росписи рассказывают в хронологическом порядке о жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматических сюжетов, простота ситуаций, пластическая выразительность жестов и светлый колорит делают росписи шедевром проторенессансной живописи Италии.

Рис. 1. Джотто ди Бондоне - роспись капеллы дель Арена в Падуе ()

Расцвет живописи эпохи Возрождения приходится на первую четверть XVI века. Этот период называется Высокое Возрождение . Главной темой живописи эпохи Возрождения стал человек. Также живопись этой эпохи характеризуется стремлением к натуралистическому изображению оригинала, интересу к анатомии человека, появлению изображения обнаженных натур, а также появлением и распространением светских жанров: пейзажа, бытовой живописи и портрета. Даже в религиозном искусстве живописная картина вытесняет икону.

Величайшим гением Возрождения был Леонардо да Винчи (рис. 2) (1452-1519), знаток анатомии и физики, конструктор и архитектор, скульптор и художник, музыкант и литератор. Он стал воплощением гуманистического идеала всесторонне развитой личности. Он составил проекты подводной лодки, летательного аппарата и парашюта. Среди художественных произведений Леонардо да Винчи наибольшую известность приобрел портрет «Мона Лиза» или «Джоконда» (рис. 3). Этот портрет является одним из лучших образцов портретного жанра эпохи Высокого Возрождения. По сей день картина находится в Лувре (Париж, Франция). Также известность получил «Витрувианский человек» (рис. 4), рисунок Леонардо да Винчи. Кроме живописных произведений, сохранилось несколько грандиозных фресок мастера. Изображение «Тайной вечери» (рис. 5) украсило стену одного из миланских монастырей. Эта картина изображает легенду, согласно которой незадолго до смерти Иисус собрал своих учеников и сказал им: «Один из вас предаст меня». На картине изображены ученики, пораженные этими словами. Гнев, отчаяние, испуг и недоверие на их лицах. Только Иисус спокоен и печален.

Рис. 2. Автопортрет Леонардо да Винчи ()

Рис. 3. Леонардо да Винчи - Мона Лиза (Джоконда) ()

Рис. 4. Леонардо да Винчи - Витрувианский человек, Галерея Академии, Венеция ()

Рис. 5. Леонардо да Винчи - Тайная вечеря ()

Микеланджело Буонарроти - младший современник Леонардо, художник, скульптор, военный инженер и поэт. Гениальным творением Микеланджело как художника является роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане (рис. 6) с изображением библейских сцен. Она создавалась с 1508 по 1512 год. На площади в 600 кв. м. художник, стоя на лесах, изобразил сотни человеческих фигур, исполненных драматизмом. Основной раздел цикла составляют девять сцен из книги «Бытия» - первой книги Библии. Картины разделены на 3 группы. Тема первой группы изображений - создание Богом Земли и Небес, второй - создание Адама и Евы, грехопадение, изгнание из рая, третей - страдания, выпавшие на долю человечества через историю Ноя. Последовательность эпизодов расположена таким образом, чтобы зритель, войдя в капеллу, начал рассматривать сцены от алтарной стены. Спустя много лет Микеланджело вернулся к росписи Сикстинской капеллы, создав грандиозную фреску «Страшный суд» (рис. 7).

Рис. 6. Микеланджело Буонарроти - роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане ()

Рис. 7. Микеланджело Буонарроти - Страшный суд ()

Рафаэль Санти - великий итальянский художник и архитектор эпохи Высокого Возрождения, современник Леонардо. Рафаэль выполнял различные работы. По приказу папы римского расписывал в Ватикане покои и залы для торжественного приема, проектировал в Риме Собор Святого Петра , занимался украшением интерьеров церквей и дворцов вельмож. Особое место в его живописи занимают женские образы . Сикстинская мадонна (рис. 8) - была написана Рафаэлем в 1512-1513 гг. для алтаря церкви монастыря Святого Сикста. Картина была создана по заказу папы римского Юлия II в честь победы над французами, которые вторглись в Италию. На картине изображена мадонна с младенцем, в окружении папы Сикста II и Святой Варвары, а также двух ангелочков внизу. Фигуры образуют треугольник, а раздвинутые занавесы лишь подчеркивают геометрическое построение композиции. Мастерство художника заключается и в том, что задний фон, который при первом рассмотрении кажется облаками, при более внимательном рассмотрении оказывается головами ангелов. В настоящее время эта картина находится в Дрезденской галерее в Германии.

Рис. 8. Рафаэль Санти - Сикстинская мадонна ()

Северное Возрождение - это термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в Северной Европе или по всей Европе за пределами Италии. В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежит живописи. В отличие от Италии живопись Северного Возрождения долго сохраняла традиции готического искусства, меньше внимания уделяла античному наследию и изучению анатомии человека. Среди выдающихся немецкий живописцев Северного Возрождения - Лукас Кранах Старший , его известной работой является портрет Мартина Лютера (рис. 9). Также к выдающимся немецким художникам этой эпохи относится Альбрехт Дюрер . Разносторонний живописец и величайший мастер гравюры, он изучал перспективу и каноны человеческого тела, стремясь постичь законы красоты. Наиболее известны его гравюры из серии «Апокалипсис».

Рис. 9. Лукас Кранах Старший - Портрет Мартина Лютера ()

Также эпоха Возрождения затронула искусство Нидерландов, Испании и Франции .

Великие географические открытия расширили границы изведанных земель, доказали гипотезу о шарообразной форме нашей планеты, дали новые знания о других культурах. Рост городов, развитие мануфактурного производства, усиление торговых связей между странами требовали развития точных наук. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии .

Великий польский астроном (рис. 10) предложил гелиоцентрическую систему мира - представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Он наблюдал в течение 30 лет за небесными светилами и пришел к выводу, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг собственной оси . Его гелиоцентрическая система сменила прежнюю - геоцентрическую - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды.

Рис. 10. Николай Коперник ()

Это была эпоха борьбы разума и религиозных догм. Последователем Коперника был Джордано Бруно . Он, по решению суда инквизиции, был сожжен на костре. Та же участь чуть не постигла Галилео Галилея , однако суд инквизиции сумел заставить его отречься от своих научных взглядов.

Немецкий астроном Иоганн Кеплер сформулировал закон движения планет по орбитам. Каждая планета Солнечной системы движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Каждая планета Солнечной системы движется в плоскости, проходящей через центр Солнца.

В это время в математике происходит выделение тригонометрии и аналитической геометрии . Благодаря работам и трудам Андреаса Везалия, основоположника научной анатомии Уильяма Гарвея, основоположника эмбриологии и физиологии Мигеля Сервета вперед шагнули медицина и анатомия.

Рубеж XVI - XVII вв. называют началом естественнонаучной революции .

Список литературы

  1. Баренбойм П., Шиян С. Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи. - М.: Слово, 2006.
  2. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.
  3. Волынский А.Л. Жизнь Леонардо да Винчи. - М.: Алгоритм, 1997.
  4. Гребеников Е.А. Николай Коперник. - М.: «Наука» , 1982.
  5. Искусство раннего Возрождения. - М.: Искусство, 1980.
  6. История искусства: Ренессанс. - М.: АСТ, 2003.
  7. Махов А. Рафаэль. Молодая гвардия. 2011. (Жизнь замечательных людей)
  8. Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый (1452-1519): Опыт психологической биографии / Пер. с фр. - М.: КомКнига, 2007.
  9. Туртефири А. Джотто: Сокровищница мировых шедевров / Пер. с ит. Д. Кизиловой. - М.: БММ, 2011.
  10. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. М.: «Просвещение», 2012.
  11. Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  1. Fb.ru ().
  2. Studfiles.ru ().
  3. Grandars.ru ().
  4. Chuchotezvous.ru ().

Домашнее задание

  1. Перечислите основные черты эпохи Возрождения, проявившиеся в живописи.
  2. На какие периоды делится эпоха Возрождения?
  3. Каких известных художников эпохи Возрождения вы знаете? Какие картины были ими написаны? Видели ли вы какие-нибудь из этих картин раньше?
  4. Расскажите о развитии науки в эпоху Возрождения.

Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".

План изучения темы:

1. Связь Возрождения и Античности.

2.Гуманизм Возрождения.

3 Особенности культуры раннего Возрождения.

4.Искусство раннего Возрождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Культура раннего Возрождения в Италии.

Цели урока :

Образовательная: ученик сможет раскрыть понятие «культура раннего Возрождения», «гуманисты»; назвать страну, где она зародилась и причины зарождения новой культуры, основных культурных деятелей этого периода; определить основные особенности культуры раннего Возрождения.

Развивающая : продолжить развитие у обучающихся аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы

Воспитательная: воздействовать на чувства и эмоции ребят через демонстрацию учащимся прекрасных творений человека, работать в группе.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, тексты для работы, карточки с заданиями.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

План изучения темы:

1. Связь Возрождения и Античности.

2.Гуманизм Возрождения.

3 Особенности культуры раннего Возрождения .

4.Искусство раннего Возрождения.

Ход урока :

  1. Организационный момент
  1. Проверка готовности школьников к учебному занятию.
  2. Организация внимания учащихся.

II Тема и постановка цели урока

Как вы понимаете слово «Возрождение»? В чем разница между рождением и возрождением?

Посмотрите еще раз на тему урока. На какие вопросы по теме вы хотели бы получить ответ.

Демонстрация античных памятников

Что вы можете сказать об эти произведения искусства

(античные, изображен человек, красота, сила, уверенность)

Рассмотрите иллюстрации в учебнике до ….., найдите такие же прекрасные изображения человека? (их нет)

Почему нет? Что происходит? (Римская империя была завоевана варварами и люди забыли античную культуру)

Так о каком Возрождении пойдет речь на уроке? (возрождение античной культуры, когда высоко ценился человек)

Начиная с 14 века, в богатых городах Италии появляются люди, называвшие себя «любителями мудрости», они считали древнегреческую культуру идеалом, когда процветали науки и искусство, а люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары, и воцарилось невежество и жестокость. И вот теперь любители мудрости хотели возродить ее, и поэтому новая эпоха стала называться Возрождением, а период от античности до Возрождения - средними веками. Но интерес к древней культуре не был простым копированием. Создается новая культура!

3. Изучение нового. В чем особенность новой культуры?

1. Поработайте с текстом, сравните представления о мире и человеке в Средние века и в эпоху Возрождения

Текст

Культура раннего Возрождения Италии.

Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божественном мироздании. Свои знания они называли – «познание божественного».

С 14 века новые ученые (они назывались «любители мудрости») стали изучать не только Библию и труды отцов церкви. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа. Главным в сочинениях новых ученых становится интерес к человеку, к земной жизни. Они стали называть себя гуманистами (с лат. humanus – человеческий).

В средние века верующие считали земную жизнь «смрадной», а себя ничтожными и жалкими. Человеческое тело лишь оболочка бессмертной души, его надо стыдиться, прятать от чужих глаз.

Гуманисты же воспевали земное существование, обычную жизнь с ее радостями и тревогами называли прекрасной. Человек- это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога. К чему должен стремиться человек? Гуманисты считали, что человек может и должен добиться величия уже в земной жизни. Как человек может достичь совершенства? Усилием воли и трудом человек может достичь совершенства во всем: в физической силе и красоте, в науках, искусстве, воинском мастерстве и т. д. Господь помогает активным людям. Наградой человеку, как учили гуманисты, было не блаженство на небесах, а слава среди современников и потомков.

В Средние века образцом для подражания являлся святой (бедный, нищий, отказавшийся от имущества и земных соблазнов, заботящего о спасении души). Гуманисты будили интерес современников не к святым, а к реальным людям. Сильными, прекрасными, деятельными, умными людьми восхищаются гуманисты.

В феодальном обществе «благородными », то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Неважно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами и о том, как надо поступать в жизни. Только такой человек может добиться величия и славы.

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность . Росло число грамотных и образованных людей, которые много читали, путешествовали, говорили на нескольких языках, интересовались философией, историей, искусством. Состоятельные люди приглашали ученых, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее образование своим детям.

Беседа по вопросам таблицы

Как стали называть людей, которые считали жизнь и человека прекрасным. (гуманистами).

2.Искусство раннего Возрождения (слово учителя, слайды,задания)

Слайд 1. Основателем гуманизма считается знаменитый поэт Франческо Петрарка, мечтавший о возрождении былой славы Рима. Однажды он увидел в церкви красивую женщину, он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы, так и не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей любимой имя Лау/ра и посвятил ей множество стихов. Он впервые назвал Мадонной земную женщину. Он был увенчан званием лучшего поэта Италии и жил при дворах итальянских правителей.

Работа над отрывком сонета Петрарки (работа в парах)

Тема: любовь. Образ: земная женщина. Основная мысль: любовь - это счастье и страдание.

Слайд 2 . Другим основоположником Возрождения стал ученик Петрарки -Джованни Боккачо. Он написал сборник новел «Декамерон». В «Декамероне» он ярко и увлекательно показал быт и нравы различных слоев итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства.

Слайд 3. В период Возрождения художники были очень знамениты, их приглашали и Папы, и правители. Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет- индивидуальный или семейный, где изображались не боги, герои и святые, а современники из разных сословий.

Одним из самых замечательных живописцев Раннего Возрождения был флорентиец Сандро Боттичелли. Самые известные картины мастера – «Весна» и «Рождение Венеры», …Мадонны

Задание . Посмотрите на произведения Сандро Боттичелли, какие черты Возрождения мы в них наблюдаем ?

(античный сюжет, безмятежность, изящество. У Мадонны - задумчивое выражение лица с тревожным и нервным волнением, как у обычных людей.

IV. Закрепление изученного на уроке .

Работа в группах (главный в группе распределяет задания, чтобы каждый в группе имел возможность принять участие при ответе) .

Задание 1 .

В «Книге о хороших обычаях», написанной жителем Флоренции в 14 в., дается ряд наставлений современникам:

Кто слишком долго спит-теряет время.

Помни, что время упущенное нельзя вернуть.

Будь тщательным и бережливым во всех своих делах.

Остерегайся лени, как самого дьявола или любого другого врага, если желаешь добиться успеха.

Всегда трудись, чтобы получить выгоду.

2. Какими способами он предлагает ее добиться?

Задание2.

Во Флоренции в 14-15 вв. торговлю сукном считали благородным занятием, а богатого купца считали «синьором», т. е. обращались к нему, как к дворянину.

Подумайте, чем отличалось новое понимание благородства от рыцарского?

Задание3.

1. Каковы цель и смысл жизни по мнению гуманиста Альберти?

-«Человек рожден на свет не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь в праздности, а затем, чтобы стремиться к славным и великим делам».

-«Подобно судну, которому следует не гнить в гавани, а бороздить море, - мы стремимся с помощью труда достигнуть похвальной и славной цели».

-«Хотя накопление богатства не столь славно, как другие важные деяния, не следует, однако, осуждать того, кто посвящает себя делу, которое весьма полезно государству и отдельным семьям».

Задание4.

Ответьте только «да» или «нет» на следующие утверждения:

  1. Эпоха Возрождения началась в 15 веке.
  2. Новая культура огромное внимание уделяла человеку, проявляла интерес к жизни и природе.
  3. Целью жизни гуманисты считали не служение богу, а труд на пользу людям.
  4. Франческо Петрарка был знаменитым художником раннего Возрождения.
  5. Донателло был увенчан званием лучшего поэта Италии и лавровым венком.
  6. Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет.

5. Итог

Был ли урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось?

На какие вопросы вы не получили ответы?

Что не получалось у нас на уроке?

Д.З.

1. В. 2-6, письменно любой на выбор


Тема: Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения.

Учитель истории и обществознания

Гордеева Д.В.



План урока:

  • Архитектура
  • Скульптура
  • Живопись
  • «Любители мудрости» и возрождение античного наследия
  • Новое учение о человеке и воспитание нового человека
  • Первые гуманисты в литературе и искусстве

РОМАНСКИЙ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Собор Нотр-Дам в Реймсе,

Францмя, XIII в.

Аббатство Мария Лаах, Германия, XI-XIII вв.

Чем различаются данные постройки?

Почему эти архитектурные стили имеют такие названия?


РОМАНСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Капелла кающихся грешников.

Дворец Дожей в Венеции,

Больё-сюр-Дордонь. XI-XII вв.


РОМАНСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Собор в Амьене. Франция. XIII в.

Пизанский собор. Италия. XI–XII вв.


РОМАНСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Дворец дожей в Венеции

XIV-XVI в.

Капелла кающихся грешников.

Больё-сюр-Дордонь. XI-XII вв .


Линии сравнения

Романский стиль

Готический стиль


Линии сравнения

Романский стиль

Время появления и период существования

Готический стиль

IX-XI вв.

Характерные признаки архитектурного стиля

XII-XVI вв.

Массивные здания, гладкие стены, полукруглая арка.

В плане – вид креста, в центре – башня.

Стрельчатый свод. Высокие колонны, просторные, светлые залы.




2. Скульптура

Работа с иллюстрациями учебника, страница 233, 234.

  • Какие темы отражают скульптуры Средневековья?
  • Откуда берут свое начало кентавры, химеры и другие сказочные существа-скульптуры?
  • В чем вы видите главное отличие в произведениях античных и средневековых скульпторов?
  • Кто являлся главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян?
  • Как вы думаете, какова главная мысль средневекового искусства?
  • Почему в Средние века скульпторы так часто изображали Богоматерь?

Стены романских храмов были покрыты росписями, а стены готических соборов заполняли витражи – картины из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками.

Собор в Шартре,

Франция, XII век

3. Живопись



Нотр-Дам,

Франция


3. Живопись

Книжная миниатюра

Английская книжная миниатюра. Алхимика.

«Песнь о Роланде»


«Большие хроники»

Сожжение великого магистра Жака де Моле и командора Нормандии Жофруа де Шарни в 1314 г.


Сентябрь

«Календарь герцога Беррийского»

Январь


4. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия

  • В середине XIV в. в Италии зарождается новая эпоха – Возрождение (Ренессанс). Первые полтора столетия называются ранним Возрождением.
  • Чем была вызвана к жизни новая культура?
  • Расцвет итальянских городов.
  • Буржуа по-новому оценивали мир. Городские богачи были деятельностны и предприимчивы («Человек рожден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий»).
  • Интерес к природе и человеку.
  • Интерес к древней культуре.

5. Новое учение о человеке и воспитание нового человека

  • Как церковь характеризовала положение человека в средневековом обществе?

Но в период Возрождения появились люди, которых стали называть гуманистами .




В чем проявилась новизна учения о человеке?

Как гуманисты представляли себе процесс воспитания нового человека?


В 1327 в церкви св. Клары он встретил красивую молодую женщину, которую воспел в стихах. Его сборник «Книга песен» составлен из сонетов, канцон, секстин, баллад, мадригалов, воспевающих его идеализированную любовь Лауру. Она была замужней женщиной, имела 11 детей и отказалась стать любовницей. Слава «певца Лауры», доставила ему покровительство влиятельных лиц, в частности семьи Колонна.

  • Родился в Ареццо в семье нотариуса. В 1312 семья переехала из Ареццо в Авиньон. Образование получил сначала в Монпелье, а затем в Болонском университете. Однако он ненавидел юриспруденцию. Принял духовное звание, которое открыло ему доступ к папскому двору (1326). Петрарка увлёкся блеском придворной жизни.

6. Первые гуманисты в литературе и искусстве

  • Задание: прочитайте сонет Петрарки «Из сонетов на жизнь Мадонны Лауры» на с. 240 учебника и ответьте на вопросы:
  • Какова главная тема сонета?
  • Какова основная мысль сонета?
  • Какие чувства вызывает у вас этот сонет?

6. Первые гуманисты в литературе и искусстве

  • Другим известнейшим писателем эпохи Возрождения стал ученик Петрарки Джованни Бокаччо. Он написал сборник новелл «Декамерон», в котором ярко и увлекательно показал быт и нравы различных слоев итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства.

6. Первые гуманисты в литературе и искусстве

Сандро Боттичелли (1445 - 1510) - великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.


«Весна» (итал. Primavera ) - картина Сандро Боттичелли, написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.


«Рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere ) - картина представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5×278,5 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.


Подведем итоги:

  • Почему произведения средневекового искусства создавались под влиянием церкви?
  • Какие чувства и мысли стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы?
  • Ответьте только «да» и «нет».

«+» / «-»

  • Эпоха Возрождения началась в XV веке.
  • Новая культура уделяла огромное внимание человеку, его жизни, природе.
  • Целью жизни гуманисты считали не служение Богу, а труд на пользу людям.
  • Франческо Петрарка был знаменитым художником эпохи раннего Возрождения.
  • Донателло был увенчан лавровым венком и назван лучшим поэтом Италии.
  • Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет.

Домашнее задание:

  • § 28, 29, прочесть, ответить на вопросы устно. Подготовиться к проверочной.

Возрождение - величайший но своему значению этап в развитии культуры человечества. Термин "Возрождение" впервые употребил художник и искусствовед Джорджо Вазари, автор "Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1500), где он определил развитие искусства в Италии XV-XVI веков как возрождение после долгих лет упадка в эпоху Средневековья. Впоследствии этот термин стал употребляться в более широком смысле, став обозначением и характеристикой целой эпохи развития культуры Западной Европы.

Культура Возрождения (Ринашименто - по-итальянски, Ренессанс - по-французски) начала формироваться в Италии с середины XIV века. Сущностью этой культуры стала борьба с феодальными канонами и их проявлением в религии, философии, искусстве. Стремясь создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития человека, деятели Возрождения обратились к гуманистическим принципам античной культуры. Произошел грандиозный переворот в мироощущении людей, и прежде всего - ученых, живописцев, архитекторов, поэтов, явившихся проводниками новой культуры, воплотившей идеал человечности, рождавшей в людях великую любовь к красоте мира и упорное стремление познать этот мир.

В отличие от культуры Средневековья гуманистическая жизнеутверждающая культура Возрождения носила светский характер. Страстная жажда познания реального мира и восхищение им привели к подъему науки, к отображению в искусстве самых разных сторон действительности и сообщили величественный пафос и глубокую проникновенность наиболее значительным творениям художников. В искусстве утверждался идеал титанической личности, что нашло воплощение и в литературе, и в скульптуре, и в живописи, которая переживала небывалый до того времени расцвет. Идеалы гуманизма выразились и в архитектуре, в ясном, гармоническом облике сооружений, в их пропорциях и масштабах, соотнесенных с человеком.

Этапы развития искусства Возрождения:

Пред возрождение, или Проторенессанс (XIII-XIV вв.),

Раннее Возрождение (XV в.),

Высокое Возрождение (90-е годы XV - первая треть XVI в.).

Позднее Возрождение (вторая половина XVI в.).

В разных странах процессы Возрождения развивались различно. Например, в Нидерланах не было этапа Высокого Возрождения. В Италии наибольшее развитие получила живопись и скульптура, в Германии и Нидерландах наряду с живописью широкое распространение получила гравюра и т. д.

Родиной и классической страной европейского Возрождения явилась Италия.

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ

Предвозрождение

Явления Проторенессанса и раннего Возрождения наиболее ярко проявились в передовых итальянских республиках, в частности, во Флоренции. Именно на флорентийской почве сформировалось творчество великого поэта Данте, последнего поэта Средневековья и первого поэта нового времени, и зачинателя живописи Возрождения художника Джотто.

Данте Алигьери (1265-1321) родился и вырос во Флоренции, где формировался под влиянием выдающегося политического деятеля и гуманиста Брунетто Латини. Участник политической жизни города, он был изгнан из Флоренции и в период двадцатилетнего изгнания написал свое гениальное творение - "Комедию", которой восхищенные читатели дали определение "божественная".

Джотто ди Бон доне (1266/67 - 1337) отличала разносторонность интересов (архитектор, скульптор, поэт, художник), что было личной особенностью деятелей Возрождения. Самый значительный вклад он внес в развитие живописи.

Искусство Джотто утверждает ценность реального человека и отличается громадной силой эмоционального воздействия, морально-этической глубиной, драматизмом и эпичностью. Наиболее значительное его творение-цикл фресок на тему жизни Марии и Христа в Капелле дель Арена в Падуе.

Религиозную легенду художник трактует как реальное событие. С невиданной ранее силой Джотто передает характеры героев, раскрывающиеся в их поступках, в замедленных движениях, в жестах. Как драматический рассказ о предательстве, как столкновение двух контрастных характеров воспринимается сцена "Поцелуй Иуды", эпическое величие и драматизм отличают фреску "Оплакивание Христа". Отбрасывая второстепенные детали, обобщая, Джотто создает образы большой глубины. Светлые холодные краски - желтые, розовые, голубые, зеленые - составляют звучную, легко воспринимаемую гармонию росписей.

Искусство Джотто с его искренностью и простотой, легкое по мысли, полное веры в человека, положило начало живописи Возрождения.

Раннее возрождение

В конце XIV века власть во Флоренции сосредоточилась в руках банкирского дома Медичи. В 1434 году Козимо Медичи стал негласным правителем Флоренции. Он стремится обрести статус покровителя искусств и наук.

В этот период во Флоренции утверждается Платоновская академия, основывается Лауренцианская библиотека. При дворе Медичи работают ученые, писатели, архитекторы. В городе ведется широкое строительство, развивается архитектура (центрально-купольная храмовая постройка и городской дворец богатеющей буржуазии и аристократии).

Раннее Возрождение было отмечено развитием литературы, связанным с именами Петрарки и Боккаччо

Франческо Петрарка (1304-1374), отец которого был другом Данте и тоже познал горечь изгнания, был обласкан правительством, завоевал славу великого поэта и был увенчан лавровым венком. Петрарка - основатель жанра сонета *226 в европейской лирике. Две книги его сонетов посвящены Лауре, любовь к которой воплощена в поэзии как реальное, земное чувство. Петрарка освободил поэзию от мистики и отвлеченности. Его лирика явилась воплощением гуманистических устремлений автора.

*226: {Сонет (прованс. sonet - песенка) - стихотворная форма, в которой определены объем (14 строк) и строфическое построение.}

Джованни Боккаччо (1313-1375) - писатель, художник и ученый-филолог. Он разрабатывал жанр новеллы *227 , обратившись к народным корням итальянского искусства.

*227: {Новелла (итал. novella - новость) - повествовательный прозаический жанр литературы, представляющий малую форму.}

Великим произведением Боккаччо является "Декамерон" - книга, нанесшая сокрушительный удар по религиозно-аскетическому мировоззрению Средневековья. Новеллы Боккаччо написаны ярким, красочным языком, насыщены народными пословицами, поговорками, каламбурами.

В период Раннего Возрождения обретает свое самостоятельное значение скульптура, находившаяся в подчинении архитектуры в средние века.

Настоящим реформатором итальянской скульптуры стал Донателло (около 1386-1466, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди). Он создает образы святых и пророков (Флорентийский собор и другие), отличающиеся индивидуальными характеристиками. Вершиной его творчества является скульптура "Давид" (1430-1440-е гг.), знаменующая торжество идеалов Ренессанса. Мастерство изображения обнаженного тела опирается на античные традиции. Образ юного пастуха, победителя Голиафа, явился гимном подвигу во имя народа. Первая конная статуя эпохи Возрождения создана также Донателло - изображение кондотьера Гаттамелаты.

В последней трети XV века, в период правления Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным, формируется утонченная культура, отличавшаяся интересом к античной мифологии, рыцарской готике. Высокого уровня достигает живопись.

Черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности нашли воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445-1510). Наиболее зрелые работы художника - это прославленные картины "Весна" (около 1485 г.) и "Рождение Венеры" (около 1484 г.). Их сюжеты навеяны поэзией А. Полициано, обращены к античным мифам, но одухотворены личным поэтическим мироощущением художника. Многие картины Боттичелли посвящены образу Мадонны, им созданы фрески на библейские сюжеты. Его живописные работы отличают сложнейшие линейные ритмы, в гармонии линий слышится гармония музыки.

Боттичелли был первым иллюстратором "Божественной комедии" Данте (1492-1497), его рисунки исполнены глубокого драматизма и тонкого лиризма.

Наряду с Боттичелли выразителем идей Возрождения в флорентийской культуре были скульптор и живописец Верроккьо, в Средней и Северной Италии - Пьеро делла Франческа, Мантенья, в Венеции - Дж. Беллини и другие.

Высокое возрождение

В конце XV - середине XVI века наряду с Флоренцией центрами искусства становятся Рим и Венеция.

В Риме формируется новый архитектурный стиль, выразителем которого становится Донато д"Анджело Браманте (1444-1514), придавший своим сооружениям величаво-монументальный облик. Главное создание Браманте - проект собора св. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центрально-купольного здания с симметричной композицией.

Подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения стал Леонардо да Винчи (1452-1519). Его деятельность была всеобъемлющей; ему принадлежат гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники.

Одно из самых прославленных произведений Леонардо да Винчи - портрет Моны Лизы ("Джоконда", около 1503 г.). Художник явился новатором в развитии портретной живописи Возрождения. Величественная фигура молодой женщины расположена на фоне сложного полуфантастического пейзажа, который тонко гармонирует с характером модели. Поражает живописное мастерство художника. Тончайшая дымка светотени (так называемое сфумато) окутывает фигуру, в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.

Младшим современником Леонардо был Рафаэль Санти (1483-1520), воплотивший в своем облике, характере, в своих произведениях представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения. Он создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека.

В период с 1509 по 1517 год Рафаэль создает росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца

Кульминацией Высокого Возрождения явилось творчество Микеланджело Буонарроти (1475-1564). В каждой из областей художественного творчества он оставил

Вся жизнь Микеланджело - это борьба за утверждение права человека на свободное творчество.

Величайшим созданием мастера явилась статуя Давида (1501- 1504 гг.), установленная в центре Флоренции перед зданием палаццо Веккьо и выражавшая идею гражданского подвига, призыв к защите отечества.

В 1520-1530-е годы в Италии распространяются явления, чуждые ренессансной культуре, получившие впоследствии название "маньеризма". В этом явлении нашли отражение внутренний разлад и чувство бессилия художников перед неразрешимыми противоречиями жизни. Идеалы гармоничной личности сменились пессимизмом, надломленностью, опустошенностью. Деформация, удлиненные пропорции фигур, причудливые линии характеризуют произведения художников Понтормо (1494- 1557), Пармиджанино (1503-1540) и других.

В этот же период на севере Италии, в Венеции, создаются замечательные произведения искусства Высокого Возрождения. Это творческие создания архитектора Якопо Сансовино (Библиотека Сан-Марко и других), это живопись Джорджоне (Джордже Барбарелли да Кастельфранко).

Одной из вершин Высокого Возрождения явилось творчество Тициана (1485/90-1576), в котором нашли отражение гуманистические тенденции, своеобразие реализма венецианской школы.

Позднее возрождение

К концу XVI века происходит разложение ренессансной культуры под натиском феодально-католической реакции, начинающей жестокий террор против гуманистического вольномыслия, пауки и культуры. В 1600 году на костер инквизиции восходит великий гуманист Джордано Бруно, астроном, натурфилософ, писатель, не изменивший своим убеждениям даже перед лицом смерти. Двумя годами ранее иезуиты объявили сумасшедшим и приговорили к пожизненному тюремному заключению великого философа-утописта Томмазо Кампанеллу, создателя романа-сатиры " Город солнца", написанного под влиянием работы Платона "Государство" и перекликающегося с "Утопией" Томаса Мора. Гениальный физик, механик и астроном, выдающийся писатель Галилео Галилей подвергался жестоким преследованиям, инквизиция заставила его отречься от учения Коперника.

В этой обстановке развивается деятельность последнего великого поэта итальянского Возрождения Торквато Тассо (1544- 1595), творчество которого отразило крушение гуманизма в исторических условиях той эпохи. Центральное произведение Тассо - поэма "Освобожденный Иерусалим" (1575), тема которой - осада и взятие Иерусалима крестоносцами. Поэт показывает могущество христианской веры через столкновение двух культур - языческой и христианской.

Идеалы Позднего Возрождения нашли отражение также в искусстве Веронезе (живописец Паоло Кальяри, 1528-1588), Тинторетто (художник Якопо Робусти, 1518-1594) и других.