Open
Close

Нетрадиционные рисунки осени. Осваиваем рисование ушными палочками

Елена Филонова
Конспект занятия по нетрадиционным техникам рисования «Разноцветный лес» подготовительная группа

Ф. И. О.: Филонова Елена Николаевна

Группа : подготовительная

Продолжительность : 35 минут

Тема : «Разноцветный лес » (техники : цветной «Граттаж» , рисование ватными палочками , тычёк поролоном)

Цель : Создать условия для наиболее полного и свободного раскрытия у детей творческих способностей с помощью средств нетрадиционного рисования .

Задачи :

Образовательные :

Закреплять знания о техниках : тычёк поролоном, рисование ватными палочками ; «граттаж»

Формировать умение рисования линиями , штрихами, примакиванием.

Активизировать словарь : граттаж, процарапывание, штрихи, линии, поролоновый тычок, примакивание; употребление и подбор относительных прилагательных к существительному «лес» .

Развивающие :

Развивать интерес к художественному творчеству;

Развивать чувство композиции;

Развивать мелкую моторику рук;

Расширять познавательный интерес у детей к нетрадиционным техникам рисования .

Воспитательные :

Воспитывать эстетические чувства, желание сопереживать и помогать.

Воспитывать у детей стремление к достижению результата.

Образовательные области :

Приоритетная : художественно-эстетическое развитие

В интеграции : речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Виды детской деятельности : художественно-продуктивная - рисование , коммуникативная, двигательная; музыкально – художественная (слушание музыки, познавательно-исследовательская.

Оборудование :

Ноутбук, проектор;

Мольтберт;

Презентация «Письма от Лешего и Бабы Яги» ;

Звук SMS сообщения;

Посылка от Лешего;

Готовые заготовки листов бумаги для рисования в технике цветной

«Граттаж» ;

Палочки для процарапывания;

Влажные салфетки;

Поролоновые тычки;

Бумага зеленая и голубая для рисования ;

Краски гуашевые;

Ватные палочки;

Емкости под мусор;

картины : «Лесная глушь» Шишкин и «Сказочный лес»

Музыкальное оформление «Мелодии леса» .

Подготовка бумаги к рисованию в технике граттаж :

1. Затонировать альбомные листы бумаги (плотные) акварельными или гуашевыми красками (по желанию) .

2. Тонированные листы бумаги покрыть слоем воска (натереть свечой) . Если используется цветной глянцевый картон, то его поверхность покрывать воском не обязательно.

3. Подготовленные листы бумаги или картон покрываем чёрной тушью (гуашью) с добавлением небольшого количества шампуня, мыла или средства для мытья посуды.

Воспитатель :

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Николаевна, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие! Хотите?

Ответ детей : Да.

Воспитатель :

А куда именно, вы догадаетесь сами, когда послушаете мой рассказ :

«Это необычная, волшебная страна. По улицам, которой разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы-краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнце, небо переливается всеми цветами радуги, изумрудная трава шелестит под ногами. А все дома – разноцветные ».

Воспитатель : - Что это за страна? Выслушиваю ответы детей, подвожу итог

Воспитатель :

Это волшебная страна Рисовандия . Она на самом деле – волшебная! Почему?

Выслушиваю ответы детей, подвожу итог

Воспитатель :

Все, кто туда попадает, становится волшебником.

Раздается звук SMS сообщения.

Воспитатель :

– Ребята, нам на электронную почту пришло письмо посмотрим?

Ответ детей : Да.

1 слайд изображение конверта

Воспитатель : - Посмотрите, какой, необычный конверт. Интересно от кого?

Прочитаем, что там написано?

Ответ детей : Да.

2 слайд видеописьмо от Лешего

«Здравствуйте дорогие ребята! Я узнал, что Вы путешествуете по стране Рисовандии . А я живу в темном, дремучем лесу, но так хочется красоты, цвета, света и тепла. Помогите мне, пожалуйста! Только на Вас надежда! Нарисуйте красивый лес и его обитателей, а я оживлю ваши картинки, и вокруг меня будет красота. Заранее благодарю вас, мои добрые волшебники! Высылаю вам бумагу и кисточки. Ваш Леший».

Воспитатель : - Ребята, о чем просит нас Леший?

Почему он нас об этом просит?

Поможем Лешему?

Ответ детей : Да!

Воспитатель : Тогда за дело!

А вот и посылка от Лешего (около экрана, начинаем открывать)

Достаём из посылки :

1. картину- фотографию

Посмотрите, что это?

Это лес, в котором сейчас живет леший. Какой он? (темный, корявый, скучный, не выразительный)

Вот еще одна картина леса. Давайте сравним.

Чем они отличаются?

Чем похожи?

Зачем Леший положил в посылку две картины?

В каком лесу хочет жить Леший?

2. чёрную, зеленую и голубую бумагу; заострённые палочки, ватные палочки и поролоновые тычки, краски.

Ничего не понимаю! А где кисточки?

Раздается звук SMS сообщения.

Посмотрите, ещё одно письмо пришло. Интересно, что в нём?

3 слайд видеописьмо от Бабы яги

«Ага, Лешему собрались помогать? Не тут – то было! Я Хозяйка – этого леса! Мне 120 лет, Я люблю делать гадости, я вредная и противная. Видите, во что я превратила бумагу, кисточки? Попробуйте нарисовать что-нибудь красивое…. Ха-ха-ха! Посмотрим, что у Вас получится! Баба Яга».

Воспитатель : - Вот так, ни здравствуйте, ни до свидания! Что же нам делать, ребята? Как помочь Лешему?

Дети предлагают варианты решения, высказывают предположения.

Воспитатель : - Ну что ж, другой бумаги у нас всё равно нет.

Как вы думаете, на какой бумаге, чем можно рисовать ? Почему? (на черной палочками, тычком и ватными палочками на голубой и зеленой)

1. - Взгляните, палочку держим как карандаш, и если ей процарапывать по бумаге остается след - линия, а если – штрихами – короткими, частыми линиями, то чёрный цвет исчезает совсем.

Что можно нарисовать в лесу линиями , штрихами? (дети перечисляют)

Деревья, цветы, солнце, облака и другое мы рисуем линиями, а листочки объем облаков, кору у деревьев - штрихами, но вы не забывайте, что рисунок должен располагаться по всему листу бумаги.

- Рисовать можно на любой бумаге :

острыми палочками на черной и такая техника называется – граттаж, поролоновым тычком на голубой или зеленой бумаге называется – поролоновый тычок. А кто знает, как называется рисование ватными палочками ? (так и называется рисование ватными палочками )

Вы не забыли, о чем нас просил Леший?

Что можно нарисовать в лесу ?

Теперь выберите себе, каким способом будите рисовать .

Внимательно посмотрите, на столах вас ждет сюрприз! Вы должны сами найти свое рабочее место.

Тогда проходите. Леший ждёт нашей помощи!

Что бы наш лес получился красивым, красочным как просил Леший, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика : «Дремучий лес…»

Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Всем качает головой. (Повороты кистей рук)

Ветками цепляет, (Сжимаем, разжимаем кулачки)

В гости нас зазывает. (Махи кистями на себя)

Самостоятельная продуктивная деятельность детей под музыкальное сопровождение «Мелодии леса» . По ходу деятельности следить за правильностью выполнения, при необходимости напомнить способ рисования в технике штриха , индивидуальные вопросы : как рисуешь – процарапываю, линиями, штрихами.

Готовые работы расположить на одном столе.

Воспитатель : - Молодцы, ребята! Как вы считаете, мы победили Бабу Ягу? Почему вы так решили?

Какой лес у нас получился? (выразительный….)

А каким способом ты рисовал , а ты?

Значит, мы выполнили просьбу Лешего?

А теперь сложим рисунки в конверт и отправим Лешему в лес, он обязательно обрадуется!

Рефлексия. Как вы считаете, мы хорошо поработали? Тогда мы заслужили награду. Награду получит тот, кто ответит на мои вопросы.

Что тебе больше понравилось….

Самым интересным было….

Я узнал, что….

После занятия мне захотелось…

Меня удивило….

У меня появилось желание…

Я познакомился…

Самым сложным для меня было….

Предполагаемый результат :

Познакомились с новой техникой нетрадиционного рисования – «Граттаж» ;

Овладели различными приемами графического изображения (линии, штрихи) в технике рисования процарапыванием – «Граттаж» ;

Усовершенствовали навыки работы в других техниках : рисование ватными палочками , поролоновым тычком;

Активизировали в речи детей слова по теме, умение употреблять и подбирать относительные прилагательные.

Проявили творческую самостоятельность и инициативу;

Анализируют продукт своей деятельности.

Литература

1. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками . Творческий центр, - М., 2008.

2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ . «Каро» ,

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

(НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ – ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ)

«ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО»

Подготовил: Герова Татьяна

Задачи:

  • уточнить знания детей об изменениях в природе осенью;
  • уточнить знания детей о строении дерева (крона, ствол, корень);
  • воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке;
  • развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
  • учить детей рисовать крону дерева методом тычка ватной палочкой;
  • развивать мелкую моторику и логическое мышление.

Материалы:

Гуашь красного и желтого цветов, палитры, ватные палочки, тряпочки, белая бумага с заготовкой стволов деревьев, иллюстрация готовой работы.

Предварительная работа:

Рассматривание на участке деревьев;

Беседа об изменениях в природе осенью;

Рассматривание иллюстраций осенних деревьев.

Ход занятия:

В. Обращает внимание на красочный плакат осеннего леса.

Дети, посмотрите. Какой красивый стоит осенний лес. Листочки осенью на деревьях желтеют, краснеют.

Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный (И. Бунин)

Давайте и мы с вами попробуем передать красоту осеннего леса

Перед вами лежат заготовки. Скажите, что же на них изображено? (ствол дерева). А что забыл нарисовать художник? (Крону, листочки). Давайте поможем художнику и дополним рисунок.

Пальчиковая гимнастика «Листопад»:

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

Наши пальчики готовы к работе. Сегодня ы будем заниматься необычным рисованием. Вместо кисточки перед вами лежат ватные палочки. Обмакнем палочку в краске и прижмем палочку к бумаге в верхней части листа рядом со стволом. Посмотрите, остается отпечаток. Это и будут листочки.

В. Берет палочку, окунает ее в краску, рисует крону дерева. Показывает, что можно использовать два цвета. Для этого нуно пользоваться двумя палочками – одну макать в красный, другую в желтый цвет.

Дети выполняют рисование листьев на основе незавершенной композиции.

Воспитатель помогает тем, кто не справился с заданием.

В конце работы оформляется выставка. Воспитатель хвалит детей за проделанную работу.


Один из необычных видов творчества у дошкольников — это рисование ватными палочками. Оно является легким способом перейти от рисования пальчиками к использованию кистей. Дети дошкольного возраста вполне способны увлечься подобными занятиями. Рисование ватными палочками можно предлагать детям начиная со второй младшей группы детского сада (то есть с 3-4 лет). Возможно проведение занятий и в подготовительной группе (6-7 лет), но в более сложном варианте.

Любой вид развивающих занятий имеет определенные цели. В числе основных, которые подразумевает рисование ватными палочками, — это развитие следующих умений и навыков:

  • умение держать палочку в руке, развитие мелкой моторики рук;
  • умение смешивать цвета;
  • навык создания многослойных рисунков;
  • воспитание эстетического вкуса;
  • развитие воображения, фантазии;
  • развитие чувства композиции.

Немаловажно и то, что подобные занятия способствуют удерживанию интереса к кропотливому труду, что не очень свойственно дошкольникам.

Подобные виды изобразительной деятельности части используют в группах в детском саду. Такие занятия имеют благотворное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, развивают любознательность, умение наблюдать за природой, формируют понимание ее ценности и бережное отношение к ней. А еще таким образом дети знакомятся с окружающим миром и познают его.

Многим детям младшей возрастной группы сложно перейти сразу к рисованию кистью. Эта задача кажется достаточно сложной и неудобной, прежде всего потому, что кисть нужно тщательно мыть. При рисовании палочками такая необходимость отпадает.

Инструменты и материалы

Для рисования палочками понадобятся:

  • ватные палочки;
  • гуашь;
  • стаканчик с водой;
  • бумажные салфетки;
  • пластиковая палитра;
  • альбомный лист;
  • карандаш для нанесения рисунка;
  • изображение или картинка того, что планируется рисовать.

Как вариант можно использовать уже готовые раскраски или распечатать контуры будущего подходящего рисунка на бумаге формата А4. В целом, так как вода при рисовании палочками не используется, можно рисовать и на обычной офисной бумаге. Бумага может быть и цветной, и светлых тонов. Второй вариант придаст рисунку выразительность и большую декоративность.

Рекомендуется начинать с небольших простых рисунков, а затем переходить к более сложным. Палочки следует выбирать более мягкие и крупные на конце, так ребенку будет проще рисовать. Такие палочки будут набирать достаточное количество краски и давать сочные отпечатки.

Техника рисования

Основная техника рисования — это мазки (штриховка), которые можно выполнять, если держать палочку вертикально (получаются тонкие линии) или же почти горизонтально, под углом около 30 градусов (так могут получаться толстые широкие штрихи). Кроме мазков, используется точечная техника, в результате которой получают круглые отпечатки.

Рекомендуется начинать рисовать с нескольких ярких выразительных цветов (можно предложить ребенку самому выбрать их), постепенно переходя к большему количеству. Когда ребенок понял принцип техники, можно рассказать о смешивании для получения оттенков и новых цветов. Лучше всего взять традиционную шестицветную гуашь и постепенно прийти к смешиванию.

Конечно, истинная техника пуантилизма (точечного рисования) не предполагает смешивания цветов, нанесения штриховки, а опирается на контрастность в цветовых решениях. Но для детского творчества все-таки важнее развитие навыков рисования, а не строгая приверженность канонам живописи. Поэтому допустимы любые отступления от правил.

После освоения несложных рисунков и теории смешивания цветов рисунки следует усложнять и вводить элементы многослойности — рисование поверх влажной или уже высохшей гуаши. Здесь уже можно начать знакомить ребенка с понятием объема, света, тени.

В целом, техника сводится к следующему:

  • на палитру нанести небольшое количество гуаши;
  • смочить палочку (один конец или оба), отжать лишнюю воду салфеткой;
  • обмакнуть палочку в краску и нанести (точечно или штрихами).

Не следует постоянно обмакивать палочку в воду, так как палочку, в отличие от кисти, после начала применения не отжимают, соответственно, избыток воды будет приводить к кляксам. Одна палочка используется для одного цвета, как только палочка приходит в негодность, ее выкидывают. Можно использовать сразу несколько палочек с разными цветами. Гуашь должна быть в меру жидкой, в меру густой. Если гуашь будет слишком густой, ребенку будет неудобно ее наносить, если же слишком жидкой — рисунки могут расплываться. Если краска слишком густая, нужно разбавить ее немного водой (залить в баночку гуаши 10-30 мл и тщательно размешать).

Сюжеты для рисования

Вполне приемлемы такие варианты:

  • рисование по контурам фигуры, точками, штрихами;
  • рисование путем заполнения внутренних частей контуров;
  • рисование свободным стилем.

Основные рекомендации следующие. Начинать надо с простых привычных изображений, например, солнышко, цветочек, а затем переходить к более сложным: к мозаичным рисункам, выполнению каких-либо орнаментов. Точечная техника весьма эффектно смотрится в орнаментах. Такой альтернативный способ рисования очень нравится детям и привлекает своей простотой.

Для рисования ватными палочками лучше всего выбрать тему нейтральную и актуальную для ребенка. Весной это могут быть цветы, летом — солнце, речка, фрукты. Осень может порадовать опадающей листвой, а зима — снежными пейзажами.

Всегда рекомендуется перед рисованием обсудить будущую картину, лучше всего, если перед глазами будут живые примеры, свежие или нарисованные цветы, снежные узоры или что-то подобное. Нужно задавать вопросы, которые будут способствовать тому, чтобы ребенок начал рассуждать и наблюдать, анализируя форму и цвет.

Примерные вопросы могут быть такие:

  • как ты думаешь, на что похож снежок;
  • какого он цвета;
  • какие лепесточки у ромашки, какой они формы;
  • на что похоже солнышко издалека;
  • какого оно цвета;
  • посмотри на дерево, как много на нем листочков, как мы их нарисуем;
  • каких они цветов.

Самое важное — анализировать форму, цвет, структуру предметов, сразу обращая внимание на то, что нет симметрии, что формы, размер листьев отличаются (меньше, больше), что в тени листья темнее, а на свету — светлее. Конечно, это более приемлемо для детей в подготовительной группе. Соблюдение таких простых правил заложит хорошую основу для развития художественного восприятия ребенком окружающего мира. А еще можно дополнить занятие небольшими рассказами, стихами по тематике рисования.

Роль родителя — направляющая, подсказывающая и стимулирующая. Освоить технику такого рисования под силу даже тем взрослым, которые совершенно не умеют рисовать. Но в ходе занятия они смогут провести много приятных минут, рисуя вместе со своим ребенком.

Симонова Татьяна

Рисование – один из самых популярных видов творческой деятельности в жизни многих детей. И это прекрасно! Ведь в художественной деятельности заложен громадный потенциал, которые внимательные и любящие родители могут с успехом реализовать в занятиях со своим чадом.

Итак, что же такое пуантилизм ? Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать точками» . Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа

Сёра. Он считается основателем этой техники .

Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе. Краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счёт оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит картину с близкого расстояния, то рисунок плохо виден, но если взглянуть издалека, то картина видна целиком.

В жанре пуантилизм рисуем ватной палочкой или тонким концом кисти, маркером, гелиевыми ручками, фломастерами, пальчиками.

Чем же полезно рисование для ребёнка ?

Рисование :

– развивает мелкую моторику и тактильное восприятие;

– тренирует память;

– приучает к усидчивости и собранности;

– помогает укрепить руку для обучения письма;

– обогащает внутренний мир;

– помогает выражать чувства; способствует эмоциональному раскрепощению;

– развивает воображение;

– развивает творческие способности;

– формирует творческий подход к жизни;

– развивает индивидуальность;

– приобщает к искусству.

Необходимые материалы : бумага для рисования , краски, ватные палочки , кисточка, стаканчик для воды, салфетки.

Пошаговое описание работы :

1. С помощью кисточки рисуем на бумаге ствол дерева коричневой краской ;

2. Далее нам понадобится гуашь красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета. Рисовать мы будем с помощью ватных палочек . Макаем ватную палочку в гуашь и методом «тычка» начинаем рисовать листочки ;


3. Таким же образом рисуем траву;



4. Переходим к раскрашиванию лужи и неба;



Вот такие яркие и необычные деревья у нас получились !

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Нетрадиционное рисование «Ветка мимозы». Средняя логопедическая группа № 2 Воспитатель Соломатина Наталья Николаевна Реализуемая образовательная.

Рисование снегиря ватными палочкам. Задачи: - учить детей раскрашивать грудку снегиря, не выходя за контур; - развивать умения детей рисовать.

Конспект НОД «Красивый цветок для мамы». Рисование ватными палочками (старшая группа) Ход ОД: Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла очень необычная гостья. А кто же это, давайте попробуем отгадать: Лети, лети, лепесток,.

Конспект НОД «Ягоды рябины для птички» (рисование ватными палочками) Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми второй группы раннего возраста Тема: «Ягоды рябины для птички» (Интеграция.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Золотая рыбка».

С самого раннего возраста детей так и тянет что-нибудь почеркать на бумаге, все дети любят рисовать. Особенно детям нравятся рисование.