Open
Close

Виды вокала. Что такое академический вокал Виды вокала в роке

Обучение эстрадному вокалу

для руководителей вокальных эстрадных коллективов

г. Ростов-на-Дону

Введение……………….………………….………..…..…………..…….….……… 3

1. Об эстрадном вокале и других музыкальных стилях …………...............…… 5

2. Различные методики обучения вокалу ……………..….….…...….…..……… 8

7. Подготовка вокалиста к пению ……………………………………………… 19

8. О типах певческого дыхания и атаке звука …………………….…………… 23

10. О дикции в вокале ………………………………………………….…………. 28

11. Правила орфоэпии ……………………………………………………………. 31

12. Интонирование согласных ………………………………………..………….. 33

13. Гласные звуки ……………………………………………………...…………. 37

14. Различные виды вокальных упражнений ………….……………..…………. 40

15. Украшения основного звука – мелизмы ……….……………….……..…….. 46

16. Приёмы эстрадного вокала …………………………………………..………. 51

17. Основные дефекты звука вокалистов. Исправление вокальных дефектов.. 52

Заключение ……………………………………………….……….………………. 54

Список использованной литературы……………………….…..…….…..……… 56

Приложение "Словарь специальных терминов" ………..…….………………… 58

Введение

Вокал – это искусство управления голосом, преимущественно применяющимся для пения. "Преимущественно" потому, что вокалом занимаются не только профессиональные певцы, но и просто любители попеть. Некоторые занимаются вокалом для использования приобретённых навыков в речи или просто "для себя" – чтобы стать увереннее, найти способ творческой реализации.

Слово "вокал" происходит от итальянского "voce" – голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует образы, отражает эмоциональные состояния.

В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как любой специалист должен быть вооружён знаниями и определёнными приёмами, так и вокалисту необходимо владеть вокальной техникой, свободно управлять своим голосом.

Бытует мнение, что слова "вокальная техника", "вокальное мастерство" применимы лишь к академическому, оперному вокалу, а все эстрадные исполнители – любители-самоучки. Однако, качественный эстрадный вокал сочетает в себе массу технических приёмов. Часть их заимствована из академического арсенала, часть – из народного, часть специфична для эстрады. Иными словами, эстрадный вокал по своему звучанию находится между академическим (классическим) и народным.

Задача эстрадного исполнителя – поиск своей индивидуальной манеры пения: собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа.

Эстрадный вокал ближе к обычной речи, чем академический или народный, и поэтому особенно важное значение имеют чёткая и внятная дикция. В эстрадных песнях чаще можно встретить трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания и дикции, чем в академических. Некоторые эстрадные стили и вовсе не подразумевают ничего большего, кроме владения речевой манерой пения и актерским мастерством в исполнении (как, к примеру, авторская песня или шансон). Звук в эстрадном вокале более открытый и более естественный, чем в академическом вокале; часто – более лёгкий, на более высокой опоре, чем народный. Разумеется, у эстрадного вокала есть и общие черты с другими видами вокала: опора звука, правильная позиция, использование резонаторов.

Данные методические рекомендации предназначены тем, кто обучает и обучается эстрадному вокалу. Овладение навыками эстрадного вокала подразумевает свою специфику. Начиная творческий путь в этом направлении, нужно иметь представление о строении голосового аппарата, видах певческих голосов, типах певческого дыхания. Нужно узнать собственный организм, научиться свободно пользоваться дыханием, освоить технику звукоизвлечения, поставить звук на опору. Это есть база, общая для любого певческого стиля. Хорошее пение всегда естественно и свободно, не вызывает у поющего неприятных и болезненных ощущений.

Данная работа предлагает ряд разминок для снятия внутреннего напряжения, приобретения психологической и физической свободы; упражнения различной сложности для разных возрастных категорий вокалистов.

Об эстрадном вокале и других музыкальных стилях

Цель занятий вокалом – не только обучение пению, постановка голоса, развитие слуха, правильное звукообразование, пение под профессиональные фонограммы, но и воспитание музыкального вкуса, развитие творческой индивидуальности.

Очень многие в наше время хотят научиться петь. Кто-то хочет научиться петь караоке, кто-то хочет изучать академический или классический вокал, кто-то хочет стать звездой эстрадного пения. Учиться вокалу хотели все и всегда, вне зависимости от возраста и рода деятельности.

Существует три основных вокальных стиля, которые подразумевают разную постановку голоса: академическое, эстрадно-джазовое и народное пение. Каждый из этих стилей имеет свою специфику, свой арсенал приёмов, методы постановки голоса, применение. Так, академический и народный вокал имеют довольно строгие каноны, отклонения от которых не приняты. Эстрадный вокал более свободен, поскольку предполагает поиск индивидуальной манеры у каждого певца. Внутри трёх этих "основных" типов вокала есть ещё и множество стилей, которые также отличаются разнообразием.

Народное пение – самый древний, естественным образом развивающийся вид пения. Народное пение близко к естественной речевой манере человека, имеет грудное звучание. Для него характерно пение на связках. Это пение более открытое, так как открыты гласные. Из-за этого звук получается яркий заливистый, но не такой вьющийся и полётный, как в опере. Народное пение скорее камерное, не для огромных пространств. Его открытость и отсутствие в голосе вибрации создаёт более прямой звук.

В народном пении особый репертуар, от которого зависит и техника исполнения. Зачастую используется специфический диалект, язык в старых народных песнях совсем не такой, на котором мы сейчас разговариваем. И нужно иметь очень хороший слух, чтобы уметь это красиво исполнить. Перестраиваться с народного на академическое пение очень сложно – это две разные школы.

Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а также в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал (эстрадное пение) как направление возник с появлением городской культуры. В средние века это были мотеты, кантаты, позже – романсы. Отличала их простая повторная форма (чаще куплетная), светское содержание текстов (не духовной тематики) и доступная манера исполнения. Главное отличие эстрадной музыки и по сей день – это простота формы и содержания, доступность понимания массам.

Эстрадное искусство во все времена отличалось демократичностью своих жанров. Доступность восприятия многих эстрадно-вокальных форм обеспечивала их огромную популярность у широкого круга слушателей. В наше время значительный поток музыкальной информации эстрадного направления ежедневно поступает в телевизионный эфир и воздействует на формирование эстетических вкусов подрастающего поколения. Более того, многие музыкальные стили эстрадной и джазовой музыки тесно связаны с идеологией различных молодёжных течений, которые способны влиять на определение жизненных ценностей и ориентиров у молодых людей.

Учитывая современные тенденции развития вокально-эстрадного искусства, обучение эстрадному пению необходимо осуществлять на достаточно высоком уровне.

Эстрадное пениесочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это также и авторская песня, и элементы рок музыки.

На эстраде сосуществуют много различных музыкальных стилей и направлений: поп-музыка, рок-музыка, фолк-музыка, рэп, хип-хоп, Р’н’Б (R&B), классический джаз, шансон, блюз, рэп, соул и много-много их разновидностей и гибридов. Каждому стилю соответствует своя манера исполнения, свои вокальные приёмы, форма и образное наполнение содержания.

Джазовый вокал – прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а также подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её, но не покидая нужной гармонии. Также важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.

Рок-вокал (обычно пение вокалиста в рок-группе) отличается от джазового пения более эмоциональной подачей. Рок-вокал более предполагает смысловую нагрузку, нежели вокальную. Однако рок-вокалисту необходимо иметь серьёзную вокальную подготовку, он должен также иметь кураж и полную свободу в эмоциональном и музыкальном смысле.


Похожая информация.


Урок музыки индивидуальный для детей школьного возраста длится 60 минут. Длительность урока зависит от психофизического состояния ребенка на момент проведения урока. Как правило, на наших музыкальных занятиях даже 6-7 летние дети могут сосредоточенно заниматься в течение часа благодаря частой смене видов музыкальной деятельности. Урок музыки для детей дошкольного возраста индивидуальный длится 35-40 минут для детей от 3.5 до 5 лет и 45-55 минут для детей в возрасте 6 лет.

Развивающие музыкальные занятия для детей

Развивающие музыкальные занятия для детей - это групповые занятия для дошкольников в возрасте от 3-х до 7-ми лет. На наших музыкальных занятиях наши педагоги научат вашего малыша музыкальной грамоте, разовьют у ребенка чувство ритма, музыкальный слух, научат чисто петь, импровизировать и т.п. Также у ребенка разовьется образное мышление, он получит навыки выразительного чтения, рисования, счета, научится общаться со сверстниками. Урок длится 60 минут. Подробнее о развивающих музыкальных занятиях для детей читайте в статье Развивающие музыкальные занятия для детей, а также на странице Подробнее об уроках музыки.

Подготовка к поступлению

Наши ученики поступают в лучшие музыкальные учебные заведения столицы, в зарубежные музыкальные заведения. Если вы готовитесь к поступлению, мы составим для вас индивидуальную программу обучения, соответствующую выбранному вами учебному заведению. Мы подготовим вас к поступлению по сольфеджио, гармонии, фортепиано, вокалу, музыкальной композиции и другим музыкальным дисциплинам.

Урок музыки для взрослых

Урок музыки для взрослых обычно длится 60 минут. На первых же уроках вы уже сможете сыграть несложные музыкальные композиции. Так как у взрослых людей музыкальный вкус уже сформирован, педагог подбирает репертуар, опираясь на предпочтения ученика. На наших уроках музыки вы можете изучать произведения классического, эстрадного или джазового направлений. Для достижения хорошего результата мы рекомендуем вам заниматься не меньше 2-х раз в неделю с педагогом и не меньше 2-х раз в неделю самостоятельно. График занятий музыкой подбирается индивидуально. Подробнее об уроках музыки для взрослых читайте здесь.

Урок музыки с выездом на дом

Наши специалисты – преподаватели и выпускники Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского, Российской академии музыки им.Гнесиных, ГИТИСа, колледжа эстрадно-джазового искусства - могут приехать к вам, чтобы сэкономить ваше свободное время. Подробнее об уроках музыки с выездом на дом читайте на странице Подробнее об уроках музыки.

Каждый любитель музыки неизменно сталкивается с понятием вокала. Большинство предполагает, что вокал - это всего лишь пение. Отчасти это так и есть. Но давайте рассмотрим вопрос о том, что такое вокал, более широко. Кроме всего прочего, мы постараемся рассмотреть его основные типы.

Что такое вокал: определение

Вообще, если обратиться к множеству толковых словарей, существует достаточно много трактовок того, что собой представляет вокал. Что такое понятие значит с точки зрения, так сказать, музыкального научного подхода? В общем понимании - умение петь, владение голосом, искусство пения, способность выражать некие эмоции голосом на музыкальном уровне и т. д.

Нередко можно встретить и трактовку понимания сути вопроса о том, что такое вокал в музыке. Многие музыковеды, композиторы и даже сами исполнители называют его самым утонченным музыкальным инструментом, способным затрагивать глубинные чувства и струны души. Согласитесь, именно человеческий голос способен передавать немыслимое количество эмоциональных оттенков, что недоступно ни одному из известных музыкальных инструментов.

Типы вокала

Итак, рассмотрим вокал. Что такое умение владеть голосом в музыкальном отношении применительно к разным типам музыками, мы сейчас и посмотрим. Остановимся на наиболее распространенной классификации.

Основой для всей вокальной школы является так называемый классический вокал, который иногда называют академическим. Не нужно думать, что это только оперная постановка голоса, ведь классическая музыка, как и любое другое направление, подразумевает разные жанры. Как правило, такой голос характеризуется невероятным объемом и глубиной, а также в большинстве случаев не предполагает пения в микрофон, поскольку его применение может вызвать сильные искажения голоса, звучащего в колонках.

Именно от академического вокала пошло разделение голосов на соответствующие группы, различающиеся по высоте голоса, то есть возможностью пения нот в определенном диапазоне и с определенным тембом. Здесь вам и сопрано, и меццо-сопрано, и тенор, и альт, и баритон, и многое другое.

Одним из самых распространенных можно назвать эстрадный вокал. Что такое эстрадная или поп-музыка, объяснять, наверное, не нужно. Здесь рамки постановки голоса, соответствующие классической, напрочь отсутствуют, хотя и есть свои требования.

К сожалению, сегодня развелось столько эстрадных исполнителей, что многие из них считают себя вокалистами, даже не умея петь, а все вокальные партии «выравниваются» при помощи компьютерных программ типа Melodyne, которая позволяет подтянуть любую фальшивую ноту на нужный уровень звучания. Впрочем, для эстрады вокал не столько важен, здесь первое место скорее отдается именно музыке и ритму. Неудивительно, что эстрадный вокал подразумевает, так сказать, хотя бы просто умение хоть как-то петь. Но есть и множество профессиональных исполнителей, которые все-таки делают упор именно на голосовое восприятие какой-либо композиции.

Одним из самых сложных проявлений владения голосом является джазовый вокал. голос у певца и певицы? Это очень тонкое владение голосом в очень широком диапазоне, умение очень точно брать диссонансные ноты с переходом, скажем, через октаву и больше, но главное тут в умении импровизировать. Собственно, сама джазовая музыка в основе своей и подразумевает именно импровизацию.

Теперь рассмотрим еще один тип, называемый рок-вокал. Что такое рок, знают все - музыка зачастую очень экспрессивная. Понятно, что «рокешный» вокал и подразумевает в первую очередь экспрессию и невероятную динамику. Без этого сама рок-музыка выглядит «сухой».

Вокал здесь является вместе с ритм-гитарой превалирующим. Именно он несет тот заряд энергии, за который и любят рок-музыку ее поклонники. Но здесь тоже есть свои оговорки. Не секрет, что рок-баллады признаны в мире самыми мелодичными. Так что рок-вокалист должен не только уметь «завести» публику, когда исполняются ритмичные композиции, но и передать все нотки настроения баллады.

Кстати, в последнее время в роке очень часто используется академический вокал. Чаще всего это проявляется у скандинавских групп и исполнителей. Взять хотя бы бывшую вокалистку известной финской по имени Tarja Turunen. Ее голос практически по всем определениям подходит к классической постановке.

Вокализ

Отдельно стоит рассмотреть и вокализ, поскольку он тоже является разновидностью вокала. В принципе, техника исполнения подразумевает использование в пении только гласных типа «а», «о», «у», «э» и т. д. Однако кажущаяся простой техника исполнения во многом намного сложнее, чем при использовании текста.

Одним из самых ярких примеров можно назвать композиции группы Pink Floyd под названием Great Gig In The Sky из альбома Dark Side Of The Moon, ставшего классикой жанра. Даже в концертном варианте чувствуются мастерство и профессионализм вокалисток, исполняющих главную партию. Кстати сказать, обычно группа приглашает негритянок, поскольку они обладают весьма специфичными голосами, в чем-то перекликающимися с джазовой школой и стилем соул.

Заключение

Конечно, это далеко не все, что можно сказать о вокале. Остается добавить, что, если человек хочет научиться петь и максимально гибко владеть своим голосом, занятиям нужно посвятить не один год, при каждодневных распевках, призванных развить технику исполнения, а также существенно расширить границы воспроизводимого голосом диапазона звуков.

Что мы считаем эстрадным пением в современной культуре?

Ответить на этот вопрос довольно не просто, так как нет четких критериев, единой школы или эстетических взглядов. Одни считают эстрадным любое пение, не относящееся к академическому вокалу, включая кантри. Другие рассматривают как эстрадное пение все, что исполняется в эстетике легкой музыки, включая камерные формы академического вокала.

Третьи считают эстрадным пением только то, что возникло на основе блюзовой культуры. Многообразие стилей и направлений, далеких друг от друга по звукоизвлечению и музыкальному языку, не позволили, да и вряд ли позволят в будущем, сформироваться единой школе обучения эстрадному пению.Необходимо отметить, что эстрадное пение является синтетическим искусством, объединившим в себе многочисленные этнические культуры и профессиональные певческие традиции. Эстетически эстрадный вокал вырос из бытового пения различных языковых культур, а импульсом к его профессионализации и выходу на большую сцену послужило рождение джаза и массовой культуры развлечений в начале 20 века. В виду огромного многообразия форм очень трудно обобщенно говорить об эстрадном пении, но все-таки попробуем выделить основные моменты, ограничившись понятием профессиональное пение, исключив нетрадиционные способы.

1.В отличие от этнического(народного) пения, существующего практически в неизменном виде, эстрадный вокал обогащен профессиональными певческими традициями, выраженными в облагороженном звучании, использовании смешанного звукоизвлечения, расширенном диапазоне и т.д.

2.Почти во всех формах эстрадного пения, распространенных в мире, чувствуется влияние афроамериканкой культуры, блюза, выражающееся во фразировке, свинге, использовании приемов и штрихов джазовой музыки, ее импровизационности. В некоторых культурах существуют образцы, на первый взгляд, далекие от джаза (такие как восточная музыка или пение периода советской эстрады), но даже в них можно разглядеть элементы, заимствованные из блюзовой, джазовой культуры.

3.Третьим и, пожалуй, главным отличием, скажем, от академического пения, является отношение к слову, речи.

Для эстрадного пения характерно сочетание вокализации и речевых интонаций как равноправных выразительных средств.

В эстрадном вокале интонация речи, ритм речи, доминируют над музыкальной фразой. Это не значит, что в эстрадном пении не важна музыкальная фраза, вокализация, просто речевая интонация играет более значимую роль как выразительное средство. Сохранение речевой окраски голоса даже при опертом вокальном звучании является отличительной особенностью эстрадного вокала.

Методика эстрадного пения не так однозначна, как методика академического вокала. Эстрадное пение как профессиональное искусство, несомненно, требует владения голосом и, следовательно, освоения вокальной техники. Понятие «поставленный голос» не связано с тем, в каком жанре работает певец. Базовые понятия методики эстрадного пения во многом совпадают с академическим вокалом. Это легко объясняется единой физиологией голосового аппарата.

Именно этот момент многих вводит в заблуждение, и иногда можно услышать высказывания, что, для того чтобы эстрадному певцу хорошо петь, ему необходимо заниматься академическим вокалом. История знала много примеров, когда некоторым певцам удавалось совмещать эстрадное и академическое пение, но это скорее исключение из правил. Несмотря на общую физиологию звукообразования, режим работы голосового аппарата у эстрадного и академического певцов существенно различен. Академическая вокальная школа неотделима от эстетики оперного пения. В эстрадном же вокале никогда не существовало единой эстетики в звукообразовании и голосоведении.
Для эстрадного джазового вокалиста недостаточно только лишь технического владения голосом, помимо этого требуется владение особенностями манеры, музыкальной фразировки, характерной для конкретного музыкального направления. Манера пения часто доминирует над вокальностью голоса, а некоторые приемы даже входят в противоречие с основами вокальной техники. Манера пения как совокупность приемов тесно связана с музыкальным стилем, в котором она родилась и развивалась.

Как это ни неожиданно для меня самого, но речь действительно пойдёт об эстрадном вокале и в этот раз только хорошее, а нет, и плохое то же будет, но всё, как говорится ради истины. И так, думаю, 90% посетителей моего блога, в принципе только ради пения в эстрадном стиле сюда и пришли. Я не против, Я только за! Я вообще считаю, что любое пение в принципе для человека полезно во всех отношениях, лишь бы оно не выходило за естественные возможности человеческого организма.

Ближе к делу

Друзья, сейчас, Я Вас и обрадую и разочарую.

Школа эстрадного пения – это такая же реальная вещь, как и Дед мороз, Лохнесское чудовище, бабай, добрый Жид и белый негр!

Это есть и хорошо и плохо для Вас, и Я это понимаю. Обычно, человек, приходящий в интернет и ищущий что-то отвечающее запросу «школа эстрадного вокала » надеется увидеть и адрес и телефон и преподавателей с кучей классных отзывов о том, какие они крутые, но ребята, не ведитесь на этот развод, Вас попросту обманывают!

Я объясню, не брызжите слюной:

Дело в том, что школа вокала сама по себе подразумевает: постановку голосового аппарата, наработку вокальных навыков, разработку всех частей вокального аппарата и умение ими пользоваться. Я слышал хрен знает, сколько эстрадников и сточки зрения вышесказанного 90% из них ни хрена не могут изобразить. И так было, есть и будет всегда и потому что такая музыка имеет лишь ежеминутное значение, она не должна быть сложной, глубокой и высокопрофессиональной. Эстрадная музыка нужна, что б косить бабло с людей, и никак иначе. И если вдруг в шоу бизнесе кончатся деньги, оттуда поубегают все поп-певцы, потому что это гавно без денег петь никто не захочет. И Я их не осуждаю, ведь деньги нужны всем, без них никуда. Просто, Я считаю, что обычный слушатель слишком серьёзно воспринимает эстрадную музыку, которая была написана, что б звучать на радио, на свадьбах, в кафе и т.д.

Я не умоляю всех бежать в оперные театры и там просвещаться, потому что без умственной подготовки и понимания качественной музыки Вам Оперы покажутся полной бредятиной. Вы просто подумайте, зачем Вам жить в маленькой однокомнатной квартире, если есть возможность жить в огромном особняке? Тоже самое и в пении. Ну и тогда, зачем же?, слушать только эстрадных вокалистов, и игнорировать оперное искусство, которое развивалось веками, ведь люди, создававшие классическую музыку тратили на своё образование и музыкальную деятельность всю свою жизнь.

Оперная вокальная школа имеет многовековой опыт и огромный путь самосовершенствования, там столько вокальных знаний и прекрасного искусства, ну, неужели она не заслуживает внимания если не среди всех, то хотя бы среди людей интересующихся вокалом! Именно там, в академическом пении Вы найдёте ответы на все волнующие Вас вопросы, касающиеся пения , а не в какой-то шарашкиной конторе, в которой Вам расскажут, что научат Вас петь лучше, чем кто либо.

Классическая музыка заслуживает уважения

Дорогие друзья, предлагаю вам посетить сайт Александра Дроздова экс — солиста ВИА Синяя птица . На сайте можно просмотреть записи выступлений Александра, ознакомиться с его творчеством, а так же заказать организацию концерта с участием артиста.

Так вот, эстрадная школа пения, это скорее кружок самодеятельности, и учителя там, просто учат каким-то азам вокального искусства, которые в принципе никому не нужны и даже ученикам в этих школах, просто они об этом не знают. Эстрадное искусство всегда было самодеятельностью и за это Я её не обвиняю, но тогда зачем изменять традициям?

За последние считанные десятилетия, появилась куча разных школ современного вокала, потому что старый всем надоел, кажется начинающим певцам неинтересным, сложным, непонятным и не популярным, да и к тому же преподаватели не заработают на академическом вокале, как на эстрадном!

Но ребятки, вот вам мой совет, научитесь хотя бы азам вокального искусства в академическом классе, пусть в какой ни будь музыкальной школе, а потом валите оттудова и пойте по-своему, ведь эстрадный вокал, тем и прекрасен, что там не обязательно петь лучше, всех, достаточно петь не так как все. Будьте индивидуальны , если хотите, пойте эстраду, но не следует учиться этому у кого-то, никому не подражайте.

Будьте собой в конце концов, и не косите под кого-то! В каждом певце должна быть изюминка, а в эстрадном певце, изюминка должна быть больше самого певца и аж выпирать, потому что высокие вокальные способности там мало у кого есть!

Вот Я например уважаю в эстраде: Григория Лепса, Пономарёва Александра, Николая Баскова, Николая Носкова, Группу НЕ АНГЕЛЫ, Тину Кароль, Лару Фабиан, Ани Лорак, Пелагею, Ольгу Кормухину, и ещё в принципе многих. И все они симпатизируют, потому что они все индивидуальны в своём роде , у них всех уникальные амплуа и манеры пения, все они заняли свою уникальную нишу в эстраде, благодаря своей уникальности!

Любите музыку друзья и старайтесь открывать её для себя со всех сторон, старайтесь находить в ней что-то новое.

Я то же когда-то считал, что нет на планете вокалистов лучше Кипелова, но потом, при всём к нему уважении открыл для себя ещё огромное количество певцов, которые ему не уступают и в роке и в опере!