Open
Close

Реалистическое направление в литературе 19 века. Русский реализм как литературное направление


Отвергая чрезмерный акцент на эмоциональности, что так присущ романтизму, и восторженное прославление прошлого, реалисты во главе с Гюставом Курбе и Жаном-Франсуа Милле стали рисовать не только простых людей, но и различные моменты с невероятно достоверной точностью. И несмотря на то, что большинство ныне известных реалистичных картин частенько подвергались критике, вызывая споры в связи с тем, что они якобы показывали такие ситуации, которые многие художники старались избегать в своих работах, считая их неуместными, тем не менее, многие сумели покорить мир, прочно засев в истории мира искусства.

1. Роза Бонёр


Розу Бонёр называли одной из самых популярных художниц XIX века, которая прославилась на весь мир, благодаря своим работам с изображением животных. Но колоссальный успех пришёл к ней лишь тогда, когда мир увидел её потрясающую работу под названием «Ярмарка лошадей», на которой запечатлён конный рынок, проходящий на парижском бульваре Лопиталь. И как бы забавно это не звучало, но, чтобы максимально точно передать всё увиденное, женщина чуть ли не ежедневно на протяжении полутора часа ходила на площадь, чтобы сделать несколько набросков, что в последствии и легли в основу её картины.

В 1853 году состоялся первый показ её картины на Paris Salon, после чего работа отправилась по всему миру, покоряя не только жителей Европы, но и Америки. И совсем неудивительно, что даже английская королева в своё время очень высоко и по достоинству оценила эту работу, а музей Метрополитен и вовсе назвал «Ярмарку лошадей» самым известным и примечательным творением.

2. Илья Репин


Илья Репин хорошо известен благодаря такой работе, как «Бурлаки на Волге», которую он написал под впечатлением от отдыха на реке в 1870 году. Это произведение представляет собой странную смесь человеческой силы, социального расслоения и всех тех трудностей, с которыми доводится сталкиваться простому люду. Он мастерски запечатлел одиннадцать трудящихся, которые не покладая рук тащат баржу по Волге, представляя собой единое целое, то, что смело можно назвать несломленным моментом. И совсем неудивительно, что именно эта картина получила международное признание за максимально точно и достоверно переданные перипетии, с которыми довелось столкнуться простым людям, выходцам рабочего класса.

Столь масштабный и колоссальный успех стал своеобразным, весьма приятным и небезуспешным толчком к началу карьеры художника, сделав его истинным мастером, способным задокументировать пресловутое социальное неравенство. В конечном итоге, владельцем картины стал князь Владимир Александрович, при помощи которого она была выставлена на территории тогдашней Европы, став символом истинного, русского реализма того времени.

3. Томас Икинс


Томас Икинс – это главный американский реалист, что выделялся из толпы других мастеров тем, что в своих работах он мастерски изображал человеческую сущность и индивидуальность каждой модели, делая на этом главный акцент. Пожалуй, самой популярной картиной мастера является работа под названием «Клиника Гросса», на которой запечатлён выдающийся хирург из США – Сэмюэль Д. Гросс. На картине он проводит сложнейшую операцию, в ходе которой удалил повреждённую кость в области бедра. «Клиника Гросса», по достоинству оцененная своим бескомпромиссным реализмом, считается многими критиками лучшей реалистической картиной в истории искусства Америки. Она прославляется как великая история медицины XIX века, а также считается невероятно реалистичным и детализированным американским портретом.

4. Жан-Франсуа Милле


Жан-Франсуа Милле – это один из наиболее выдающихся деятелей, что творили на поприще французского реализма. А также его охотно ставят в один ряд с Гюставом Курбе, поскольку он так же, как и этот гигант живописи, прославился на весь мир картинами с изображениями простых селян. Его работа под названием «Анжелюс» стала последней, но самой известной работой автора, что олицетворяет собой преданность к католицизму и молитве. Она демонстрирует изображение двух крестьян, кланяющихся Анжелюсу под конец дня, чтобы поблагодарить его.

Стоит обратить внимание, что в области горизонта чётко просматривается церковь, и, скорее всего, именно звон церковного колокола оповестил мужчину и женщину о конце рабочего дня, дабы они, закончив свою работу, произнесли молитву. Изначально картина носила весьма оригинальное название «Молитва о картофельном поле», ведь изображённая зарисовка показывает, что всё происходящее имеет место быть в Барбизоне, во Франции, на одном из картофельных полей.

5. Гюстав Курбе


Что уж говорить, а Гюстава Курбе и по сей день величают выдающимся мастером французского реализма, его главным вдохновителем и деятелем. Во время, когда он решил создать свою наиболее спорную картину «Происхождение мира», эротические мотивы и человеческое, нагое тело были допустимы исключительно в произведениях, что несли в себе мифологические или же сказочные мотивы. А потому вовсе не удивительно, что этот реалистичный подход Курбе попросту перевернул мир искусства с ног на голову, меняя представление о правильном и презентабельном.

Художник детализировано и точно изображает обнаженную женщину и её гениталии, что хорошо видны, поскольку её поза с широко раздвинутыми ногами позволяет увидеть всё воочию. Эта картина по-прежнему обладает способностью шокировать даже современного зрителя своей откровенностью, однако, эта работа всё же сумела создать противоречие, что привело к её цензуре и запрету во многих случаях.

6. Эндрю Уайет


«Мир Кристины» – картина, что была написана ведущим художником США того времени, которая входит в число наиболее выдающихся и известных американских произведений прошлого века. Она изображает женщину, что лежит на поле. Женщина смотрит на серый дом, что виднеется на горизонте. Главная героиня этой работы далеко не вымышленный персонаж, а реальная личность, вдохновившая художника на её написание. Анна Кристина Олсон была соседкой художника, которая страдала от дегенеративного мышечного расстройства, и это не давало ей нормально ходить.
Однажды, стоя у окна, Эндрю увидел то, как она изо всех сил ползла по полю. Именно этот момент и подтолкнул его к созданию «Мира Кристины». Даже несмотря на то, что на первом показе картина осталась без должного внимания, постепенно, со временем она стала обретать всё большую популярность, став настоящим символом американского стиля.

7. Жан-Франсуа Милле


Помимо легендарного «Анжелюса» у Милле было ещё три выдающихся картины, что изображали смиренный, простой люд. «Сборщицы колосьев» – это наиболее известная из всего творчества этого гения. Именно это произведение повлияло на труды остальных художников, что жили и творили после Милле, к примеру, таких, как Ван Гог, Ренуар, Сеур, Писсарро. Она изображает трёх крестьянских женщин, что блуждают по полю, собирая оставшиеся после жатвы колосья.

В своей работе Милле изобразил низший ранг сельского общества в мрачно-сочувственном стиле, тем самым вызвав жёсткую критику со стороны французских аристократов и членов высшего общества во время первой демонстрации картины. Ко всему прочему, негодование со стороны общественности вызвали и далеко нестандартные размеры полотна 33 на 44 дюйма, которые зачастую использовали для картин с мифологическими и религиозными мотивами.

8. Гюстав Курбе


Картина «Погребение в Орнане» произвела настоящий фурор, вызвав огромный шквал эмоций и пересудов среди многочисленной публики в 1850-51 годах. Она изображает похороны двоюродного дедушки художника, проходившие в маленьком поселении Орнан во Франции. Гюстав с неимоверной реалистичностью изобразил тех горожан, что пришли и поприсутствовали на обряде погребения. Но не это вызвало недовольство зрителя, а то, что полотно было невероятно огромным (10 на 22 фута) для картины такого плана, ибо подобный формат был отведён исключительно для героических и религиозных сцен в исторической живописи.

Помимо всего этого, возмущение вертелось и вокруг того, что процессия была изображена, не имея под собой никакого сентиментально-эмоционального мотива, тем самым потрясая мир изобразительного искусства. Вопреки всему, пройдя через критику и пересуды, эта работа стала главной, благодаря которой зрители перестали ценить романтическое направление, начав интересоваться новым, более реалистичным и жизненным подходом к творчеству, что и стало переломным моментом во Франции в XIX веке.

9. Эдвард Хоппер


Такая личность, как Эдвард Хоппер, стала известна благодаря тому, что в своих работах он умудрялся раскрыть уединение жизни, вынуждая каждого, кто смотрит на картину, включить воображение, дабы закончить художественное повествование. Написание этой картины было навеяно воспоминаниями о ресторане на Гринвич-авеню. На ней художник изображает людей, сидящих в закусочной, расположенной в центре города поздно вечером. К огромному изумлению, этот сюжет многими был истолкован как иллюстрация ужасающих последствий Второй мировой войны, а также как изображение полной изоляции отдельно взятой личности среди нью-йоркской суеты.

10. Эдуард Мане


Эдуард Мане – человек, которого величали в обществе художников никем иным, как импрессионистом, однако он сам называл себя самым настоящим реалистом. Об этом и говорит одна из наиболее известных его работ, а именно – картина «Олимпия», что изображает нагую, лежащую на роскошной постели женщину в сопровождении горничной. В 1865 году данное произведение было выставлено на всеобщее обозрение, вызвав негодование не только стороны общественности, а и со стороны критиков. Нет, не из-за того, что на ней была запечатлена нагая девушка, а из-за ряда деталей, которые открытым текстом указывали на то, что она путана, а именно: орхидея, украшавшая её волосы, браслет, надетый на руку, жемчужные серьги и тонкая восточная шаль, на которой она лежит.

Помимо всего этого, на картине присутствует чёрный кот, который по тем временам также считался традиционным символом проституции. Главная особенность этой картины, как считают мировые критики, вовсе не в том, что она была вдохновлена изображением «Тицианской Венеры» Урбино, а как раз в том, что на этом полотне изображена не роскошная женщина, не богиня, и даже не аристократка, а самая что ни на есть элитная проститутка. Ключевым аспектом картины является конфронтационный взгляд этой женщины, который многие трактуют как ничто иное, как вершину неповиновения патриарху.

Реализм представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения. Данное направление следовало за романтизмом, и было предшественником символизма.

Это направление зародилось 30-х годах 19 века и достигло своего расцвета к его середине. Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов, мистических веяний и идеализации персонажей. Основной признак данного направления в литературе — художественное отображение реальной жизни с помощью обычных и хорошо знакомых читателей образов, которые для них являются частью их повседневной жизни (родственники, соседи или знакомые).

(Алексей Яковлевич Волосков "За чайным столом" )

Произведения писателей-реалистов отличаются жизнеутверждающим началом, даже если их сюжет характеризуется трагическим конфликтом. Одной из главных особенностей данного жанра является попытка авторов рассмотреть окружающую действительность в её развитии, обнаружить и описать новые психологические, общественные и социальные отношения.

Пришедший на смену романтизму, реализм имеет характерные признаки искусства, стремящегося найти правду и справедливость, желающего изменить мир в лучшую сторону. Главные герои в произведениях авторов-реалистов совершают свои открытия и умозаключения, после долгих раздумий и проведения глубокого самоанализа.

(Журавлев Фирс Сергеевич "Перед венцом" )

Критический реализм практически одновременно развивается в России и Европе (примерно 30-40-е года 19 столетия) и скоро выступает как ведущее направление в литературе и искусстве во всем мире.

Во Франции литературный реализм, прежде всего, связан с именами Бальзака и Стендаля, в России с Пушкиным и Гоголем, в Германии с именами Гейне и Бюхнера. Все они переживают в своем литературном творчестве неизбежное влияние романтизма, но постепенно отдаляются от него, отказываются от идеализации действительности и переходят к изображению более широкого социального фона, где и протекает жизнь главных героев.

Реализм в русской литературе XIX века

Главным основоположником русского реализма в 19 веке является Александр Сергеевич Пушкин. В своих произведениях «Капитанская дочь», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Медный всадник» он тонко улавливает и мастерски передает самую суть всех важных событий в жизни русского общества, представленной его талантливым пером во всем многообразии, красочности и противоречивости. Вслед за Пушкиным многие писатели того времени приходят к жанру реализма, углубляя анализ душевных переживаний своих героев и изображая их сложный внутренний мир («Герой нашего времени» Лермонтова, «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя).

(Павел Федотов "Разборчивая невеста" )

Напряженная социально-политическая обстановка в России в годы правления Николая I вызвала острый интерес к жизни и судьбе простого народа у прогрессивных общественных деятелей того времени. Это отмечается в поздних произведениях Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также в поэтических строках Алексея Кольцова и произведениях авторов так называемой «натуральной школы»: И.С. Тургенева (цикл рассказов «Записки охотника», повести «Отцы и дети», «Рудин», «Ася»), Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание»), А.И. Герцена («Сорока-воровка», «Кто виноват?»), И.А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов»), А.С. Грибоедова «Горе от ума», Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»), А.П Чехова (рассказы и пьесы «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня»).

Литературный реализм второй половины 19 века получил название критического, главной задачей его произведений было выделить существующие проблемы, затронуть вопросы взаимодействия человека и общества, в котором он живет.

Реализм в русской литературе XX века

(Николай Петрович Богданов-Бельский "Вечер" )

Переломным моментом в судьбе русского реализма стал рубеж 19 и 20 веков, когда данное направление переживало кризис и о себе громко заявило новое явление в культуре — символизм. Тогда и возникла новая обновленная эстетика русского реализма, в котором главной средой, формирующей личность человека, теперь считалась сама История и её глобальные процессы. Реализм начала 20-го века раскрывал всю сложность формирования личности человека, она складывалась под влиянием не только социальных факторов, сама история выступала как создатель типических обстоятельств, под агрессивное воздействие которых и попадал главный герой.

(Борис Кустодиев "Портрет Д.Ф.Богословского" )

Выделяют четыре основных течения в реализме начала ХХ века:

  • Критический: продолжает традиции классического реализма середины 19 века. В произведениях делается акцент на социальную природу явлений (творчество А.П. Чехова и Л.Н. Толстого);
  • Социалистический: отображение историко-революционного развития реальной жизни, проведение анализа конфликтов в условиях классовой борьбы, раскрытие сущности характеров главных персонажей и их поступков, совершенных на благо окружающих. (М. Горький «Мать», «Жизнь Клима Самгина», большинство произведений советских авторов).
  • Мифологический: отображение и переосмысление событий реальной жизни сквозь призму сюжетов знаменитых мифов и легенд (Л.Н. Андреев «Иуда Искариот»);
  • Натурализм: предельно правдивое, зачастую неприглядное, детальное изображение действительности (А.И. Куприн «Яма», В.В. Вересаев «Записки врача»).

Реализм в зарубежной литературе XIX-XX века

Начальный этап формирования критического реализма в странах Европы в средине 19 века связывают с произведениями Бальзака, Стендаля, Беранже, Флобера, Мопассана. Мериме во Франции, Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскелл — Англия, поэзия Гейне и других революционных поэтов — Германия. В этих странах в 30-х годах 19 века нарастает напряжение между двумя непримиримыми классовыми врагами: буржуазией и рабочим движением, наблюдается период подъема в различных сферах буржуазной культуры, происходит ряд открытий в естествознании и биологии. В странах, где сложилась предреволюционная ситуация (Франция, Германия, Венгрия) возникает и развивается учение о научном социализме Маркса и Энгельса.

(Жюльен Дюпре "Возвращение с полей" )

В результате сложной творческой и теоретической полемики с последователями романтизма критические реалисты взяли для себя самые лучшие прогрессивные идеи и традиции: интересные исторические темы, демократичность, веяния народного фольклора, прогрессивный критический пафос и гуманистические идеалы.

Реализм начала ХХ века, переживший борьбу лучших представителей «классиков» критического реализма (Флобера, Мопассана, Франса, Шоу, Роллана) с веяниями новых нереалистических направлений в литературе и искусстве (декаданс, импрессионизм, натурализм, эстетизм и т.д.) приобретает новые характерные черты. Он обращается к социальным явлениям реальной жизни, описывает социальную мотивированность человеческого характера, раскрывает психологию личности, судьбу искусства. В основу моделирования художественной реальности ложатся философские идеи, дается авторская установка в первую очередь на интеллектуально-активное восприятие произведения при его чтении, а затем уже на эмоциональное. Классическим образцом интеллектуального реалистического романа являются труды немецкого писателя Томаса Манна «Волшебная гора» и «Признание авантюриста Феликса Круля», драматургия Бертольда Брехта.

(Роберт Кохлер "Забастовка" )

В произведениях автор-реалистов ХХ века усиливается и углубляется драматическая линия, присутствует больше трагизма (творчество американского писателя Скота Фицджеральда «Великий Гетсби», «Ночь нежна»), появляется особый интерес к внутреннему миру человека. Попытки изобразить сознательные и бессознательные жизненные моменты человека приводят к появлению нового литературного приема, близкого к модернизму под названием «поток сознания» (произведения Анна Зегерс, В. Кеппена, Ю.О’Нила). Натуралистические элементы проявляются в творчестве американских писателей-реалистов, таких как Теодор Драйзер и Джон Стейнбек.

Реализм ХХ века имеет яркий жизнеутверждающий окрас, веру в человека и его силы, это заметно в произведениях американских писателей-реалистов Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Джека Лондона, Марка Твена. Большой популярностью в конце 19 начале 20века пользовались произведения Ромена Роллана, Джона Голсуорси, Бернарда Шоу, Эрих Мария Ремарка.

Реализм продолжает существовать как направление в современной литературе и является одной из важнейших форм демократической культуры.

С начала века в русской живописи становится популярным бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов (1780-1847), чьи картины из быта крестьян отмечены печатью сентиментализма («На пашне. Весна», «На жатве. Лето»).

Одним из ярчайших представителей бытового жанра в живописи был П.А.Федотов (1815-1852). Он стал родоначальником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве. В серии карикатур, акварельных батальных сцен, карандашных зарисовок, портретов П.А.Федотов к середине 1840-х гг. формулирует программу критического реализма, призванного, прибегая к сатире, обличать нравы и сочувствовать обездоленным: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!».

Большое значение в развитии русской живописи сыграло творчество А. А. Иванова (1806-1858). Художник, проникнувшись верой в пророческую и просветительскую роль искусства, возможность с его помощью преобразить человечество, пытался осмыслить в своем творчестве основные вопросы бытия человека, выдвинуть наиболее значимые философские и нравственные проблемы. Его жизненным подвигом можно считать картину «Явление Христа народу». Евангельский сюжет трактовался А. А. Ивановым как реальное историческое событие, в основе которого - духовный переворот в жизни угнетенного человечества. Над этим гигантским полотном художник работал более 20 лет.

В 1863 г. четырнадцать выпускников Академии художеств покинули ее в знак протеста против академических догм, так как традиционно тема дипломной работы должна была быть написана на историческую или религиозно-мифологическую тематику. В 1863 г. для дипломных работ был предложен скандинавский эпос. Выпускники сочли, что темы надуманы и ничего общего не имеют с волнующими всех современными проблемами. Под руководством И. Н. Крамского (1837-1887) и при участии критика В. В. Стасова и мецената П. М. Третьякова с 1870-х гг. было создано Товарищество передвижных выставок. Диапазон творчества передвижников был необычайно широк: историческая живопись и социально-бытовая, портрет, пейзаж. Критический реализм в их творчестве достигает большой глубины психологических обобщений. Художник В. Г. Перов (1833-1882) был создателем обличительных жанровых картин, направленных против уродливых явлений действительности («Последний кабак у заставы», «Сельский крестный ход на Пасхе»). Во многих его картинах большую роль играет пейзаж. Крупнейшими пейзажистами были А. К. Саврасов (1830-1897), И. И. Шишкин (1832-1898), А. И. Куинджи (1841-1910).

Знаменитый художник-реалист И. Е. Репин (1844-1930) с начала 1870-х гг. выступает как художник-демократ, борющийся против неотражающего жизнь академического искусства. И. Е. Репин обличал эксплуатацию народа, одновременно показывая зреющий в нем протест и скрытую силу («Бурлаки на Волге», «Отказ от исповеди»). Им были созданы портреты современников, а также ряд полотен на историческую тему («Иван Грозный и сын его Иван» и др.). К развитию «исторического мышления» призывали и картины В.И.Сурикова (1848-1916) («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»).

Первая четверть XIX в. стала временем развития стиля ампир в архитектуре. В Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать процветание и несокрушимость Российской империи. В это время творят такие замечательные архитекторы, как К. И. Росси, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, в Москве работали О. И. Бове и Д. И. Жилярди.

критический реализм художественный герцен

Ги де Мопассан (1850-1993): он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе.

Произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона".

Ромен Роллан (1866-1944): смысл бытия и творчества изначально заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира, - его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.

Произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс".

Гюстав Флобер (1821-1880): Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочетались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ.

Произведения: романы- "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьес и феерию.

Стендаль (1783-1842): Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.

Произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести - "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро".

Чарлз Диккенс (1812--1870): произведения Диккенса полны глубокого драматизма, социальные противоречия носят у него порой трагический характер, какого они не имели в трактовке писателей XVIII в. Диккенс касается в своем творчестве также жизни и борьбы рабочего класса.

Произведения: «Николас Никкльби», «Приключения Мартина Чезльвитта», «Тяжелые времена», «Рождественские рассказы», «Домби и сын», «Лавка древностей».

Уильям Теккерей (1811-1863): Полемизируя с романтиками, он требует от художника строгой правдивости. "Пусть правда не всегда приятна, но лучше правды нет ничего". Автор не склонен изображать человека ни отъявленным негодяем, ни идеальным существом. отличие от Диккенса он избегал счастливых концовок. Сатира Теккерея пронизана скептицизмом: писатель не верит в возможность изменения жизни. Он обогатил английский реалистически роман введением авторского комментария.

Произведения: «Книга снобов», «Ярмарка тщеславия», «Пенденнис», «Карьера Барри Линдона», «Кольцо и роза».

Пушкин А.С. (1799-1837): родоначальник русского реализма. У Пушкина господствует представление о Законе, о закономерностях, обуславливающих состояние цивилизации, общественных укладов, место и значение человека, его самостоятельность и связь с целым, возможности авторских приговоров.

Произведения: «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Повести Белкина».

Гоголь Н.В. (1809-1852): мир, далекий от всяких представлений о законе, пошлая повседневность, в которой изуродованы все понятия о чести и морали, совести, - словом, российская действительность, достойная гротескового осмеяния: «на зеркало веча пенять, коли рожа крива».

Произведения: «Мертвые души», «Записки сумасшедшего», «Шинель».

Лермонтов М.Ю. (1814-1841): резкая вражда с божеским мироустройством, с законами общества, ложью и лицемерием, всяческое отстаивание прав личности. Поэт стремится к конкретному изображению социальной среды, быта индивидуального человека: соединение черт раннего реализма и зрелого романтизма в органическое единство.

Произведения: «Герой нашего времени», «Демон», «Фаталист».

Тургенев И.С. (1818-1883): Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. Основной чертой цикла рассказов стала правдивость, которая заключала в себе идею освобождения крестьянства, представляла крестьян как духовно активных людей, способных к самостоятельной деятельности. Несмотря на трепетное отношение к русскому человеку, Тургенев-реалист не идеализировал крестьянство, видя, подобно Лескову и Гоголю, их недостатки.

Произведения: «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Достоевский Ф.М. (1821-1881): По поводу реализма Достоевского говорили, что у него «фантастический реализм». Д. считает, что в исключительных, необычных ситуациях проявляется самое типическое. Писатель замечал, что все его истории не выдуманы, а откуда-нибудь взяты. Главная особенность: создание философской основы с детективом - везде есть убийство.

Произведения: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Вторая половина XIX века характеризуется появлением такого течения, как реализм. Он следовал сразу за романтизмом, появившимся в первой половине этого столетия, но при этом кардинально отличавшимся от него. Реализм в литературе демонстрировал типичного человека в типичной ситуации и старался максимально правдоподобно отразить действительность.

Основные признаки реализма

Реализм обладает определенным набором признаков, которые показывают отличия от романтизма, предшествовавшего ему, и от натурализма, следующего за ним.
1. Типизация образом. Объектом произведения в реализме всегда выступает обыкновенный человек со всеми его достоинствами и недостатками. Точность в изображении деталей характерных для человека, вот ключевое правило реализма. Однако авторы не забывают о таких нюансах, как индивидуальные особенности, и они гармонично вплетаются в цельный образ. Это отличает реализм от романтизма, где персонаж индивидуален.
2. Типизация ситуации. Ситуация, в которой оказывается герой произведения, должна быть характерной для описываемого времени. Уникальная ситуация больше характерна для натурализма.
3. Точность в изображении. Реалисты всегда описывали мир таким, какой он являлся, сводя мировосприятие автора к минимуму. Совершенно иначе поступали романтики. Мир в их работах демонстрировался через призму их собственного мироощущения.
4. Детерминизм. Ситуация, в которой оказались герои произведений реалистов, это только результат поступков совершенных в прошлом. Герои показываются в развитии, которое формируется окружающим миром. Ключевую роль в этом выполняют межличностные отношения. На личность персонажа и его поступки влияет множество факторов: социальных, религиозных, нравственных и прочих. Нередко в произведении происходит развитие и изменение личности под влиянием социально-бытовых факторов.
5. Конфликт: герой – общество. Этот конфликт не является уникальным. Он характерен и для предшествующих реализму течений: классицизм и романтизм. Однако только реализм рассматривает максимально типичные ситуации. Он интересуется взаимоотношением толпы и индивида, сознания массы и отдельного человека.
6. Историзм. Литература в XIX века демонстрирует человека неотрывно от среды и периода истории. Авторы изучали стиль жизни, нормы поведения в обществе на определенном этапе, прежде чем писать твои произведения.

История возникновения

Считается, что уже в эпоху Возрождения начинает зарождаться реализм. К характерным для реализма героям относят такие масштабные образы, как Дон Кихот, Гамлет и прочих. В этот период человек представляет как венец творения, что не характерно для более поздних периодов его развития. В эпоху Просвещения появляется просветительский реализм. В качестве главного персонажа выступает герой из низов.
В 1830-х выходцами из круга романтиков формируется реализм как новое литературное направление. Они стремятся не изображать мир во всей его многогранности и отказываются от привычных романтикам двух миров.
Уже к 40-м годам критический реализм становится ведущим направлением. Однако на начальном этапе формирования этого литературного направления новоиспеченные реалисты все еще используют остаточные характерные для романтизма черты.

К ним можно причислить:
культ эзотерики;
изображение ярких нетипичных личностей;
использование элементов фантастики;
сегрегация героев на положительных и отрицательных.
Именно поэтому реализм писателей первой половины столетия часто подвергался критике со стороны писателей конца в XIX века. Однако именно на раннем этапе формируются основные черты этого направления. В первую очередь – это конфликт характерный для реализма. В литературе бывших романтиков четко прослеживается противопоставление человека и социума.
Во второй половине XIX реализм приобретает новые формы. И не зря этот период именуется «триумфом реализма». Социальная и политическая ситуация способствовала тому, что авторы начали изучать природу человека, а также его поведение в определенных ситуациях. Начали играть большую роль социальные связи между индивидами.
Огромное влияние на развитие реализма имела наука того времени. В 1859 году публикуется работа Дарвина « Происхождение видов». Позитивистская философия Канта также делает свой вклад в художественную практику. Реализм в литературе XIX века приобретает аналитический изучающий характер. При этом писатели отказываются от анализа будущего, оно их мало интересовало. Акцент делался на современности, которая и стала ключевой темой отражения критического реализма.

Основные представители

Реализм в литературе XIX века оставил множество гениальных произведений. К первой половине столетия творили Стендаль, О. Бальзак, Мериме. Именно они подвергались критике со стороны их последователей. Их произведения имеют тонкую связь с романтизмом. Например, реализм Мериме и Бальзака пронизан мистикой и эзотерикой, герои Дикенса являются яркими носителями одной выраженной черты характера или качества, а Стендаль изображал ярких личностей.
Позже развитием творческого метода занимались Г. Флобер, М. Твен, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер. Каждый автор вносил в свои произведения индивидуальные особенности. В российской литературе реализм представлен работами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина.