Open
Close

Теория периодизации личностного развития эриксон.

ЦДТ «Хибины» Годичный семинар «Педагогическая мастерская» Составитель – методист, к.пс.н. Сулейманова Н.И. Эрик Эриксон: Эго – теория личности. Стадии социализации личности по Эриксону. Возрастные периоды и кризисы развития личности. Эрик Эриксон родился в 1902 году в Германии. Не получил формального высшего образования после окончания школы. Он изучал историю и искусство. Работал преподавателем в маленькой экспериментальной американской школе в Вене. На горном курорте вблизи Вены начал изучать психоанализ, подвергся психоанализу сам. Там он познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом институте. С 1927 по 1933 года Эриксон продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академическое образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им. Марии Монтессори в Вене. В 1933 году уезжает в Копенгаген и пытается там основать Центр по изучению психоанализа. Но терпит неудачу и эмигрирует в США и поселяется в Бостоне, где уже есть психоаналитическое общество. Работает детским психоаналитиком и занимает должность научного сотрудника по психологии в Гарвардской медицинской школе. Зачислен кандидатом на соискание учёной степени доктора психологии, но сдать необходимые для этого испытания не смог и отказался от дальнейших попыток защититься. В 1938 году начинает заниматься проблемами влияния культуры на развитие ребёнка, изучает антропологию и историю. Антропология – наука о биологической природе человека, изучает сходство и различия в строении людей различных рас. Уезжает в экспедицию в резервацию, где наблюдает за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С 1942 года становится профессором психологии в университете Беркли, Калифорния. Уважаемым учёным по вопросам психоанализа. В 1950 году издаёт свою первую книгу «Детство и общество», которая была переработана и переиздана в 1963 году. С 1951 года работает в частном центре восстановительной терапии для подростков с психическими нарушениями. Продолжает создавать свою теорию психосоциального развития. Изучает биографии различных исторических личностей и американских детей. Много издаётся. 1969 год – «Истина Ганди» 1958 год – «Молодость Лютера: психоаналитическое и историческое исследование». 1964 год – «Инсайт и ответственность». 1968 год – «Идентичность: кризис юности». «Юность: изменение и вызов». Умер в 1994 году. Эго – психология – результат развития психоанализа. Основные положения теории. Человек в течение всей жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Восемь возрастов человека. Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни, который возникает как следствие достижения определённого уровня развития. На каждой стадии своего развития человек должен решить определённую жизненную задачу, проблему в своём социальном развитии. Эта задача обязательно ставится перед индивидом обществом, но не всегда человек умеет её решить. Кризис сопровождается ЦДТ «Хибины» Годичный семинар «Педагогическая мастерская» Составитель – методист, к.пс.н. Сулейманова Н.И. конфликтом между человеком и обществом. Если конфликт разрешатся благополучно, то человек переходит на следующую стадию своего развития. Если нет, то человек зарабатывает какой-то невроз или отрицательное качество характера. С первых дней жизни ребёнок ориентирован на включение в определённую группу людей, рядом с которыми он растет. Он воспринимает сначала мир глазами близких людей. Взрослые говорят ему, что как устроено, что хорошо, а что плохо с их точки зрения. Но постепенно ребёнок начинает осознавать самого себя, развивается его ЭГО, его собственное отношение к людям и миру. Это длительный процесс, который длится всю жизнь. Стадия младенчества. Главную роль в жизни ребёнка играет мать. Если она кормит, ухаживает за ребёнком, ласкает и заботится о нем, разговаривает с ребёнком, то у него формируется базовое доверие к миру. Он хорошо спит, ест, умеет спокойно ждать мать, не кричит. Если мать тревожна и невротична, обстановка в семье напряжённая, ребёнку уделяют мало внимания, то формируется устойчивый пессимизм и базовое недоверие к миру. Недостаток эмоционального общения задерживает психическое развитие ребёнка. Раннее детство. У ребёнка формируется чувство автономии и независимости. Он начинает ходить, бегать, сам просится в туалет. Ребёнок начинает осознавать, что среди людей что-то можно делать, а чего-то нельзя. Нельзя ходить в «мокрых штанишках», это стыдно, он чувствует возможность наказания. Нельзя много ругать ребёнка, наказывать за то, что он ещё не в состоянии контролировать. Но нельзя и поощрять, когда он кого-то бьёт, плюётся, обижает животных, пачкает. Своё осуждение его поступков надо выказывать строгим тоном голоса. Требования к ребёнку должны быть постоянными, непротиворечивыми и касаться не его личности, а его поступка. Надо поощрять его самостоятельность, стремление всё делать самому. «Я – сам», говорит ребёнок, осознавая себя впервые личностью, имеющей право на собственное мнение и поступок. Игра становится для ребёнка школой жизни. Очень хорошо, если в этом возрасте он начинает активно общаться со сверстниками. Иногда родители насильственно изолируют ребёнка, поручая бабушкам и дедушкам. Это плохо и для взрослых и для детей. Играя с детьми, у ребёнка развивается предприимчивость и инициатива, он учится понимать других, ограничивать себя, считаться с другими. Если ребёнок не имеет возможности полноценно играть, ребёнок становится пассивным, чувствует себя виноватым за то, что он хочет того, что взрослые не разрешают, растёт неуверенность в своих силах. Младший школьный возраст – ребёнок все больше отдаляется от семьи. Он должен научиться тому, что не всегда интересно. Должен научиться выполнять требования учителя. Если он учится хорошо, то уверенность в своих силах крепнет. Он учится мыслить про себя, проводить рефлексию: поэтапный анализ своих действий. Произвольно (с помощью воли) слушать, запоминать. Если ребёнку в школе плохо, то появляется чувство неполноценности, неуверенности в себе, потеря интереса к учению на всю жизнь, чувства отчаяния. Если родители ругают ребёнка, он начинает отдаляться и от них, стремиться к аутизму, самоизоляции. Или начинает компенсировать свои неудачи любыми способами: агрессия, капризы, частые болезни и т. д. Подростковый возраст: если на первых стадиях у ребёнка сформировалось доверие к миру, автономия, инициатива, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток начинает ощущать себя человеком, которому хорошо в этом мире. Теперь главное, чтобы и его сверстники также высоко ценили его, как он сам. Ребёнок начинает самоутверждаться, осознавать свои цели и желания, ЦДТ «Хибины» Годичный семинар «Педагогическая мастерская» Составитель – методист, к.пс.н. Сулейманова Н.И. понимать, что он любит, а что нет. Если самоутверждение не получается, он тревожится, появляется чувство одиночества, опустошённости, появляется постоянное чувство ожидания чуда, которое изменит его жизнь к лучшему. Инфантильность, когда человек недоволен всеми и вся, но сам для изменения своего положения ничего не предпринимает. Появляется страх перед личным общением, неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола. Презрение к обществу, враждебность, чувство «не признания себя» со стороны окружающих. Юность и молодость. Актуальные проблемы – самые глобальные для всей дальнейшей жизни: выбор профессии и спутника жизни. Очень важно не ошибиться. Взрослость – личность отдаёт себя делу, которому служит и своей семье. Важно чувствовать, что, то, что ты делаешь, нужно людям, что твоя семья не может без тебя обойтись. Что ты нужен своим близким и детям. Если нет любимой работы, семьи, детей, не на кого излить своё «Я», то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. После 50 лет человек переосмысливает свою жизнь, осознаёт своё я в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь это неповторимая судьба, которую не надо переделывать. Если приходится в старости переоценивать свою жизнь из-за изменившихся условий, это происходит очень болезненно. Человек должен чувствовать, что окружающие его близкие люди гордятся им, благодарны ему за то, что он сделал для них. Если родные равнодушны, ругают и обвиняют его, человек теряет вкус к жизни. Становиться недовольным молодыми, ругает их вкусы и образ жизни, ворчит и критикует. Возрастные кризисы сопровождают переход от одной стадии к другой. Переход от одного периода к другому – это изменения в сознании человека, в его отношении к себе, людям и жизни. Происходит ломка прежних социальных отношений. В период кризиса дети становятся непослушными, отказываются делать то, что просят взрослые, строптивы. Взрослые начинают вести себя непривычным для них образом. Кризис новорожденности. Кризис 3 лет – упрямство, желание всё сделать по-своему, капризы. Кризис 6 –7 лет – начало систематической учёбы. Кризис 13-14 лет – самоутверждение всеми способами. Кризис 17 –18 лет – самоопределение, тождественность самому себе. Ролевое смешение, если образ себя не выбран, или выбранный образ не устраивает. Неспособность выбрать карьеру и продолжить образование, неуспех у противоположного пола. Кризис 35 лет – пересмотр жизненных выборов. Кризис 45 лет – пересмотр жизненных ценностей. Кризис старости. Выводы из теории Эриксона. Знание особенностей каждого возраста даёт возможность лучше понимать причины своих тревог и особенности поведения других людей в различные периоды их жизни. Понимание способствует принятию других, развивает умение смотреть на мир с позиций и других людей.

Эрик Эриксон - последователь 3.Фрейда, расширивший пси­хоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Основные понятия теории Эриксона. Одно из центральных понятий теории Эриксона - идентичность личности . Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.). Идентичность (социальная тождественность) определяет систему ценностей личности, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций - отождествления себя с родителями; мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще одно важное положение теории Эриксона -кризисность развития . Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом возрасте личностные новообразования, приобретаемые ребенком, могут быть позитивными, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативными, вызывающими отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.

Стадии развития личности. Эриксон выделил несколько стадий развития личности.

1-я стадия. На первой стадии развития, соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он


уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок.

В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

2-я стадия. Вторая стадия соответствует раннему возрасту. Резко возраста­ют возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость, возрастает чувство самостоятельности.



Родители ограничивают появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы. Требования и ограничения родителей создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением, и стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутренние глаза мира» - стыд за свои ошибки. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

3-я стадия. На третьей стадии, совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, быстро учится всему, приобретает новые обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции - совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация, и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.



4-я стадия. Младший школьный возраст - предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди


Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 3

сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.

Период начального школьного обучения - это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

5-я стадия. Старший подростковый возраст и ранняя юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, завершение этого этапа жизненного пути приводит к формированию идентичности. Объединяются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, ини­циативность и компетентность позволяют юноше решить задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, с состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности.

Периодизация Л.С. Выготского Основные понятия теории Выготского. Для Льва Семеновича Выготского развитие - это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями , т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований.

Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование , имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Законы детского развития. Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

1-й закон. Первый из них - цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы


Кураев Г. А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 3

развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2-й закон. Второй закон - неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном - память, в младшем школьном - мышление.

3-й закон. Третья особенность - «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4-й закон. Четвертая особенность - сочетание процессов эволюции и ин­волюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаз­дывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Динамика возрастного развития. Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут - быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в


Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 3

психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы - ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой - между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Периоды детского развития. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис нрворожденности - младенческий возраст (2 месяца-1 год) - кризис 1 года - раннее детство (1-3 года) - кризис 3 лет - дошкольный возраст (3-7 лет) - кризис 7 лет - школьный возраст (8-12 лет) - кризис 13 лет - пубертатный возраст (14-17 лет) - кризис 17 лет.

Развитие личности по Эриксону определяется тем, насколько она успешно решает стоящие задачи, определяемые взаимодействием биологических и социальных факторов. В зависимости от того, справляется или не справляется человек с задачами конкретного возрастного периода, у него формируются либо положительные (прогрессивные), либо отрицательные (регрессивные) психические новообразования (качества). В этой ситуации выбора человек сталкивается с кризисами, которые, по мнению Эриксона, присущи всем возрастным стадиям и представляют собой «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. Этот выбор определяется характером разрешения существующих противоречий. Если противоречие разрешается благоприятно для личности (т.е., с учетом личных ценностей, особенностей жизненной ситуации и т.д.), то развитие человека прогрессивно. Если же человек «уходит» от противоречий или разрешает их неоптимально для своего «Я», то это вызывает отрицательные последствия, обуславливает регресс личности.

Эриксоном выделяется восемь стадий психосоциального развития личности. Их описание приводится ниже по учебнику Г. Крайг «Психология развития» (СПб, 2002, С. 88-91).

«По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда - коренным образом...

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако, несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни…

Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

1. Доверие или недоверие. По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

2. Автономия или стыд и сомнение. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи, и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

З. Инициатива или чувство вины. Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности. В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

5. Идентичность или смешение («путаница») ролей. До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей - ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

6. Близость или изоляция. В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

7. Генеративность или стагнация. Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои психологические потребности, уберечь свой покой и т. п.

8. Целостность эго или отчаяние. На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов».

РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

ТЕМА. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Структура темы:

Врожденные формы психики и поведения человека. Основные врожденные рефлексы, обеспечивающие органические потребности ребенка (дыхательный, сосательный, защитный). Способность к выработке условных рефлексов в младенческом возрасте.

Содержание социальной ситуации развития младенца. Разрешение противоречий ситуации развития (между биологической беспомощностью и отсутствием речи) в ведущей деятельности возраста. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми как ведущая деятельность младенческого возраста. Значение общения со взрослыми на ход физического и психического развития младенца. Характеристика и психологическое значение «комплекса оживления». «Госпитализм» как результат дефицит полноценного общения ребенка с матерью.

3. Физическое и психическое развитие младенца. Физическое развитие в младенческом возрасте. Нормы физического развития младенца по месяцам. Индивидуальные различия в физическом развитии. Развитие познавательных процессов младенца. Развитие ощущения и восприятия (зрительное сосредоточение на объектах, развитие пространственного восприятия, различение цветов и т.д.). Развитие памяти (узнавание, ассоциативная память). Развитие речи (произнесение звуков, понимание к концу возраста некоторых слов и др.).

Краткая расшифровка темы

1. Врожденные формы психики и поведения человека . Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка.

Ребенок рождается беспомощным, не может самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребности (его кормят, купают, одевают). Он обладает сравнительно ограниченным фондом безусловно рефлекторных форм поведения, приспособления к внешней среде – это наследственно закрепленные механизмы. К ним относятся рефлексы, регулирующие протекание различных физиологических функций: дыхательный, сосательный, оборонительные и ориентировочные, защитные и др. Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания).

В первые дни можно также отметить следующeе: сильное раздражение кожи (укол, например) вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом – зажмуривание, а резкое увеличение яркости света – сужение зрачка и т.д. Эти реакции – защитные рефлексы.

Кроме защитных, можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы. Наблюдениями установлено, что уже в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки (головка поворачивается в сторону света). У ребенка легко вызываются и ориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.

Кроме перечисленных у ребенка обнаруживается еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс – ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс – прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) – при прикосновении к подошвам ног.

Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения.

Большинство врожденных реакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам для ребенка становится возможным новый тип дыхания и питания. После рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это приспособление происходит рефлекторно. После того как легкие наполняются воздухом, целая система мышц включается в ритмические дыхательные движения. Дыхание осуществляется легко и свободно. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Врожденные действия, включенные в сосательный рефлекс, на первых порах еще плохо согласованы между собой: ребенок при сосании захлебывается, у него быстро иссякают силы. Очень большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организм ребенка все лучше приспосабливается к температурным перепадам.

На большую часть внешних воздействий новорожденный отвечает глобальными, недифференцированными движениями ручек и ножек. Кора больших полушарий еще не полностью сформировалась: нервные клетки почти не имеют ответвлений, проводящие пути не покрыты защитными миелиновыми оболочками. Это приводит к широкой иррадиации возбуждения и затрудняет образование условных рефлексов. Отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка – он обладает почти безграничными возможностями усвоения нового опыта, приобретения новых форм поведения, присущих человеку.

Люди, которые окружают младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, воспитывают, обучают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования.

Младенец уже при рождении обладает запасом практически готовых к употреблению сложных сенсорных и двигательных способностей-инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения, например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по генетически заданной программе

2. Содержание социальной ситуации развития младенца . Социальная ситуация развития в младенчестве, по мнению Л.С.Выготского, состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним. Поэтому он назвал ее «Мы» (ребенок не может существовать без взрослого), что позволяет считать ребенка социальным существом, его отношение к действительности изначально социально.

Говоря о социальной ситуации развития, нужно отметить следующее. Младенец биологически беспомощен, он полностью зависит в удовлетворении потребностей от взрослых. Реакция на взрослого является не только первой собственно психологической реакцией ребенка, но и первой его социальной реакцией. Л.С.Выготский, говоря о развитии младенца, писал о том, что это максимально социальное существо, и отчасти это действительно так, потому что ребенок полностью зависит от взрослого. Сам ребенок никогда не смог бы выжить, именно взрослый, окружая его вниманием, заботой и уходом, помогает ему нормально сформироваться. При этом он лишен основного средства социального общения – речи. Ведущий вид деятельности младенческого возраста – непосредственное эмоциональное общение. Эмоциональное общение со взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребенка. Если малыш капризничает и не хочет играть, то подошедший к нему взрослый одним своим появлением поднимает настроение ребенка, и он может вновь остаться один и развлекаться теми игрушками, которые перестали было его интересовать. К четырем-пяти месяцам общение со взрослыми приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.

Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставят одного.

При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действие, направляя его движения.

Общение есть условие всех других видов деятельности человека как общественного существа. Младенец еще не владеет речью – средством социального общения, но у него развивается аппарат тонкой эмоциональной чувствительности по отношению к взрослым. Контакт ребенка с окружающим миром осуществляется через взрослого. Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. Иначе говоря, отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным, общественным отношением.

Младенец очень рано вводится в ситуацию общения со взрослыми. В общении всегда проявляется направленность одного человека на другого, происходит взаимодействие участников коммуникации, когда действие одного предполагает ответное действие другого и внутренне на него рассчитано.

Потребность в общении не является врожденной, а возникает под воздействием определенных условий. Таких условий два.

Первое условие - объективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих. Только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребенок может выжить в тот период, когда он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои органические потребности. Однако подобная зависимость ребенка от взрослого не есть потребность в общении. Младенец еще не адресует свои сигналы конкретному лицу, пока еще нет общения.

Второе условие - поведение взрослого, обращенного к ребенку. Взрослый с первых дней появления ребенка на свет обращается с ним так, как будто тот может включаться в общение. Взрослый разговаривает с младенцем и неустанно ищет любого ответного знака, по которому можно судить, что ребенок включился в общение.

Эмоциональные контакты с детьми в возрасте двух, трех, четырех месяцев показывают, какой глубокий восторг вызывает у них ласковый разговор взрослого человека, который никогда никого из них не кормил и не пеленал, но теперь, нагнувшись, улыбается и нежно гладит.

Первоначально ребенка втягивает в общение мама, позднее у него возникает потребность контакта и отрабатываются средства для включения в общение других людей. Наиважнейшим средством общения в младенчестве являются экспрессивные действия (улыбки, активные двигательные реакции). Младенец, в свою очередь, нуждается в избирательном наборе средств общения, предлагаемом взрослым: не все средства, существующие в человеческой культуре, с первых недель и месяцев жизни имеют для него эмоциональную значимость.

Наблюдения показали, что попытки организовать общение с младенцем трех месяцев на основе чисто словесных воздействий взрослого бесплодны – ребенок «берет» лишь экспрессивную сторону речи. Годовалых детей длинные монологи раздражают, причем примерно так же, как поглаживание по голове; в этом возрасте общение детей с окружающими людьми строится на основе совместной предметной деятельности.

Так, у младенца в процессе собственной деятельности, в общении со взрослыми формируется некоторое «целостное психическое образование, как бы централизующее его психическую жизнь и опосредующее его поведение в ответ на воздействия внешней среды», образование, субъективно выражающееся в эмоционально окрашенном самоощущении.

Основными новообразованиями данного возраста являются:

1) инстинктивная психическая жизнь, для которой характерно: неспособность выделять себя и других людей из общей ситуации; возникновение переживания в связи со своим состоянием.

2) формирование автономной речи, для которой характерно: непостоянство и многозначность слов и др.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется улыбка как реакция на взрослого, как выражение радостного переживания. Ребенок останавливает взгляд на лице матери, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, улыбается. Это бурная эмоционально-двигательная реакция названа «комплексом оживления». Комплекс оживления является своего рода доминантой, так как другие потребности для ребенка теряют свое значение. Когда к нему подходит взрослый – он замирает, а затем начинает усиленно двигать ножками и ручками, делает все, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

«Комплекс оживления» - это специфический акт поведения младенца в отношении взрослого, это первая простейшая форма взаимодействия ребенка с окружающим миром. Он знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в познании и общении. «Комплекс оживления» включает в себя 3 компонента:

1) улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1-ой неделе 2-го месяца жизни. Первые улыбки легкие, с растягиванием рта, но без размыкания губ. Постепенно ребенок начинает улыбаться спокойно, с серьезной спокойной мимикой. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой;

2) вокализации: ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому;

3) двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабым движением ручек и ножек. Постепенно ребенок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях, поворачивается на бок с выгибанием спинки. В развитом комплексе отмечаются энергичные повторные прогибы спинки с упором затылком и пятками («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек.

По данным М.И.Лисиной, систематическое эмоционально-словесное воздействие взрослого, начиная с 2,5 месяцев, оказывает положительное влияние на повышение общей активности ребенка, существенно влияет на развитие его познавательной деятельности, направленной на ознакомление с предметами.

«Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализм + двигательное оживление (к 3 месяцам). Кроме того, начало «комплекса оживления» связано с генерализованным привлечением любого взрослого, конец характеризуется появлением избирательного общения. Так, уже 3-месячный ребенок выделяет свою мать из окружения, а к 6 месяцам начинает отличать своих от чужих. С 8-9 месяцев ребенок будет проявлять активность, затевая первые игры со взрослыми (не из-за самой игры, а из-за удовольствия общения со взрослым), а к 11-12 месяцам дети уже умеют не только наблюдать за взрослыми, но и обращаться к ним за помощью. Подражает ребенок всегда только человеку.

Примерно до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и сохраняется как целое, а к 6 месяцам отмирает как единая комплексная реакция, но его компоненты начинают трансформироваться: улыбка – в мимику, гуление - в речь, двигательное оживление – в хватание.

Итак, в младенческом возрасте главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Для ребенка очень важна уверенность матери в своих действиях. Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в доме сирот), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения ребенка с матерью, если он ограничен в контактах со взрослыми, то развивается глубокая физическая и психическая отсталость, именуемая госпитализмом. Его проявлениями являются: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т.п.).

  • Авторская оценка значимости данной работы для развития психологии

  • Теория Э. Эриксон (1902-1994) – возникла как рез-т обобщения опыта работы в клинике, опирается на его сравнительные исследования особенностей развития и воспитания детей в разные периоды. Теория Эриксона более узкая, т.к. в ней рассматриваются только развитие личности, подобно Джеймсу, -развитие Я человека. Теория Эриксона охватывает всю жизнь человека, а не только временной интервал до юношеского возраста. Интересовала проблема нормально и аномального развития личности. Теория пытается решить и эту проблему тоже.

    Как и теория Эльконина, теория Эриксона очень практична. В ней содержаться прямые указания, как должен нормально развиваться человек в онтогенезе.

    Эриксон выделяет 8 стадий развития личности, или, что то же самое 8 развитий Я человека. Основная специфика этих стадий заключается в том, что на каждой из них у человека возникают возможности для обретения личностью определенных качеств, которые необходимы человеку для его нормального развития. И если на каждой из этих стадий, человеку удастся реализовать эти возможности (приобрести все эти качества) и если в дальнейшем человек не утратит эти качества, а разовьет их, то можно говорить о том, что личность развивается нормально. Если же эти возможности не реализуются ни на соответствующих стадиях, ни в дальнейшем, то с т.з. Эриксона личность будет развиваться аномально. А будут ли приобретены эти качества – зависит от множества факторов. Т.о. человек на каждой из этих 8 стадий развития сталкивается с объективно существующей проблемой, а именно с проблемой приобретения его личностью определенных качеств. И от решения этой проблемы зависит, в каком направлении пойдет развитие личности – в нормальном или аномальном.

    Стадии по Эриксону:

    1. Период от рождения до 1 года (младенческий возраст) – базовое доверие против базового недоверия . В этот период нормальное развитие личности ребенка предполагает формирование базового доверия. Базовое доверие – общее отношение ребенка к жизни, которое характеризуется в том, что он принимает свою жизнь, относится к своей жизни положительно, ему интересно жить и т.д. Важнейшим фактором при этом является отношение родителей. Если они удовлетворяют насущные потребности ребенка, относятся нормально к нему, то это способствует формированию базового доверия. Не только от отношения окружающих зависит это чувство, но и от внутренних особенностей ребенка тоже. Если он часто болеет, находится часто в угнетенном состоянии – все это конечно не способствует формированию доверия.

    2 стадия: 1-3 года (раннее детство) автономия против стыда и сомнения . Нормальным является начало развития его самостоятельности . Приобретение уверенности в своих действий без поддержки взрослых. Родители должны всячески поощрять самостоятельность ребенка. Если ограничивать – то начинает формироваться зависимость от взрослых. Основные проявления этой зависимости – повышенная стыдливость и нерешительность. Стыдливость – одно из проявления зависимости от мнения и оценок других. При необходимости совершить самостоятельные действия ребенок полагается не на самого себя, а на то, как он будет выглядеть его поведение в глазах других. Нерешительность обратная сторона уверенности в том, что он может делать без помощи.


    3 стадия 3-6лет (дошкольный возраст) – инициатива против чувства вины . Инициатива – проявление активности в постанове целей и их достижении. У детей наблюдается множество инициатив, они сами стремятся что-то узнать, стремятся к общению, знакомится, придумывают для себя занятия и игры. Родители должны поощрять инициативу в своих детях. Сами факты ее проявления. Результаты инициативной деятельности детей не могут быть особо успешным, и если взрослые относятся к этому чрезмерно критически, то у детей развивается задержка инициативы и формируется чувство вины как реакция негативной оценки взрослых на неудачное проявление инициативы.

    4 стадия 6-12 лет (мл школьн возр) – трудолюбие против чувства неполноценности . Формирование у ребенка желания трудиться. Ребенок осознает, что трудолюбие, усидчивость, прилежание, аккуратность - эти качества являются для него самого и общества ценными и желанными. Если этого нет, то ребенок испытывает неудачи в трудовой деятельности и окружающие начинают относиться к нему как к неудачнику, неспособному, что приводит к снижению самооценки ребенка. Это способствует формированию у него стойкого чувства собственной неполноценности

    5 стадия 12-19лет (юношеский, подростковый) - идентичность против смешения ролей . Переходный возраст, в течение которого у человека должен измениться образ жизни от детского ко взрослому. Ребенок должен стать полноценным членом общества и начать выполнять в нем какие-то функции. Этот переход перестраивает вся личность подростка, должна сформироваться новая личность, которая соответствует требованиям общества. В этой личностной перестройке - важно – новое представление о себе и своих социальных ролях. Эти представления должны содержать ответы на вопросы о себе – какой я человек, мои ценности, идеалы, интересы, кем я хочу быть, каким, как себя вести. Если в рез-те формирования новой личности у подростка складываются новые представления о себе, которые совпадают с представлениями о нем других людей – я подростка обретает новую идентичность , взамен той, что была до этого. Идентичность - (1)-непосредственное восприятие индивидом своей длящейся самотождественности (о, бля! Опять началась леонтьевщина!) т.е. я – это я, и качества моей личности остаются со мной вне зависимости от ситуации. (2)-Другие люди тоже видят эту длящуюся самотождественость. Если этот период затягивается и новая идентичность не сформировалась, то возникает ощущение путаницы – смешение ролей , задержка формирования идентичности.

    6 стадия 20-25 лет – близость против изоляции . Нормальное развитие личности уже взрослого человека предполагает установление им близких отношений с другими людьми (после кардинальной перестройки). Желание и готовность человека посвятить себя или часть себя кому-то другому, сопереживать, заботиться, нести ответственность, жертвовать интересами, хранить ему верность. Условием формирования близких отношений, в том числе, являются формирование семьи. Если не удается устновить эти отношения – возниакает комфорт от одиночества, изоляция .

    7 стадия (средняя зрелость) 26-64 лет –генеративность против стагнации . В этот период человеку надо определиться в общей направленности своей жизни. Основная направленность – генеративность – продуктивная деятельность, труд, направленная на благо других людей и общество в целом. Например, человек стремится передать свой опыт и знания подрастающему поколению. Аномальность здесь проявляется в направленности только о себе и своем благополучии – это стагнация (застой)

    8 стадия 65-до смерти – целостность я против отчаяния . Итоговая стадия, на которой человеку невозможно изменить свою жизнь. Остается только расплачиваться за тот путь, по которому он уже прошел. Если на каждом из предшествующих этапов шло нормальное развитие личности, то Я человека обретает качество целостности . Целостность – ощущение себя, удовлетворенность прожитой жизнью, жизнь удалась и имела смысл. У таких людей отсутствует страх смерти. Им не хочется прожить жизнь по-другому. При аномальном развитии – человек испытывает отчаяние из-за неудачно прожитой жизни. У таких людей выражен страх смерти.

    В своих взглядах на развитие Э.Эриксон придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Это такие стадии как:

    Раннее младенчество (от рождения до 1 года).

    на первой стадии в первом случае это: доверие к людям, взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение тяги детей к общению и другие жизненно важные потребности. Во втором случае это: недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви; слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.

    Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет).

    На второй стадии это: самостоятельность, уверенность в себе; ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. С другой стороны - сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда; ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения; у него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

    Раннее детство (около 3-5 лет).

    На третьей стадии это: любознательность и активность, живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. С другой стороны - пассивность и безразличие к людям, вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.

    Среднее детство (от 5 до 11 лет).

    На четвертой стадии это: трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижению успехов, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, постановка перед собой и решение реальных задач; нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. С другой стороны - чувство собственной неполноценности, слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми; острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью; ощущение временного “затишья перед бурей”, или периодом половой зрелости, конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.

    Половое созревание, отрочество и юность (от 11 до 20 лет).

    На пятой стадии это: жизненное самоопределение; развитие временной перспективы - планов на будущее; самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть?; активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях; учение; четкая половая поляризация в формах межличностного поведения; становление мировоззрения; взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. С другой стороны - путаница ролей; смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом; концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми; полоролевая фиксация; потеря трудовой активности; смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании; путаница в моральных и мировоззренческих установках.



    Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).

    На шестой стадии это: близость к людям; стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям; рождение и воспитание детей; любовь и работа; удовлетворенность личной жизнью. С другой стороны - изоляция от людей; избегание людей, особенно близких,интимных отношений с ними; трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение; непризнание, изоляция и первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.

    Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет).

    На седьмой стадии это: творчество; продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми; зрелая, полноценная и разнообразная жизнь; удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей; обучение и воспитание нового поколения. С другой стороны - застой; эгоизм и эгоцентризм; непродуктивность в работе; ранняя инвалидность; всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

    Поздняя взрослость (свыше 60 лет).

    На восьмой стадии это: полнота жизни; постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка; принятие прожитой жизни такой, какая она есть; ощущение полноты и полезности прожитой жизни; способность примириться с неизбежным; понимание того, что смерть не страшна. С другой стороны - отчаяние; ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро; осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей; желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено; ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала; боязнь приближающейся смерти.

    На каждой стадии развития Э.Эриксон выделяет нормальную и аномальную линии развития. Так,

    Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

    1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).

    2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).

    3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

    4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

    5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

    6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

    7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность “погружению в себя” (между 30 и 60 годами).

    8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

    Становление личности в концепции Э.Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность, приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

    Возраст человека, как и человек в целом, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального, конвергенция которых выражается в отдельной фазе человеческой жизни и в генетических связях между фазами. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими; по этим изменениям можно судить не только об отдельных психосоматических и социально-психологических сдвигах, но и об их динамических соотношениях. В этом смысле фактор возраста, о котором говорится во многих исследованиях, является суммой разнородных влияний роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания и других явлений органического развития, конвергируемого в условиях воспитания с культурным развитием как освоением общественного опыта, исторически сложившихся знаний и правил деятельности.