Open
Close

Вывод диагностики детей средней группы. Педагогическая диагностика детей средней группы

Педагогическая диагностика (мониторинг) в дошкольном учреждении в свете ФГОС ДО

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2016 – 2017 учебный год

Группа: Средняя

Количество диагностируемых детей: 24
Дата проведения: сентябрь 2016 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.

Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.

Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад КВ» поселок Молодежный «От рождения до школы».

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:
Средний возраст детей: 4 года 10 месяцев.
Всего детей в группе: 24 ребенка
Диагностируемые дети: 24 ребенка
Мальчиков: 12 человек
Девочек: 12 человек

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий .

По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:

Высокий уровень детей:

2.Селезнева Анна

3.Николаев Николай

4.Прохорова Алиса

5.Селифанов Илья

Средний уровень детей:

1.Кузнецова София

2.Дима Дарья

3.Зюлькова Дарья

4.Манаков Кирилл

5.Замотаев Виктор

6.Иминов Давид

7.Грибов Кирилл

8.Норкин Никита

9.Варламов Алексей

10.Гаврилова Мадина

11.Пугачева Снежанна

Низкий уровень детей:

1.Тур Софья

2.Забедянский Станислав

3.Саянова Виктория

4.Сергин Андрей

5.Диль Валерия

6.Ромашов Иван

7.Славникова Мираслава

8.Часовских Леонид

Вывод :

Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал пять (5) детей.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким:
средний уровень – 11 детей
низкий уровень – 8 детей.
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Физическое развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» - у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

-речевое развитие:

1.Тур Софья

2.Забедянский Станислав

3.Саянова Виктория

-физическое развитие:

1.Часовских Леонид

2.Ромашов Иван

-художественно-эстетическое развитие:

1.Норкин Никита

-познавательное развитие:

1.Сергин Андрей

-социально- коммуникативное развитие:

1.Диль Валерия

Мониторинг проводили: Емельянова С.А., Солоницина К.Л.

"Система оценки результатов
освоения программы "От рождения
до школы" по ФГОС
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой"

(Средняя группа)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение.

I. Уровень знаний о предметах ближайшего окружения.

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Материал: 10-15 предметов, различных по назначению, признакам и форме (муляжи овощей, игрушки-инструменты, кубики строительного материала и т. п.).

Задание ребенку.
1) Выбери любой предмет из мешочка. Назови, что это за предмет, для чего предназначен (где применяется).
2) Опиши его (какой предмет).

2. Дидактическая игра «Что из чего?».
Материал: образцы 8 материалов: глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмасса, стекло, фарфор и предметные картинки с изображением предметов, которые изготовлены из этих материалов.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку назвать материл и соотнести картинки.
Вопросы:
- Какой это материал?
- Что из него делают? (Посмотри внимательно на картинки и вспомни.)

3. Дидактическое упражнение «Ты знаешь, что такое море?».
Материал: картинка с изображением моря.
Содержание диагностического задания:
Вопросы: - Что это?
- В нашем городе, селе, деревне есть море?
- Хотел бы ты увидеть море?
- Что тебе интересно узнать о море? (Или: что ты уже знаешь о нем?)

Критерии оценки

2 балла - ребенок называет самые разные предметы, затрудняется рассказать об их назначении, не называет признаки, доступные для восприятия и обследования предметов, которые его окружают.
3 балла - ребенок называет предметы, знает их назначение; затрудняется соотнести предмет, и материал, из которого сделан этот предмет, проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.
4 балла - ребенок называет предметы, знает их назначение, называет признаки, доступные для восприятия и обследования. Проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.

II. Уровень знаний ребенка о семье, семейном быте, традициях.

Вопросы

Дидактическое упражнение «Семейная фотография».
Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).
Содержание диагностического задания:
Задание:
1) Покажи на картинке детей (дай им имена).
2) Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.)
3) Чем вы любите заниматься всей семьей?
4) Какой у тебя самый любимый праздник?
5) Почему? И т. п.

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребёнок называет по картинке членов семьи, но не называет их родственных связей, преимущественно ситуативная речь, жесты.
3 балла - ребёнок правильно называет членов семьи на картинке, допускает ошибки в родственных связях (покажи родителей папы и мамы), речь ребенка бедна.
4 балла - ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.

III. Уровень знаний ребенка о родном городе, селе, деревне.

Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическое упражнение «Город-деревня».
Материал: сюжетные картинки с изображением города и деревни.
Содержание диагностического задания:
Вопросы. Рассмотри картинки.
- Чем отличается город от деревни?
- Как называется город, в котором мы живем?
- Есть ли у тебя в городе, деревне любимое место куда ты любишь ходить? Расскажи о нем.

2.Дидактическое упражнение «Родной город, село, деревня».
Материал: иллюстрации достопримечательностей города, села, деревни.
Содержание диагностического задания:
Вопросы.
- Назови город, деревню в котором ты живешь.
- Как называется улица, на которой ты живешь?
- Рассмотри фотографии достопримечательностей нашего города, села, деревни.
- Тебе известны эти места? и т. д.

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребенок знает название города, села, деревни затрудняется назвать улицу, на которой живет, достопримечательности не знакомы ребенку.
3 балла - ребенок знает название города, села, деревни своей улицы. Осведомленность о достопримечательностях города незначительна.
4 балла - ребенок рассказывает о своем родном городе, селе, деревне. Знает название своей улицы. Рассказывает о самых красивых местах родного города, села, деревни.

IV. Уровень знаний о профессиях.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Кому что нужно?».
Материал: сюжетные картинки с изображением, людей различных профессий (воспитатель, повар, врач, водитель, милиционер, пожарный, портной, учитель, парикмахер, строитель). Картинки с изображением профессиональных принадлежностей.
Содержание диагностического задания.:
Вопросы:
- Назови, кто изображен на картинках?
- Что делает врач?
- Что нужно врачу для работы?
- Каким должен быть врач?
- А милиционер?
- Кем ты хотел бы стать, когда вырастешь?
И т. п.

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребенок правильно называет не все профессии. Большинство заданий вызывает у ребенка трудности.
3 балла - ребенок правильно называет профессии и определяет профессиональные действия. Затрудняется рассказать о человеке труда, его личностных и деловых качествах, делает это с помощью наводящих вопросов.
4 балла - ребенок рассказывает о человеке труда, его личностных и деловых качествах, трудовых действиях, безошибочно определяет название профессий. Рассказывает о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.).

Оценка уровня развития:



4 балла - высокий.
«Формирование целостной картины мира. Ознакомление с миром природы»

I. Уровень знаний об овощах и фруктах.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Собери урожай».
Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи.

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребенок ошибается в назывании овощей и фруктов, не классифицирует их.
3 балла - ребенок знает и называет фрукты и овощи. Ошибается в классификации.
4 балла - ребенок знает и называет правильно фрукты и овощи. Самостоятельно классифицирует их.

II. Уровень знаний о жизни диких и домашних животных в природных условиях.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Где чей дом?».
Материал: иллюстрация леса с изображением жилища животных (берлога, нора, логово, дупло). Набор предметных картинок с изображением диких животных. Картинки, на которых изображено, чем питаются животные (рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи и т. д.).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель объясняет правила игры.
На картинке с изображением леса найди жилище для каждого из животных и рассели их. После того как ребенок найдет жилище для всех зверей, воспитатель предлагает «накормить» их.

2. Дидактическая игра «Охотник и пастух».
Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца, заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой - пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это.
Задает уточняющие вопросы.
- Кто такой охотник?
- Кто такой пастух?
Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние.

3. Беседа по вопросам,
Содержание диагностического задания:
- Почему человек заботится о домашних животных?
- :Какие домашние животные дают молоко?
- Какие домашние животные дают пух и шерсть?
- Какие домашние животные несут яйца?
- У каких домашних животных есть рога и копыта?
- Какие дикие животные впадают в спячку?
И др.

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребенок знает и называет животных. Допускает ошибки в их классификации. Затрудняется ответить на вопросы об особенностях жизни животных,
3 балла - ребенок знает и называет некоторых диких и домашних животных, ошибается или затрудняется рассказать об особенностях жизни диких и домашних животных.
4 балла - ребенок знает и называет диких и домашних животных, имеет представления о жизни диких и домашних животных (особенностях поведения, передвижения; что едят).

III. Умение классифицировать деревья, комнатные растения, цветы.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра - «Заполни клетки правильно».
Материал: игровое поле (большие три квадрата). Предметные картинки с изображением деревьев (тополь, береза, клен, ель, рябина); цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик); комнатных растений (аспидистра, бегония, примула).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку игровое поле (с символами: дерево, комнатное растение, луговые или полевые цветы) и просит разложить - все картинки по квадратам, соответственно их принадлежности.

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребенок не справляется с заданием.
3 балла - ребенок допускает ошибки при классификации комнатных растений и цветов, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
4 балла - ребенок легко и безошибочно справляется с заданием.

IV. Уровень знаний о гуманном отношении к природе, животным.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Беседа по сюжетным картинкам.
Материал: различные сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т. п.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? И т. п.

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - у ребенка односложные ответы по содержанию каждой картинки. Значительные затруднения при выполнении задания.
3 балла - ребенок по картинкам называет правильные и неправильные действия в общении с природой. Познания о живой и неживой природе немногочисленны.
4 балла - ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями, не рвать растения и т. д.). Охотно делится своими познаниями о живом и неживом.

Оценка уровня развития:
1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла - отдельные компоненты не развиты;
3 балла - соответствует возрасту;
4 балла - высокий.

Формирование элементарных математических представлений

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».
Материал: кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета. Содержание диагностического задания:
Инструкция.
- Что ты видишь на столе?
- Сколько кубиков на столе всего?
- Чем отличаются кубики друг от друга?
- Посчитай кубики по порядку.
- Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д.)
- Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.)
- Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика.
- Что можно о них сказать?

2. Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».
Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Сколько бабочек в верхнем ряду?
Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду).

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребенок частично справляется с заданиями при помощи педагога.
3 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.
4балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

II. Уровень знаний об эталонах величины

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическое упражнение «Посади елочки».
Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте?
«Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».

2. Дидактическое упражнение «Сравни дорожки».
Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик.
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.
- Покажи длинную дорожку (короткую).
- Что можно сказать о ширине дорожек?
- Покажи широкую дорожку (узкую).
- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче.
3 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
4 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения.

III. Уровень знаний о геометрических фигурах

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».
Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров - большие и маленькие.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.

2. Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».
Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, :квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др.

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.
3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.
4 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.

IV. Ориентировка в пространстве

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Поручение».
Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.
Содержание диагностического задания:
Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.
Инструкция.
Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку справа.

2. Дидактическая игра «Назови, что видишь»
Содержание диагностического задания:
По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребенок частично справляется с заданиями с помощью взрослого.
3 балла - ребенок после дополнительных инструкций справляется с заданиями. Не знает левую и правую руки.
4 балла - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

V. Ориентировка во времени

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Игровое упражнение «Когда это бывает?».
Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку.

ПОТЕШКИ

Утром дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Делают все по порядку:
Занимаются зарядкой,
Завтракают и играют,
Все растенья поливают.

Днем гуляем и играем.
Все листочки собираем.
Повар сделал нам котлет,
Приглашает на обед.

Вечер - солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши».

Ночью дети спят в кроватке.
Снятся сны им сладки, сладки.
Звезды светят им в тиши,
Спите крепко, малыши.
Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.
- Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т.п.

Критерии оценки
1 балл - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели. Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.
2 балла - ребенок называет и показывает все с затруднениями, справляется с заданиями с помощью педагога.
3 балла - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели.
4 балла - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.

Оценка уровня развития:
1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла - отдельные компоненты не развиты;
3 балла - соответствует возрасту;
4 балла - высокий.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

I. Словарный запас

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Игра «Опиши предмет».
Материал: различные предметные картинки.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы.
Просит ответить на вопросы:
- Что это? (Шар.)
- Какой он? (Красный, большой, воздушный.)
- Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)

2. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение».
-Я буду начинать предложение, а ты - подумай, как его можно закончить.
- Сахар сладкий, а перец... (горький).
- Дорога широкая, а тропинка... (узкая).
- Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
- Мачеха злая, а Золушка...
- Карабас-Барабас злой, а Папа Карло...и т. п.

3. Задание «Расскажи о мальчиках».
Материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчиков: один - чистый, аккуратный, веселый, второй - неряшливый, грустный.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков.
Затем организовывает беседу по вопросам:
- Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?
- Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный.)
- Быть неряшливым хорошо?
- А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным?
- А какой мальчик тебе нравится? Почему? И т. п.

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - у ребенка словарный запас бедный, затрудняется в подборе слов антонимов.
3 балла - ребенок понимает и употребляет слова-антонимы. Допускает ошибки или затрудняется в определении разнообразных свойств и качеств предметов, эстетических характеристик.
4 балла - ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимает и употребляет слова-антонимы.

II. Уровень сформированности грамматической стороны речи

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическое упражнение «Сервируем стол».
Материал: чайный сервиз (для кукол), предметные картинки с изображением продуктов питания (муляжи).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы:
- Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.)
- Назови известные предметы посуды.
- Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (Сахар, чай, сухарики)
- В какую посуду положить сахар?» (В сахарницу.)
- А сухарики? (В сухарницу.) И т. п.
- Расставь красиво посуду.
- Где лежит чайная ложка? (Рядом с блюдцем или справа от блюдца.) И т. д.

2. Упражнение «Закончи предложение».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку придумать окончание предложения:
«Наступила ночь и... »
«Мы пошли с мамой в магазин и купили... ».
«Мне нравится зима, потому что ».
«Мы делаем зарядку, потому что » И т.п

3.Дидактическая игра «Прятки».
Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котята, ежата, лисята) или предметные картинки с их изображением.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и·просит ребенка назвать группы животных.
- Это лисята.
- Это ежата.
И т. д.
Затем воспитатель просит запомнить все группы животных и предлагает ребенку закрыть глаза.
Воспитатель убирает одну группу игрушек. После того как ребенок открывает глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, котят и т. д.).

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребенок частично справляется с заданиями при помощи взрослого.
3 балла -ребенок затрудняется самостоятельно образовывать новые слова (сахар - сахарница), Осмысливает причинно – следственные отношения, преимущественно в речи использует простые предложения или сложносочиненные, исключая сложноподчиненные предложения. Допускает ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих животных.
4 балла - ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

III. Уровень развития связной речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».
Материал: сюжетные картинки «Времена года».
Содержание диагностического задания:
В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.

2. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».
Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.

3. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко.
- Как ты думаешь, из какой сказки данные герои?
- Что произошло с петушком?
- Как ты думаешь, почему петушок подавился?
- К кому сначала побежала курочка за помощью?
- Для чего нужно было маслице?
(Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного театра.

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балла - ребенок не может при помощи взрослого рассказать о содержании сюжетной картинки. Не способен по образцу описать игрушку. Во время драматизации сказки преимущественно пользуется ситуативной речью, жестами.
3 балла - ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков. С помощью взрослого драматизирует знакомую сказку.
4 балла - ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке. Умеет драматизировать отрывки из знакомой сказки.

IV. Звуковая культура речи

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук.
ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка и др.
При повторе слов просит назвать первый звук.

Критерии оценки
1 балл - ребенок полностью не справляется с заданиями.
2 балл - ребенок большое количество звуков произносит с искажением, затрудняется в выделении первого звука.
3 балла - ребенок не все звуки произносит чисто, выделяет первый звук.
4 балла - ребенок осмысленно работает над собственным произношением, выделяет первый звук в слове.

Оценка уровня развития:
1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла - отдельные компоненты не развиты;
3 балла - соответствует возрасту;
4 балла - высокий.

Художественная литература

1. Чтение наизусть некоторых текстов (считалки, сказки, загадки).

2. Пересказ текста с опорой на иллюстрации.

Критерии оценки


Оценка уровня развития:
1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла - отдельные компоненты не развиты;
3 балла - соответствует возрасту;
4 балла - высокий.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Приобщение к искусству
Задание: «Украсим группу»
Предложить дымковскую игрушку, филимоновскую игрушку, иллюстрации и картины. Назвать предметы, особенно понравившиеся им. Обратить внимание на оформление помещения группы; спросить, куда лучше поместить выбранный предмет оформления.

Изобразительная деятельность

Рисование

I. Умение правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, соотношение по величине; связывать предметы единым содержанием; самостоятельно определять содержание рисунка на заданную тему

Дидактические игры, упражнения

Самостоятельное рисование по мотивам сказки «Колобок».
Материалы: листы бумаги, кисти, краски, иллюстрации к сказке «Колобок» Ребенку предлагается рассмотреть иллюстрации к сказке «Колобок».
Вопросы:
- Какие герои есть в сказке «Колобок»?
- Кого Колобок встретил первым (последним)?
- Какой герой тебе нравится больше всех?
Задание: нарисуй рисунок к сказке «Колобок»

Критерии оценки
1 балл - ребенок не понимает задания.
2 балла - ребенок справляется с заданием со второй попытки.
3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

II. Умение детей создавать узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства

Дидактические игры, упражнения

Рисование по мотивам дымковской игрушки.
Материалы: бумажный силуэт фигурки барыни, гуашь, кисть
Задание: Ребенку предлагается украсить фигурку барыни узором из элементов дымковской росписи (филимоновскую лошадку по мотивам филимоновской росписи)

Критерии оценки

2 балла - ребенок справляется с заданием со второй попытки.
3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно держит карандаш.

III. Уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета)

Дидактические игры, упражнения

Дидактическая игра «Назови цвет».
Материал: набор карточек 11 цветов (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый) Перед ребенком выкладывается набор карточек разного цвета.
Задание: назови цвет каждой карточки. Покажи карточку синего (белого, коричневого...) цвета

Критерии оценки

2 балла - ребенок справляется с заданием со второй попытки.
3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

I. Умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания; использовать
в работе стеку

Дидактические игры, упражнения

Самостоятельная лепка предметов, состоящих из нескольких частей.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки
Задание: Ребенку предлагается вылепить предмет, состоящий из нескольких частей. Примечание. Предварительно можно предложить рассмотреть образцы вылепленных изделий

Критерии оценки
1 балл - ребенок не справляется с заданием
2 балла - ребенок справляется с заданием со второй попытки.
3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

Аппликация

I. Умение составлять узоры из растительных и геометрических форм в круге. Умение
приклеивать детали.

Дидактические игры, упражнения

Аппликация «Узор из растительных и геометрических фигур».
Материалы: 6 зеленых листочков, 6 желтых кругов диаметром 3 см, 6 красных кругов диаметром 1,5 см, шаблон тарелки, клей
Задание: Ребенку предлагается выложить и наклеить узор на «тарелке», используя растительные и геометрические формы

Критерии оценки
1 балл - ребенок не справляется с заданием.
2 балла - ребенок справляется с заданием со второй попытки.
3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

II. Умение держать ножницы (умеет резать по прямой, по диагонали, вырезать круг из
квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезая углы).

Критерии оценки
1 балл - ребенок не справляется с заданием.
2 балла - ребенок справляется с заданием со второй попытки.
3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

Оценка уровня развития:
1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла - отдельные компоненты не развиты;
3 балла - соответствует возрасту;
4 балла - высокий.

Конструктивно-модельная деятельность

I. Умение выполнять постройку по схеме

Дидактические игры, упражнения

1. Конструирование постройки по схеме.
Материал: схема постройки, конструктор.
Вопросы:
-Какая деталь лежит в основании постройки?
- Какая деталь поставлена на основание?
- Что находится на верху постройки?
Задание: Ребенку предлагается рассмотреть схему постройки. выполни постройку по этой схеме

Критерии оценки:
1 балл ребенок не справляется с заданием.
2 балла - ребенок справляется с заданием со второй попытки.
3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

II. Умение строить разные конструкции одного и того же объекта

Дидактические игры, упражнения

1. Конструирование домов для сказочных героев.
Материалы: мелкий конструктор
Задание: Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для Колобка, другой дом для Медвежонка (он живет на первом этаже) и для Лисички-сестрички (она живет на втором этаже этого дома).

Критерии оценки:
1 балл ребенок не справляется с заданием.
2 балла - ребенок справляется с заданием со второй попытки.
3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

III. Умение складывать квадратные и прямоугольные листы разными способами

Дидактические игры, упражнения

1. Складывание квадратных и прямоугольных листов разными способами (по диагонали, пополам, вдоль, поперек).
Материалы: 2 квадрата, 2 прямоугольника
Задание: Ребенку предлагается:
- сложи квадратный лист от уголка к уголку;
- сложи квадратный лист пополам;
- сложи прямоугольный лист пополам вдоль;
- сложи прямоугольный лист пополам и поперек

Критерии оценки
1 балл ребенок не справляется с заданием.
2 балла - ребенок справляется с заданием со второй попытки.
3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Игровая деятельность (сюжетно-ролевая, подвижная игра, дидактическая, театрализованная)

1. Сюжетно-ролевая игра (умение распределять роли (2-3), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и замыслом; подбирать атрибуты игры, использовать различные постройки; умение договариваться с другими детьми)

Критерии оценки
4 балла – ребенок активно общается со взрослыми и сверстниками во время игры, объединяет предметные действия с игрушкой в простые сюжеты, правильно применяет игрушку в игре, умеет организовывать самостоятельные игры
3 балла – у ребенка избирательное общение со взрослыми и детьми, объединяет действия с игрушками в простой сюжет с помощью взрослого.
2 балла –ребенок общается только со взрослыми, действует с предметами по показу или образцу.
1 балл –ребенок не идет на общение со взрослыми и детьми, применяет игрушку не по назначению, играет 1-2 игрушками.

2. Подвижная игра (самостоятельная организация знакомой игры; соблюдение правил игры; знание текста или сюжета игры; творческие способности (придумывание новых игр, комбинирование движений)

Критерии оценки
4 балла – ребенок активно принимает участие в игре, соблюдает все правила, знает текст, имитиру6ет движения.
3 балла – ребенок принимает активное участие, частично выполняет правила игры, воспроизводит текст с помощью воспитателя.
2 балла – ребенок активно участвует в игре, но не соблюдает правила, не придерживается текста.
1 балл – ребенок не участвует в играх.

3. Дидактическая игра (знание правил простых настольных игр; умение сравнивать предметы по внешнем признакам)

Критерии оценки
4 балла – задание не вызвало у ребенка затруднений
3 балла – ребенок выполнил задание правильно с незначительной помощью взрослого
2 балла – ребенок частично видит свои ошибки и исправляет их с помощью взрослого
1 балл – ребенок не выполняет задания.

4. Театрализованная игра (исполнительские навыки (интонация, жесты, мимика и т.п.); разыгрывание знакомых произведений, проявление инициативы и активности в выборе роли; использование атрибутов; знание театральных профессий)

Критерии оценки



Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

1. Личное отношение к соблюдению и нарушению моральных норм; употребление вежливых слов.

Критерии оценки
4 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.
3 балла – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого.
2 балла - у ребенка отсутствует 1-2 компонента.
1 балл – у ребенка компоненты не выражены.

Ребенок в семье и сообществе

1. Образ Я (предсталения ребенка о росте и развитии (его прошлом, настоящем и
будущем); принадлежность к полу (Я мальчик. Мальчики сильные)

Критерии оценки

3 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя (возраст показывает на пальцах)
2 балла – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки

2. Семья (представления о том, что семья это те кто живут рядом (родственные отношения); обязанности по дому).

Критерии оценки
4 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.


1 балл – ребенок не может ответить на вопросы.

3. Детский сад (знания сотрудников детского сада (профессий, имен и отчеств); умение ориентироваться в помещениях детского сада).

Критерии оценки
4 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.
3 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.
2 балла – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.
1 балл – ребенок не может ответить на вопросы.

4.Родная страна (знание о праздниках которые отмечает вся страна; умение правильно
называть название города и домашний адрес)

Критерии оценки
4 балла – ребенок правильно называет адрес и город.
3 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.
2 балла – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.
1 балл – ребенок не может ответить на вопросы.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

1. Трудовая деятельность (порядок одевания и раздевания; умение складывать одежду в определенном порядке, умение ухаживать за ней; опрятность (умение пользоваться носовым платком); умение готовить рабочее место к занятиям, наводить порядок после занятий).

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время свободной и специально организованной деятельности

Критерии оценки
4 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.
3 балла – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого.
2 балла - у ребенка отсутствует 1-2 компонента.
1 балл – у ребенка компоненты не выражены.

2. Отношение к собственному труду, труду других и его результатам (поддерживать порядок в группе, на участке детского сада, убирать на место игрушки; выполнять простые поручения).

Критерии оценки
4 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.
3 балла – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого.
2 балла - у ребенка отсутствует 1-2 компонента.
1 балл – у ребенка компоненты не выражены.

Формирование основ безопасности

1. Основы безопасности собственной жизнедеятельности
- правила поведения в помещении (не подходить к окнам, не выходить в коридор и т.п.), правила передвижения в помещении (держаться за перила, быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, не толкаться и т.п.);
- не прикасаться к электрическим приборам (обогреватели, розетки);
- в зимний период времени не прикасаться к металлическим предметам и оборудованию губами, языком. Не выходить на лед без взрослых;
- правила поведения на улице (за забор не выходить, с незнакомыми не разговаривать и т.п.)

Критерии оценки
4 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.
3 балла – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого.
2 балла - у ребенка отсутствует 1-2 компонента.
1 балл – у ребенка компоненты не выражены.

2. Правила безопасности дорожного движения
- переходить улицу со взрослыми, в строго определенных местах
- знания значений сигналов светофора
- знания элементов дороги (проезжая часть, тротуар, остановка, пешеходный переход)
- знание спецтранспорта (скорая, полиция, пожарная)
- знание дорожных знаков (пешеходный переход, остановка общественного транспорта, дети)

Критерии оценки
4 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.
3 балла – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого.
2 балла - у ребенка отсутствует 1-2 компонента.
1 балл – у ребенка компоненты не выражены.

3. Экологическое сознание
- элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не наводя им вред; наблюдать за животными не беспокоя их; кормить животных только с разрешения взрослого; не гладить чужих животных, не приносить домой без разрешения, не рвать, и есть любые растения.
- умение экономить воду

Критерии оценки
4 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.
3 балла – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого.
2 балла - у ребенка отсутствует 1-2 компонента.
1 балл – у ребенка компоненты не выражены.

Образовательная область «Физическое развитие»

Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ:

Беседа с детьми (индивидуально):
А) Что нужно человеку, чтобы быть здоровым? (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья и др.)
Б) От чего человек может заболеть? (от холода, если ноги промокнут, от жаркого солнца, от плохой еды)
В) Какие полезные продукты ты знаешь?
Г) Как ты можешь ухаживать за больным? (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения)

Критерии оценки:
4 балла – на все вопросы ребенок отвечает самостоятельно и правильно, понимая содержание заданных вопросов.
3 балла – на все вопросы ребенок отвечает правильно после небольшой словесной подсказки взрослого.
2 балла – ответ на поставленные вопросы ребенок находит только с помощью взрослого, при этом не может ответить на все поставленные вопросы.

Уровень соблюдения культурно-гигиенических навыков (в ходе наблюдений):

А) Следить за чистотой тела, опрятностью одежды, самостоятельно чистит зубы
Б) При кашле и чихании закрывает рот носовым платком
В) Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, умеет соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывает одежду в определенные места)
Г) Правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой, умеет принимать пищу аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Критерии оценки:
4 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.
3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.
2 балла – задания ребенок выполняет только с помощью взрослого, при этом не может ответить на все поставленные вопросы.
1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

Цель. Изучение особенностей взятия ребенком на себя роли.

Экспериментальный материал . Сюжетные игрушки для игр в «детский сад», «семью», «больницу».

Ход проведения исследования. Проводится 3 экспери­ментальные серии игр с детьми 3-7 лет.

Первая серия. Игры в «самих себя», во «взрослых», в «товарищей»,

Серия состоит из трех взаимосвязанных ситуаций;

1 ситуация - экспериментатор организует игру в «дет­ский сад», но так, чтобы каждый из ее участников ос­тавался самим собой: воспитатель - воспитателем, а дети - детьми. Если дети согласны, воспитатель пе­редает им управление игрой, при необходимости спра­шивает. «Что надо делать?» -и выполняет их указания;

2 ситуация - в случае отказа детей от игры в «самих себя» или по ее окончании, если игра возникает, взрослый предлагает играть иначе: один ребенок будет воспитате­лем (называя при этом имя воспитателя группы), а вос­питатель с другим ребенком - детьми. В дальнейшем педагог участвует в развертывающейся игре в роли одно­го из детей;

3 ситуация воспитатель предлагает поиграть так: он будет воспитателем группы, а дети будут играть роль кого- либо из товарищей своей же группы. При этом он или сам называет имена тех, кого будут изображать играю­щие, или предлагает детям выбрать самим.

В каждой из организованных таким образом игр при­нимают участие по двое детей всех возрастных групп дет­ского сада.

Вторая серия. Игры с нарушением последовательнос­ти действий при выполнений ребенком роли. Органи­зовывают игры с хорошо знакомым детям содержанием; в «детский сад», в «больницу», в «Семью». По ходу игры экспериментатор пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает «съесть моро­женое, а потом суп»). В каждой

из игр принимают уча­стие по двое детей всех возрастных групп.

Третья серия . Игры с нарушением" смысла роли. Роль ставится в противоречие с действиями, которые должен выполнять ребенок. Можно использовать 2 ситуации:

1 ситуация - с детьми развертывается ролевая игра «трамвай»: предлагается сумка для денег, билеты, под­готавливается место для вожатого. После того как игра разворачивается, детям предлагают играть так: вожатый будет продавать билеты, а кондуктор вести вагон. Когда измененная игра начинается, экспериментатор, играю­щий с детьми, выходит на остановке и говорит, что вожатого зовет начальник депо;

2 ситуация - разыгрываются игры с правилами: «Волк и зайцы», «Волк и гуси», «Кот и мыши», «Лиса и зай­цы». Предлагают, чтобы гуси ловили волка, зайцы - лису и волка, мыши - кота.

Оценка результатов . В первой серии определяют, что прежде всего выделяет ребенок в действиях взрослого. Выясняют, как роль взаимосвязана с правилами дей­ствия или общественного поведения.

Во второй серии анализируют, каков характер логи­ки действий и чем она определяется. Как относится ре­бенок к нарушению логики действий и каковы мотивы протеста против ее нарушения

На основе данных первой и второй серий определяют уровень развития игры для каждого ребенка (Табл. 1). В третьей серии определяют отношение ребенка к роли, взятой на себя в игре, доказать, что внутри роли факти­чески имеется известное правило поведения, отражаю­щее логику реального действия и реальных отношений.

Тест 2. Устойчивость в подчинении игровому правилу (по Д. Б. Эльконину)

Цель диагностики. Изучение устойчивости в подчи­нении игровому правилу.

Экспериментальный материал. Сюжетные игрушки для игры в «дочки-матери» и «пожарных».

Ход проведения исследования. Исследование проводит­ся с детьми 3-7 лет. Сюжет игры варьируют с учетом возраста и пола детей.

Взрослый организует следующие ситуации:

ситуация - экспериментатор предлагает детям по­играть в «дочки-матери». Когда игра разворачивается, он берет на себя роль воспитателя и предлагает играю­щим оставить своих дочек в детском саду;

ситуация - экспериментатор Организует игру в «по­жарных», берет на себя роль пожарного и, когда коман­да прибывает тушить пожар, просит шофера остаться в машине.

Оценка результатов. Анализируют поведение ребенка в ситуации борьбы мотивов, когда необходимо подчи­ниться правилу, вытекающему из роли, преодолев сию­минутные желания. Детей распределяют по четырем уровням подчинения игровому правилу (таблица 1) по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Тест 3. Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре

Цель диагностики . Изучение влияния сюжета и роли на подчинение правилу игры.

Экспериментальный материал . Разработанные сюже­ты игр в «эстафету», «машинистов», «прятки», «кош­ки-мышки».

Ход проведения исследования. Исследователь органи­зует несколько серий.

Первая серия . Взрослый с детьми проводит эстафету. Все испытуемые встают в линию и по сигналу экспери­ментатора - «Раз, два, три!» должны бежать к нему.

Вторая серия . Экспериментатор предлагает поиграть в «машинистов». Дети встают в одну линию, каждый из них – машинист. По сигналу экспериментатора (3 хлоп­ка в ладоши) машинисты должны бежать к нему. Кто выезжает раньше или задерживается, тот проигрывает.

Третья серия. Проводится индивидуально. Экспери­ментатор играет с ребенком в «прятки». Ребенок пря­чется, а взрослый его ищет. Перед началом игры ребен­ку говорят: «Сиди тихо. Если выглянешь или будешь раз­говаривать, я тебя сразу найду и поймаю».

Четвертая серия . Проводится индивидуально. Игра в «кошки-мышки». Ребенок-мышка прячется в норку. Перед этим экспериментатор-кошка говорит: «Сиди тихо. Я - голодная кошка. Если выглянешь или зашумишь, я тебя сразу найду и съем». Затем предлагает поиграть в «машинистов». Дети встают в одну линию, каждый из них

Таким образом, во второй серии появляется роль, а в четвертой - еще и сюжет.

Оценка результатов. Подсчитывают количество детей, подчинившихся и не подчинившихся правилу. Резуль­таты заносят в таблицу (таблица 2).

Рассматриваются особенности поведения детей раз­ных возрастов в играх с сюжетом и без сюжета и особен­ности подчинения правилу в игре. Делают выводы о вли­янии сюжета и роли на эффективность подчинения пра­вилу.

Тест 4.Особенности сюжетно-ролевой игры

Цель диагностики. Изучение особенностей сюжетно - ролевой игры.

Ход проведения исследования . Проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно - ролевой игрой детей 2-7 лет.

Оценка результатов . Анализ протоколов проводят по схеме:

1.Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

Как возникает замысел игры (определяется игро­вой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т. д.).

Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учиты­вает ли их точку зрения.

Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ре­бенок перспективу игры.

Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре.

Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.

Что составляет основное содержание игры (дей­ствия с предметами, бытовые или общественные взаи­моотношения между людьми).

Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отра­жающих общественные отношения.

3. Сюжет игры.

Насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество.

Какова устойчивость сюжета игры, т. е. насколь­ко ребенок следует одному сюжету.

Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.

Насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок яв­ляется участником нескольких событий, включенных в сюжет.

Как проявляется умение совместно строить и твор­чески развивать сюжет игры.

Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т. д.).

4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).

Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).

Каковы отличительные особенности ролевого диа­лога (степень развернутости: отдельные реплики, фра­зы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

Передает ли и как характерные особенности пер­сонажа.

Как участвует в распределении ролей. Кто руково­дит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необхо­димости выполнять второстепенные роли.

Что предпочитает ребенок: играть один или вхо­дить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер вза­имоотношений. Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он мо­жет выполнять ролей в разных играх.

5. Игровые действия и игровые предметы.

1. Использует ли ребенок в игре предметы-замести­тели и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы-заместители и преобразует их для использова­ния в игре.

2. Дает ли словесное обозначение предметам-замес­тителям, насколько легко это делает.

3. Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру:

4. Использует ли в игре образные игрушки и как ча­сто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.

Есть ли у ребенка любимые игрушки.

5. Характеристика игровых действий: степень обоб­щенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, по­нимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

6.Игровые правила.

Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком.Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.Следит ли за выполнением правил другими деть­ми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.

7.Достижение результата игры.

Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.Соотносит ли ребенок свой замысел с достигну­тым результатом. Какими средствами достигается реализация замысла.

8.Особенности конфликтов в игре.

По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т. д.).Каковы способы разрешения конфликтов.

9.Игровая среда.

Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры. Использует ли предложенную игровую среду (обо­рудование игрового уголка) и как.

10. Роль взрослого в руководстве игрой.

Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается. Предлагает ли принять взрослому участие в игре.Полученные результаты соотносят с таблицей 3 и опре­деляют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соот­ветствии с возрастом ребенка.

Тест 5. Игровая комната

Цель диагностики . Выявление особенностей общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Ход проведения исследования . Взрослый вызывает к себе одного ребенка и дает следующую инструкцию: «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и при­гласил в свой замок. В этом замке есть волшебная ком­ната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь, прийти в эту

комнату и делать в ней все, что захочешь. Но есть два условия. Ты должен прийти туда не один. Возьми с со­бой двоих, кого ты захочешь. И еще: все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам».

Затем ребенку задают вопрос: «Кого ты с собой возьмешь?»,. Если ребенок называет имена детей, на­пример: «Возьму Сашу и Вову», то важно уточнить, что это за дети (из группы детского сада, куда ходит ребе­нок; соседи; родственники; знакомые по даче и т. п.), какого они возраста (такого же, старше, младше). Пос­ле этого ребенку говорят: «Вот теперь вы пришли в волшебную комнату, что ты предложишь там делать?». После ответа ребенка (например: «Играть в машинки») следует уточнить, как будет проходить игра, что дети будут делать. Затем экспериментатор продолжает: «Хо­рошо, все поиграли, а потом сказали, что им это на­доело, и они не будут в это

не будут в это больше играть. Что ты дальше предложишь?». Обсуждается второе предложе­ние ребенка, после чего взрослый просит предложить еще что-нибудь делать. После того, как ребенок сде­лал третье предложение, ему говорят: «Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать?». В заключение ребенку необходимо сказать, что он очень хорошо все придумал, и волшебник, наверное, еще Пригласит его в свой замок.

Оценка результатов . При анализе данных могут рас­сматриваться следующие параметры.

Инициатива и позиция в общении . Можно предполо­жить, что ребенок, который легко вносит разнообраз­ные (например, первый раз - играть в дочки-матери, второй - в прятки, третий - в доктора и т. п.), четкие по замыслу (может рассказать, как будет идти игра) предложения по совместной игре, в реальном игровом взаимодействии также будет инициативным (предложит другим детям совместные игры с разнообразной темати­кой). Как правило, такие дети принимают на себя глав­ные роли в игре и занимают ведущую (доминирующую) позицию в общении. При этом доминирование может быть как положительным (ребенок доброжелателен, скло­нен конструктивно решать возникающие конфликты, учитывать мнения и желания других и т. п.), так и отрица­тельным (ребенок авторитарен, стремится достичь своей цели любыми, чаще неконструктивными, средствами - криком, физической силой и т. п.). Характер домини­рования уточняется на последнем этапе применения ме­тодики, где экспериментатором задается воображаемая ситуация конфликта.

Инициативные, занимающие ведущую позицию в игре дети чаще всего пользуются большой популярностью у сверстников (иногда даже при выраженной тенденции к отрицательному доминированию), так как умение орга­низовать интересную совместную игру - одно из важ­нейших качеств, влияющих на эмоционально-личност­ные предпочтения дошкольников.

Дети, предлагающие один-два варианта игры и не всегда представляющие себе ее ход, затрудняющиеся или отказывающиеся распределить роли, скорее всего, в ситуации реального общения будут менее активны (они, как правило, не выступают активными организаторами игры, а лишь поддерживают ее, вносят предложения и уточнения, связанные только с принятой ими ролью, а не по всей игре в целом). Такие дети выбирают для себя средние по значимости роли (помощников главных

персонажей) и занимают подчинительную позицию в об­щении. Дети с указанными особенностями игрового вза­имодействия обычно не пользуются у сверстников боль­шой популярностью, но и не оказываются в изоляции, т. е. занимают среднее положение в структуре группо­вых взаимоотношений.

Когда дети отказываются от проявлений инициативы («Не знаю, во что играть», «Во что хотят все, в то и буду играть»), предлагают в лучшем случае один вари­ант игры (например, первый раз - играть в машинки, второй раз - в другие машинки и т. п.), не могут расска­зать о замысле игры, то можно предположить, что и в реальной игре они выступают пассивными участниками, которым достаются второстепенные, мало привлека­тельные роли, и занимают подчинительную позицию в общении. Такие особенности взаимодействия могут быть следствием недостаточно сформированных игровых навы­ков, а также отрицательного отношения со стороны свер­стников. Реально эти два фактора тесно переплетены. Так, недостаточно сформированные игровые навыки ре­бенка обусловливают нежелание других с ним взаимодей­ствовать, негативное отношение ровесников, что, в свою очередь, тормозит их развитие, и наоборот, отрицательное отношение к ребенку, обусловленное иными причинами (например, личностными особенностями), препятствует развитию его игровых навыков, что может усугублять нега­тивное отношение к нему.

Благополучие общения . По тому, сколько партнеров и кого именно для воображаемой игры выбирает ребе­нок, можно судить о его благополучии в общении.

Если ребенок легко выбирает партнеров-ровесников (причем их количество часто не ограничивается двумя), то можно предположить, что он достаточно успешен в общении и у него благополучные взаимоотношения со сверстниками.

Когда ребенок долго обдумывает свой выбор, берет с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от него по возрасту, или детей, с которыми он не имеет посто­янных контактов (сосед по даче), то это может свиде­тельствовать о каких-то трудностях, возникающих у него при общении (в первую очередь - с ровесниками), и об относительном неблагополучии его взаимоотношений с детьми.

Очень неблагополучный в общении со сверстниками ребенок, как правило, отказывается кого-нибудь взять с собой («Один буду играть»), иногда берет с собой толь­ко свою собаку или взрослых (маму, бабушку, экспери­ментатора и т. п.).

Развитие игровых навыков . Уровень развития игровых навыков в старшем дошкольном возрасте определяется умением детей включаться в сюжетно-ролевую игру или в игру с правилами, распределять роли, выполнять их, последовательно разворачивать сюжет игры. Об уровне развития игровой деятельности могут свидетельствовать разнообразие и характер предлагаемых ребенком игр.

Высокий уровень характеризуется тем, что дети могут предложить несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказать, хотя бы в общих чертах, о ходе игры, ее правилах, распреде­лении ролей.

При среднем уровне дети могут предложить один вари­ант сюжетно-ролевой игры или игры с правилами либо только настольно-печатные игры, иногда - игры, пред­полагающие наличие двух партнеров (шашки, шахматы).

Низкий уровень - когда дети предлагают манипулятивные (машинки катать) или деструктивные (подушка­ми кидаться) игры.

Способы разрешения конфликтной ситуации. Конфликт­ную ситуацию задают через воображаемый отказ детей принять третье предложение ребенка-испытуемого.

Можно выделить два основных способа разрешения конфликта: деструктивный и конструктивный. Деструк­тивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть»), либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и застав­лю играть»), либо привлечение внешних средств для раз­решения конфликта («Бабушку позову, она всех заста­вит играть»).

Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»). Дети, предпочитающие разрешать конфликты конструктивным способом, более общитель­ны, и у них, как правило, устанавливаются благопо­лучные взаимоотношения со сверстниками.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д.Б. Эльконину

Показатель игры

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры.

В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений с другими участниками игры.

Выполнение действий связанных отношением к другим людям.

Характер игровой роли

Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действие.

Роли называются, намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.

Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные внеигровые отношения.

Роли ясно выделены и очерчены, называются до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер.

Характер игровых действий

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций.

Логика действийопределяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий.

Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны.

Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры.

Отношение к правилам

Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют.

Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется.

Нарушение логики действий опротестовывается с ссылкой на то, «что так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правила лучше замечается со стороны.

Нарушение действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила явно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием, побеждает правило.

Развитие игровой деятельности.

Компоненты

игры

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-7 лет

Замысел игры, постановка игровых целей и задач.


Дети обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой,подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машинке). Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх игрушками. В конце третьего года жизни дети начинают готовить условия для игр, обозначать замысел игры. Игровые замыслы начинают адресовываться группе детей.

Дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначить игровую задачу.

Воплощение замысла в игре происходит путём решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения. Как правило, дети сами договариваются перед началом игры.

Замыслы игр более устойчивые. Но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнёра, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время неё включают новые идеи и образы, т.е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией.

Сюжетно -отобразительная игра переходит в сюжетно - ролевую. В игре дети отображают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых.

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

Сюжет игры.

Сюжеты по преимуществу бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. В конце третьего года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок.

Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок.

Сюжеты развёрнуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды из сказоки реальной жизни.

Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр. Для детей характерно стремление как можно больше узнать о том, во что они будут играть. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, фильмов, книг, рассказов взрослых.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

В конце 3-го года жизни некоторые дети начинают обозначать роль словом. С переходом к обобщенным игровым действиям появляется основание для содержательного ролевого общения. Дети часто разговаривают с игрушками как с партнерами по игре. Постепенно роль партнеров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов- заместителей. Дети переходят к играм вдвоем, а затем к групповым играм.

Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается - отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей.

Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными.

Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное " время. Большинство детей предпочитают играть вместе, т.к. им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла и т.д.)

Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. Речь занимает все большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 - любимые.

Материал подготовлен воспитателем высшей квалификационной категории Г.И. Федосеевой