Open
Close

Произведения описывающие жизнь детей во время войны. Три рассказа о детях войны


»
»
»

Книги про Отечественную Войну 1812 года

Отечественной войне 1812 года посвящены две великолепные книги издательства "Лабиринт".

Первая - "В грозную пору" - была написана еще в советское время историком Михаилом Григорьевичем Брагиным. Её современное издание очень оригинально: кроме текста и иллюстраций, в книге много разнообразных интерактивных элементов. Книга качественно сделана, информационно наполнена - это настоящее произведение искусства. Если школьник увлекается историей, оружием или военным делом - эта книга будет для него отличным подарком! Но и взрослые, я уверена, получат от этой книги огромное удовольствие.

Аннотация:
В 1960-х годах историк М. Г. Брагин написал книгу "В грозную пору", и советские мальчишки заболели 1812 годом. Сколько армий было создано из самых неожиданных материалов, сколько разыграно сражений! Спустя почти полвека эта книга возвращается к читателю, и вновь на её страницах слышен грохот пушек, сверкают кирасы и клубится пороховой дым. Отечественная война оживает здесь в мельчайших подробностях: можно прочесть переписку генералов, разобраться в схемах боёв, увидеть, что носил в ранце русский солдат, заглянуть в устав 1811 г., рассмотреть униформу и оружие, научиться строить укрепления, узнать, как стреляет пушка, зачем сапёру фартук, можно ли было вылечить Багратиона, что такое окочурник, какая статуя Наполеона могла бы стоять в Кремле и что погубило Великую армию. Дополнительные материалы: оригинальные объемные конструкции, панорамные страницы, клапаны, книжечки, карты, схемы сражений, путеводитель по Бородинскому полю, карточки с портретами и биографиями великих полководцев, исторические документы.

В той же серии, в таком же оригинальном оформлении вышла книга "Бородинская битва". Страниц в этом издании немного - всего 26. Зато каждую из картонных страниц можно изучать подолгу. Цена на эту книгу очень и очень приличная. Это не массовый продукт, и в свою библиотеку я, например, данную книгу покупать не стала. Но и оставить её без внимания я тоже не могла - очень уж она хороша.

Аннотация:
Это уникальное интерактивное издание подготовлено специально к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Книга даёт редкую возможность не просто прочитать о событиях давно минувших дней, но и в максимальном приближении увидеть ход Бородинской битвы, самому погрузиться в историю, буквально оживающую на страницах книги. Основное повествование сопровождается дополнительными текстами, которые рассказывают о героях кампании 1812 года и описывают занимательные подробности военного быта. Иллюстрации позволяют представить, как выглядели форма и вооружение того времени: историческая точность соблюдена здесь даже в мельчайших деталях. Книга создавалась при содействии крупнейших библиотек, музеев, военно-исторических клубов России. Издание предназначено для широкого круга читателей. Дополнительные материалы: оригинальные объемные конструкции, подвижные элементы, клапаны, панорамные и раздвижные страницы, ляссе с модулем в виде часов с подвижными стрелками, постер с портретами и биографиями французских и русских полководцев, 10 карточек с униформой русской армии, 10 карточек с униформой французской армии, старинная настольная игра "Казаки".

Великая Отечественная война и события послевоенного времени полностью определили культуру, да и сам строй жизни советских людей. Особенно это отразилось на воспитании детей и юношества, и не последнюю роль в этом вопросе сыграли книги о войне для детей. Дискуссии о том, как правильно воспитывать подрастающее поколение, начались гораздо раньше - ещё до войны, когда писателей упрекали за склонность к чистой романтике и доказывали, что чувство прекрасного не может быть абстрактным. Книги о войне для детей стали важнейшим требованием времени, тематика эта включала в себя романтику в виде военных подвигов, самозабвенного труда, где жертва ради народа - высший нравственный посыл к становлению советского человека. И всё это труднейшее время отражено в книгах о войне для детей. В своих произведениях авторы используется огромный педагогический и творческий потенциал для того, чтобы донести подрастающему поколению всю правду о самоотверженности тех, кто защищал страну в боях и трудился в тылу. Ведь именно подростки и даже дети встали тогда к станкам, чтобы заменить взрослых, ушедших на войну. Чуть позже появились многие книги о войне для детей, на страницах которых рассказывалось о сынах полка, о юных партизанах и подпольщиках, то есть о непосредственном участии в боевых действиях детей и подростков.

Издано во время войны

Положение в стране было тяжелейшее, но о должном воспитании забота не иссякала. Продолжали выходить периодические издания и книги о детях войны. Список их чрезвычайно длинен. Но особенно широко представлена публицистика - это агитационные стихи, фельетоны, очерки. Сергей Михалков в самом начале войны уже писал книги про войну для детей, где объяснял цели и смысл противодействия фашизму, создавая величественный образ нашего народа, который воюет за правое дело. Это "Быль для детей", а следом пронзающие душу стихи "Десятилетний человек", в которых описывается мальчик-сирота, пробирающийся к своим по территории, занятой врагом, и терпящий ужасные лишения. И конечно же, Михалков вернулся к любимому детскому герою - почтальону ("Почта военная"). Охотно читает и сегодня эти книги о детях войны 4 класс. Список здесь уже очень большой, куда, кроме входят и лучшие книги Алексеева, Драгунского, Кассиля, Королькова, Катаева и многих других. Все перечислить невозможно, но далее нужно будет подробнее остановиться на некоторых из них.

Многими поэтами созданы образы детей, которых война лишила детства, они страдают, погибают от обстрелов и голода. Лучшие образцы этого поэтического творчества, несмотря на такую "смертоносную" тематику, в то же время гораздо сильнее утверждали символы самой жизни, которую пытается уничтожить война. Например, в стихах 1942 года обратившаяся к ленинградским блокадным детям Анна Ахматова была исключительно убедительна в своём жизнеутверждающем начале ("Памяти Вали"). Образы детей-мстителей появляются с начала войны всё чаще и в стихах, и в прозе. Здесь одними из самых лучших примеров станут те книги о детях войны, список которых составляла именно читательская востребованность. Например, стихотворение, которое в течение долгих уже послевоенных лет знали наизусть практически все советские дети - "Партизан" Зои Александровой, написанное в 1944 году, где речь идёт о мальчике, который остался у партизан, чтобы отомстить за погибшую маму. И сегодня, спустя столько лет, надо читать книги о детях войны.

4 класс

Список произведений для четвёртого класса существует во многих версиях, с разным содержанием. В библиотеках страны проводятся специальные акции для школьников, когда прочитываются вслух отрывки из лучших книг о войне и даже целые произведения. Причём сначала проводится вступительная беседа, а после чтения - беседа о прочитанном с вопросами и ответами. Мы все, будучи родителями, читаем книги о войне детям. И чтобы облегчить эту задачу, каждая детская библиотека составляет примерный список художественных произведений, которые будут интересны и полезны подрастающему поколению. Конечно, книги про войну для детей представлены в широком ассортименте, и потому каждый список носит рекомендательный характер, ни один из них не может быть абсолютно полон.

Но в любом случае маленький человек должен понимать, для чего ему предлагается та или иная книга. Поэтому даже в домашнем чтении лучше начать со вступительной беседы. Нужно отметить, что эти же книги про войну для детей 3 класса тоже подойдут. Прежде всего нужно узнать, насколько ребёнок готов в прочтению данного сочинения. Нужно спросить, что за праздник у нас отмечают девятого мая, знает ли он, когда началась Великая Отечественная война, когда она окончилась и как давно это было. Потом задать вопросы посложнее: и Великой, почему мы до сих пор о ней помним? И ещё: почему мы победили? Из ответов будет понятно, с какого произведения лучше начать чтение.

Список

Книги на тему "Дети и война":

1. С. П. Алексеев: "Богатырские фамилии", "Рассказы о полководцах", "Рассказы о Великой Отечественной войне".

2. Ж. Браун: "Юта Бондаревская".

3. Л. Ф. Воронкова: "Девочка из города".

4. В. Ю. Драгунский: "Арбузный переулок".

5. Л. А. Кассиль: "Дорогие мои мальчишки", "Твои защитники", "Рассказ об отсутствующем", "Огнеопасный груз", "У классной доски", "Володя Дубинин" и "Улица младшего сына" (эти две книги написаны в соавторстве с Л. М. Поляновским), "Черемыш - брат героя".

6. Валентин Катаев: "Сын полка".

7. Ю. Корольков о пионерах-героях: Вале Котике, Зине Портновой, Лёне Голикове, Марате Казее и других.

8. Б. Лавренёв: "Разведчик Вихров".

9. А. Митяев: "Иван и фрицы", "Гвардии медвежонок", "Лошади", "Куриная слепота", "Носов и Назе", "Мешок овсянки", "Серьги для ослика", "Отпуск на четыре часа", "Тимофей Беспраздничный", "Тёплый "язык"", "Шестой - неполный", "Треугольное письмо".

10. Н. А. Надеждина: "Партизанка Лара".

11. В. А. Осеева: "Васёк Трубачёв и его товарищи".

12. К. Г. Паустовский: "Похождения жука-носорога".

15. Е. И. Суворина: "Витя Коробков".

16. И. Турчинин: "Крайний случай".

17. Ю. Я. Яковлев: "Девочки с Васильевского острова", "Как Серёжа на войну ходил", "Где стояла батарея".

Краткий обзор

Лучшие книги для детей о войне во все времена будут помогать педагогам вырастить настоящего помощника взрослым во всех условиях, которые предлагает жизнь, в том числе и нечеловечески страшных. Главное - то, что настоящий писатель всегда показывает, что решающая роль в детской судьбе принадлежит взрослым, то, что взрослые - добрые, разумные и сильные. Об этом говорится в повести Валентина Катаева, которая вышла в 1944 году. Называется она "Сын полка". А какие прекрасные стихи были написаны о "Мужичок-с-ноготок" у Сергея Михалкова, об учениках из ремеселенных училищ на оборонных заводах Урала у Агнии Барто и многие, многие другие. В прозе об этом великолепно написал У Льва Кассиля в повестях особо хорошо виден контраст прекрасных душевных качеств его героев и их чисто физической "невеликости". В послевоенные годы были написаны многочисленные книги о войне для детей начальной школы. В том числе и о том, как даже малыши участвовали в восстановлении хозяйства, до руин разрушенного войной. Ведущими темами в этот период становятся школа, семья, труд, на которые прошедшая недавно война наложила свой отпечаток.

Именно тогда были созданы самые пронзительные художественные произведения и о тех, кто реально участвовал в сражениях. Это для детей об Александре Матросове писателя П. Журбы, это "Четвёртая высота" Елены Ильиной о Гуле Королёвой, это книги о Володе Дубинине Кассиля и Поляновского и, наконец, книга для юношества о молодогвардейцах Александра Фадеева - "Молодая Гвардия". Это, конечно, далеко не полный список, в котором представлены лучшие книги для детей о войне 1941-1945 годов. Широко известные уже на тот момент писатели представляли свои новые произведения юным читателям. Это Осеева, Мусатов ("Стожары"), Кальма ("Дети горчичного рая"), Каверин ("Два капитана" - вторая часть), Фраерман, Шварц, Карнаухова и многие другие. Война предложила совершенно новые типы героев, а потому и традиционные темы получили новое решение.

Валентина Осеева

Валентина Александровна Осеева продолжила в своей прозе направление реализма, будучи последователем художественной традиции Ушинского и Толстого. Она во главу каждого произведения ставила нравственно-этические вопросы, а каждая её строка должна была быть в первую очередь средством воспитания. Особенно хороши её книги о войне для детей 10-12 лет. Маленькие люди при чтении уже исследуют нравственные нормы и отступления от неё. Обычно главный герой совершает проступок, этическую ошибку. Далее жизнь преподносит ему урок, и прозрение приходит через мучительное переживание. Впрочем, это и для большинства взрослых очень полезное чтение. До войны Валентина Александровна адресовала книги детям дошкольного возраста и младшего школьного, и в них тоже господствует тема нравственного становления, даются этические уроки. Именно поэтому её короткие рассказы никогда не несли чисто идеологической нагрузки. Таковы "Волшебное слово", "Три товарища", "На катке" и другие. В коротком рассказе особо нужно писательское мастерство - речевые средства отбираются исключительно тщательно, чтобы оставить впечатление чистой и живой интонации, кроме того, необходимо уметь построить сюжет, выбрать конфликт. Валентина Осеева благодаря таким качествам из школьных хрестоматий вряд ли уйдёт когда-либо.

Сюжеты она брала из будничной жизни девочек и мальчиков, постоянно заставляя их подвергать осмыслению чужие и свои поступки, особенно их моральную составляющую. По этим книгам читатель вместе с героем начинает понимать те законы, которые свойственны нормальной жизни человека и общества. Писатель не делает никакой скидки на возраст, и у детей в её рассказах проявляются абсолютно взрослые качества: грубость, равнодушие, подлость, эгоизм или чуткость, честность, доброта, любовь к ближнему, к Родине. Её рассказы о детях, которым пришлось переживать тяготы войны, - действительно превосходные произведения на данную тематику и стоят на верхних ступенях в отечественной детской литературе. Там есть всё самое нужное: реалистическое изображение атмосферы данного времени, народных характеров. Повествовательный тон исключительно тёплый, доверительный. Все межличностные коллизии - на втором плане, а на первом - всегда война и дети, война и мир, Великое Противостояние.

Энциклопедии

Детские экциклопедии, издающиеся сегодня, - издания качественные и красивые, но нужно обязательно учитывать, что они целиком и полностью переводные, а потому освещают исторический этап Второй мировой войны небеспристрастно. Признать такие издания документальными - значит погрешить против истины. Поэтому звучат призывы к родителям: покупать в домашнюю библиотеку отечественные книги для детей о войне 1941-1945 годов. Они как минимум будут написаны родной и правильной речью, а самое главное - помогут сохранять человеческое достоинство в истоках исторической памяти, что для страны является одной из важнейших задач. Прошло много лет со времени чудовищного испытания для нашего народа, и плоды воспитания последних десятилетий иногда не могут не удручать.

Как часто сегодня можно наблюдать у людей равнодушие к судьбе государства, в котором они родились и живут. Необходимо, чтобы дети помнили и хорошо знали о героических подвигах, о жесточайших испытаниях и горчайших судьбах дедов и отцов. Обязательно нужно воспитывать в детях патриотические чувства. И лучше всего эту задачу выполняют книги о войне для детей. В них есть всё: и миллионы погибших, и тяжёлые испытания, и яростная борьба с фашизмом, и долгожданная Победа. Только так ребёнок может ощутить любовь к Родине, а впоследствии защитить своё Отечество и собственных близких в случае необходимости.

С чего начать

Уже самым маленьким школьникам необходимо читать книги на военную тематику. Конечно же, выбирать нужно самые интересные для них, то есть те произведения, где главные герои близки к ним по возрасту. Именно с помощью таких книг дети научаются крепко любить свою семью, близких, окружающих, и вообще всё то хорошее, что преобладает в их жизни. При знакомстве с литературой о войне дети уже должны иметь по теме некоторые знания. Обязательно нужно рассказывать о родственниках, которые воевали или трудились в тылу, причём с разнообразными деталями - про пайку хлеба (не только ленинградскую, поскольку она нигде достаточной для сытости не была), про условия жизни, об учёбе (когда не было бумаги, и дети зачастую выполняли домашние задания на старых газетах), о работе, которая в то время начиналась у людей очень рано - ведь множество тринадцатилетних стояли у станков в войну.

В далёкие сороковые годы точно такие же дети вносили ощутимый вклад в приближающуюся Победу. Даже вступали в борьбу с врагом вместе со взрослыми. Поэтому маленьким детям очень понравятся книги "Шёл по улице солдат" Баруздина, "Твои защитники" Кассиля, "Я - солдат и ты - солдат" Маркуши, а также великолепные книги Гайдара "Сказка о военной тайне...", "Клятва Тимура" и многие другие. Только в том случае, если приобщение к патриотической литературе состоится ещё до школы, дети с удовольствием продолжат знакомство с книгами о войне, прочтут рассказы Алексеева, среди которых есть книга о войне и блокаде. Для детей уже будут понятными в рассказах и битва под Москвой, и Сталинградская битва, и Курская дуга, и оборона Севастополя, тем более - штурм Берлина. Сергей Алексеев словно с памяти списал то, что увидел и пережил во время войны, настолько достоверны каждый поступок, каждая черта характера главных героев.

"Письмо с фронта"

Это удивительная книга исключительно талантливого автора Анатолия Васильевича Митяева - рассказы о военных буднях человека, который сам всё это видел и во всём участвовал. Книга на первый взгляд очень проста, но это лишь первое впечатление, и оно обманчиво. После прочтения словно послевкусие остаётся, и читатель ещё долго раскладывает в памяти все следствия, все причины событий, о которых узнал, с каждым разом всё острее и острее переживая трудности, которые испытал солдат на пути в Победе.

В рассказах изобилие драгоценных трогательных подробностей жизни - и военной, и предвоенной, их даже больше, чем информации непосредственно о войне, с разбором сражений и боёв. Именно эти подробности приближают детей к пониманию чисто человеческих чувств. Солдаты на глазах взрослеют, и вместе с ними взрослеет читатель, понимая, что война - это не только геройские поступки, это тяжёлая, невыносимая работа, лишь выполнив которую, можно стать героем.

"Сын полка"

"Сын полка" Валентина Катаева - правдивый и исключительно яркий рассказ об очень непростой судьбе маленького Вани Солнцева, который воевал наравне со взрослыми и доказал, что подвиг - это несгибаемая воля, это огромная любовь к родной земле, а не только смелость. "Сын полка" - возможно, лучшая из книг, написанных о детях войны, настолько мастерское в ней сочетание взрослого авторского взгляда, уступки детскому интересу (увлекательность приключенческого плана) с традициями классической литературы.

Язык просто великолепен, а чувство меры - удивительное. Это вобще огромная часть русской литературы - книги на военную тематику. Даже не важна их роль в военно-патриотическом воспитании, пусть и написаны многие были, что называется, по "социальному заказу". Всё равно и авторы, и читатели всегда вольно или невольно переживают вместе с героями всё, что там происходило. Тем более что книги о войне для детей - давняя наша классическая традиция, проблематика вечная, тема эта в русской литературе освещалась практически всегда.

Блокада

Почти девятьсот дней люди, не успевшие покинуть Ленинград или не имевшие такой возможности в связи с характером их работы, находились без света, тепла, продовольствия, в бомбёжках, болезнях, холоде и голоде. Но они не бросали свой изнурительный труд на благо Победы - рыли оборонительные траншеи и стояли у станков на заводах. Смерть очень быстро стала явлением обыденным, хотя и не менее страшным. Книги, написанные об этом, всегда повествуют прежде всего о бессмертии, о любви, о страданиях во имя спасения Родины, о мужестве и ненависти к врагу. Документальные строки дневниковых записей надо читать с детьми всегда - с самого раннего возраста. Дневник в их числе. Художественные романы о блокаде тоже очень часто имеют дневниковую форму, так, может быть, проще донести через констатирующих ужасные события очевидцев ту правду, которой не верить нельзя, а верить - больно.

Документы всегда несут много информации чисто статистической, через жизнь обитателей одной квартиры можно увидеть то, что происходило в целом городе. Здесь нужно упомянуть повесть М. П. Сухачёва "Дети блокады", из которой читатель узнает очень много о характере бомбёжек и обстрелов, о том, каково это - умирать от голода, но не сдаваться. Дети во всём участвовали наравне со взрослыми - дежурили на чердаках и тушили зажигательные бомбы, помогали ближайшим людям выстоять, даже ловили диверсантов, которые подавали сигналы вражеским самолётам. Только стойкость и самоотверженное мужество помогли ребятам выстоять в этой неравной борьбе. О блокаде Ленинграда очень много детских книг, и нужно обязательно знакомить с ними подрастающее поколение, потому что события военных лет несут в себе исключительно много простой и понятной детям правды - пронзительной и тонкой. Приобретается некий опыт вместе с восприятием содержания этих книг, события переживаются глубоко и становятся близкими, как будто происходили с самим читателем и с теми, кто рядом, с самыми родными.

ольга пирожкова

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей дошкольного возраста можно посоветовать прочитать педагогам дошкольных учреждений?

Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях?

Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части: стихи и проза. Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Эти произведения наполнены информационной составляющей, требующей огромной предварительной работы как детей, так и самих педагогов. Дошкольники сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, ужасаются звертвам фашизма, нападения на мирных жителей.

Правила чтения дошкольникам литературы о войне:

Обязательно предварительно прочитайте произведение, при необходимости перескажите его детям, зачитав лишь небольшой кусок художественного произведения.

Проведите обязательную предварительную работу, раскрыв все необходимые информационные моменты.

Подбирайте художественные произведения по возрасту детей (дополнительную информацию расскажите своими словами).

Обязательно прочитайте произведения по несколько раз, особенно, если этого просят дети.

Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим дошкольникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже детям 3-5 лет. Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают, а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны:

Младшая группа:

Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».

«Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.

Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе.

Средняя группа:

Георгиевская С. «Галина мама»

Митяев Анатолий «Почему Армия родная»

«Таежный подарок».

Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский

Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,

Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,

Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,

Л. Кассиль "Твои защитники". Митяева А. «Дедушкин орден»

Когда дети становятся старше (5-7 лет, взрослые постоянно напоминают им о том, что они «уже не маленькие». Война не давала детям времени на взросление – они сразу становились взрослыми! Девчонки и мальчишки, оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного времени. Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни. Дошкольникам старшего дошкольного возраста можно предложить следующие литературные произведения:

Старшая группа:

Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г

Соболев Леонид «Батальон четверых»

Алексеев Сергей «Орлович-воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975

Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».

Я. Длуголенский «Что могут солдаты»

О. Высотской «Мой брат уехал на границу»

Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»

У. Бражнина «Шинель»

Черкашин «Кукла»

Подготовительная группа:

Л. Кассиль «Главное войско», 1987

Митяев Анатолий «Землянка»

Лавренев Б. «Большое сердце»

Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991

«Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)

Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»

С. Баруздин «Рассказы о войне»

С. Михалков «День Победы»

С. П. Алексеев «Брестская крепость».

Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».

пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

О том, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага может перевернуть всю жизнь человека, ребята узнают, прослушав книги о второй мировой войне. Война не заканчивается в один день – ее отголоски звучат в сердцах людей десятилетия. Именно благодаря произведениям авторов – современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить себе события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества. И, конечно же, лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких. Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.

Сегодня мы отмечаем День победы !

Это один из самых светлых дней, праздник со слезами на глазах. Это день, когда слова не нужны, и когда они так необходимы , чтобы выразить нашу благодарность тем, кто еще жив и помнит 9 мая 1945 года, а также тем, кто до этого дня не дожил, но всеми своими силами приближал Победу.

Правда жива, пока ее помнят.

Чтобы наши дети знали о прошлом своего отечества, мы должны рассказывать, читать вместе с детьми и, самое главное, обсуждать прочитанное. Только так мы передадим Память нашим потомкам.

Сегодня мы подготовили для вас 8 книг о Великой отечественной войне для чтения детям. Чтобы знали. Чтобы помнили.

С праздником вас и мирного неба над головой!

Тематическая книжная подборка "О Великой отечественной войне детям"

Людмила Пожедаева: Война, блокада, я и другие. Мемуары ребенка войны

Блокада Ленинграда - одна из самых трагических страниц в истории человеческой цивилизации - и это есть в книге.

Такого примера высокой стойкости духа, мужества, трагических последствий не знала человеческая история - и это есть в книге.

Школьница в 16 лет в душевном порыве написала мемуары о том, как в 7 лет оказалась в адском хаосе войны, в страхе и боли, в ужасе, голоде, холоде блокады Ленинграда, а затем в Сталинграде; написала о том, как война калечит тела и души побежденных и победителей.

Прочитайте! Еще долго будет трудиться душа!

Для старшего школьного возраста

Анатолий Митяев: Подвиг солдата. Рассказы о Великой Отечественной войне

Анатолий Васильевич Митяев о себе в дни войны сообщает скупо: "Летом 1942 года записался добровольцем.

На третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском минометном дивизионе". Вот и все.

Но, скромно умалчивая о себе, о героях Великой Отечественной он написал много и интересно.

В книгу вошли рассказы, которые писатель считал энциклопедией военной жизни.

Татьяна Кудрявцева: Маленьких у войны не бывает

Никто из героев этой книги не выдуман, они - реальные люди, которые живут среди нас. Вот почему рядом с иллюстрациями художника здесь выложены детские рисунки и документальные фотографии.

Возможно, вы даже встречались с этими людьми, не подозревая о том, что история каждого из них достойна высокой литературы.

Во время Великой Отечественной войны они были совсем детьми. Кто-то оказался в ленинградской блокаде, кто-то в эвакуации, кто-то в оккупации или даже на фронте. Точнее, свой фронт был у каждого из них, и никто не отступил, не сдался. Стоя со взрослыми рядом, они ковали Победу - ту, что одна на всех. Беда не спрашивала у ребят возраста, ведь Маленьких у войны не бывает .

Для среднего школьного возраста

Лев Кассиль. Рассказы о войне

Рассказы, собранные в этой книге, Лев Кассиль написал в годы Великой Отечественной войны. За каждым из них стоит реальная история - о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу.

Среди рассказов, вошедших в книгу, можно отметить:

  • Федя из подплава
  • Батарейный заяц
  • Линия связи
  • У классной доски
  • Держись, капитан!

Для среднего школьного возраста

Издательство

Иллюстраторы

Дунаева И., Юдин В.


Валентин Катаев. Сын полка

Валентин Петрович Катаев, русский писатель и драматург, прошёл Великую Отечественную войну и не понаслышке знал о том горе, которое она принесла нашей стране, лишив тысячи ребят детства.

В 1944 году Катаев написал повесть "Сын полка ".

Это яркий, правдивый рассказ о непростой судьбе Вани Солнцева, воевавшего наравне со взрослыми солдатами и доказавшего, что подвиг - это не только смелость и героизм, но и великий труд, несгибаемая воля и огромная любовь к Родине.

Произведения Валентина Катаева входят в программу внеклассного чтения.

Для среднего школьного возраста


Юрий Яковлев: Как Сережа на войну ходил

Пронзительная сказка замечательного писателя Юрия Яковлевича Яковлева расскажет юным читателям о трудных героических событиях военных лет.

Серёжа хотел увидеть войну собственными глазами. И повёл его по фронтовой дороге не кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою…

Мальчику пришлось пройти через многие испытания: выдержать бомбёжку фашистским самолётом, рыть окопы, пронести важные сведения в штаб под пулями врага. Юный солдат увидел, как дед мужественно бросился на вражеский танк, чтобы подбить его.



Евгений Евтушенко, Константин Симонов, Василий Лебедев-Кумач. Стихи и рассказы о войне

В этой книге собраны произведения В. Лебедева-Кумача, К. Симонова, С. Михалкова, Е. Евтушенко и других известных поэтов и писателей о Великой Отечественной войне, о победе, доставшейся нашему народу дорогой ценой.

Стихи, песни и короткие рассказы стали невольными свидетелями событий военных лет.

Благодаря им современный читатель не только узнает исторические подробности, но и эмоционально сопереживает их с героями литературных произведений.

Для младшего школьного возраста

Издательство

Иллюстраторы

Владимир Гальдяев, Светозар Остров,

Петров М., Владимир Винокур

Елена Ульева. Беседы о войне. Энциклопедия для малышей

А что ваш ребёнок знает о Великой Отечественной войне?

Нельзя воспитать настоящего человека, забывая историю. Не зная своего прошлого, мы не сможем достойно вырастить новое поколение.

Эта энциклопедия расскажет ребёнку обо всём, что происходило в тяжёлое военное время, какое оружие использовалось во время войны, о маленьких и больших героях, о мужестве, подвиге и бессмертной славе.

Книга строится на рассказе дедушки-ветерана своему внуку, который наткнулся на военную фотографию. В издании 91 история, почти каждая из которых сопровождается красочными иллюстрациями.

Для дошкольного и младшего школьного возраста

Это трогательная и трагическая дата для каждой семьи нашего великого народа.

Далеко в историю уходят жестокие и страшные события, в которых участвовали наши деды и прадеды.
Бои солдат на поле брани. В тылу не жалели сил трудились для Великой Победы и стар, и млад.
А сколько детей встали на защиту Родины наравне со взрослыми? Какие подвиги они совершали?
Рассказывайте и читайте повести, рассказы, книги детям о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Наши потомки должны знать, кто защитил их от фашизма. Знать правду о страшной войне.
На праздник 9 МАЯ посетите монумент или памятник, которые находятся в вашем городе, возложите цветы. Будет трогательно, если вы вместе с ребенком ознаменуете событие минутой молчания.
Обратите внимание ребенка на награды ветеранов войны, которых становится с каждым годом все меньше и меньше. От всего сердца поздравьте ветеранов с Днем Великой Победы.
Важно помнить, что каждый их седой волосок хранит весь ужас и раны этой страшной войны.

"Никто не забыт и ничто не забыто"


Великой Победе посвящается!

А втор: Ильгиз Гараев

Я родился и вырос на мирной земле. Я хорошо знаю, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома.

Я вижу, как строят новые дома, но не подозревал, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов.

Я знаю, как обрываются сны, но мне трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.

Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза.

И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в схватку, в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом.

Тогда и началась Великая Отечественная война за честь и независимость нашей Родины.

На защиту страны поднялись миллионы людей.

В войне сражались и побеждали пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики, моряки и связисты – воины многих и многих боевых специальностей, целые полки, дивизии корабли за героизм их воинов отмечались боевыми орденами, получали почетные наименования.

Когда забушевало пламя войны, вместе со всем советским народом поднялись на защиту Родины города и станицы, хутора и аулы. Гнев и ненависть к подлому врагу, неукротимое стремление сделать всё для его разгрома наполнили сердца людей.

Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу - это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.

«Все для фронта, все для Победы!»

В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов и более 70 тысяч сёл и деревень, разрушили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек.

Зловещим символом звериного облика фашизма стали концентрационные лагеря смерти.

В Бухенвальде уничтожено 56 тысяч человек, в Дахау – 70 тысяч, в Маутхаузене – более 122 тысяч, в Майданеке – число жертв около 1 миллиона 500 тысяч человек, в Освенциме погибло свыше 4 миллионов человек.

Если память каждого погибшего во второй мировой войне почтить минутой молчания, потребовалось бы 38 лет.

Враг не щадил ни женщин, ни детей.

Майский день 1945-го. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни!

Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что победа над фашизмом знаменовала победу над смертью, разума над безумием, счастья над страданием.

Почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, умер от ран.

С каждым годом все дальше в глубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Но для тех, кто воевал, кто полной чашей испил и горечь отступления, и радость наших великих побед, эти события никогда не изгладятся из памяти, навсегда останутся живыми и близкими. Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей и чудовищных разрушений было просто невозможно.

Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня.

Вот почему с таким глубочайшим уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошел через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества – доброту, сострадание и милосердие.

Вот уже 66 лет прошло со Дня Победы. Но мы не забыли о тех 1418 днях и ночах, которые продолжалась Великая Отечественная война.

Почти 26 миллионов жизней советских людей унесла она. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. И если бы собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби, и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.

Нам, современному поколению, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, бороться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась человеческая кровь.

Небо должно быть голубым, солнце ярким, теплым, добрым и ласковым, жизнь людей безопасной и счастливой.



Выходное платье

Было это ещё до начала войны с фашистами.

Кате Извековой подарили родители новое платье. Платье нарядное, шёлковое, выходное.

Не успела Катя обновить подарок. Грянула война. Осталось платье висеть в шкафу. Думала Катя: завершится война, вот и наденет она своё выходное платье.

Фашистские самолёты не переставая бомбили с воздуха Севастополь.

Под землю, в скалы ушёл Севастополь.

Военные склады, штабы, школы, детские сады, госпитали, ремонтные мастерские, даже кинотеатр, даже парикмахерские - всё это врезалось в камни, в горы.

Под землёй организовали севастопольцы и два военных завода.

На одном из них и стала работать Катя Извекова. Завод выпускал миномёты, мины, гранаты. Затем начал осваивать производство авиационных бомб для севастопольских лётчиков.

Всё нашлось в Севастополе для такого производства: и взрывчатка, и металл для корпуса, даже нашлись взрыватели. Нет лишь одного. Порох, с помощью которого подрывались бомбы, должен был засыпаться в мешочки, сшитые из натурального шёлка.

Стали разыскивать шёлк для мешочков. Обратились на различные склады.

На один:

Нет натурального шёлка.

На второй:

Нет натурального шёлка.

Ходили на третий, четвёртый, пятый.

Нет нигде натурального шёлка.

И вдруг... Является Катя. Спрашивают у Кати:

Ну что - нашла?

Нашла, - отвечает Катя.

Верно, в руках у девушки свёрток.

Развернули Катин свёрток. Смотрят: в свёртке - платье. То самое. Выходное. Из натурального шёлка.

Вот так Катя!

Спасибо, Катя!

Разрезали на заводе Катино платье. Сшили мешочки. Засыпали порох. Вложили мешочки в бомбы. Отправили бомбы к лётчикам на аэродром.

Вслед за Катей и другие работницы принесли на завод свои выходные платья. Нет теперь перебоев в работе завода. За бомбой готова бомба.

Поднимаются лётчики в небо. Точно бомбы ложатся в цель.

Бул-буль

Не стихают бои в Сталинграде. Рвутся фашисты к Волге.

Обозлил сержанта Носкова какой-то фашист. Траншеи наши и гитлеровцев тут проходили рядом. Слышна из окопа к окопу речь.

Сидит фашист в своём укрытии, выкрикивает:

Рус, завтра буль-буль!

То есть хочет сказать, что завтра прорвутся фашисты к Волге, сбросят в Волгу защитников Сталинграда.

Рус, завтра буль-буль. - И уточняет: - Буль-буль у Вольга.

Действует это «буль-буль» на нервы сержанту Носкову.

Другие спокойны. Кое-кто из солдат даже посмеивается. А Носков:

Эка ж, проклятый фриц! Да покажись ты. Дай хоть взглянуть на тебя.

Гитлеровец как раз и высунулся. Глянул Носков, глянули другие солдаты. Рыжеват. Осповат. Уши торчком. Пилотка на темени чудом держится.

Высунулся фашист и снова:

Буль-буль!

Кто-то из наших солдат схватил винтовку. Вскинул, прицелился.

Не трожь! - строго сказал Носков.

Посмотрел на Носкова солдат удивлённо. Пожал плечами. Отвёл винтовку.

До самого вечера каркал ушастый немец: «Рус, завтра буль-буль. Завтра у Вольга».

К вечеру фашистский солдат умолк.

«Заснул», - поняли в наших окопах. Стали постепенно и наши солдаты дремать. Вдруг видят, кто-то стал вылезать из окопа. Смотрят - сержант Носков. А следом за ним лучший его дружок рядовой Турянчик. Выбрались дружки-приятели из окопа, прижались к земле, поползли к немецкой траншее.

Проснулись солдаты. Недоумевают. С чего это вдруг Носков и Турянчик к фашистам отправились в гости? Смотрят солдаты туда, на запад, глаза в темноте ломают. Беспокоиться стали солдаты.

Но вот кто-то сказал:

Братцы, ползут назад.

Второй подтвердил:

Так и есть, возвращаются.

Всмотрелись солдаты - верно. Ползут, прижавшись к земле, друзья. Только не двое их. Трое. Присмотрелись бойцы: третий солдат фашистский, тот самый - «буль-буль». Только не ползёт он. Волокут его Носков и Турянчик. Кляп во рту у солдата.

Притащили друзья крикуна в окоп. Передохнули и дальше в штаб.

Однако дорогой сбежали к Волге. Схватили фашиста за руки, за шею, в Волгу его макнули.

Буль-буль, буль-буль! - кричит озорно Турянчик.

Буль-буль, - пускает фашист пузыри. Трясётся как лист осиновый.

Не бойся, не бойся, - сказал Носков. - Русский не бьёт лежачего.

Сдали солдаты пленного в штаб.

Махнул на прощание фашисту Носков рукой.

Буль-буль, - прощаясь, сказал Турянчик.

Особое задание

Задание было необычным. Называлось оно особым. Командир бригады морских пехотинцев полковник Горпищенко так и сказал:

Задание необычное. Особое. - Потом переспросил: - Понятно?

Понятно, товарищ полковник, - ответил старшина-пехотинец - старший над группой разведчиков.

Был он вызван к полковнику один. Вернулся к своим товарищам. Выбрал в помощь двоих, сказал:

Собирайтесь. Задание выпало нам особое.

Однако что за особое, пока старшина не говорил.

Дело было под новый, 1942 год. Ясно разведчикам: в такую-то ночь, конечно, задание сверхособое. Идут разведчики за старшиной, переговариваются:

Может, налёт на фашистский штаб?

Бери выше, - улыбается старшина.

Может, в плен генерала схватим?

Выше, выше, - смеётся старший.

Переправились ночью разведчики на территорию, занятую фашистами, продвинулись вглубь. Идут осторожно, крадучись.

Опять разведчики:

Может, мост, как партизаны, идём взрывать?

Может, на фашистском аэродроме произведём диверсию?

Смотрят на старшего. Улыбается старший.

Ночь. Темнота. Немота. Глухота. Идут в фашистском тылу разведчики. Спускались с кручи. На гору лезли. Вступили в сосновый лес. Крымские сосны вцепились в камни. Запахло приятно хвоей. Детство солдаты вспомнили.

Подошёл старшина к одной из сосенок. Обошёл, посмотрел, даже ветви рукой пощупал.

Хороша?

Хороша, - говорят разведчики.

Увидел рядом другую.

Эта лучше?

Сдаётся, лучше, - кивнули разведчики.

Пушиста?

Пушиста.

Стройна?

Стройна!

Что же - к делу, - сказал старшина. Достал топор и срубил сосенку. - Вот и всё, - произнёс старшина. Взвалил сосенку себе на плечи. - Вот и управились мы с заданием.

Вот те и на, - вырвалось у разведчиков.

На следующий день разведчики были отпущены в город, на новогоднюю ёлку к детям в детский дошкольный подземный сад.

Стояла сосенка. Стройна. Пушиста. Висят на сосенке шары, гирлянды, разноцветные фонарики горят.

Вы спросите: почему же сосна, не ёлка? Не растут в тех широтах ёлки. Да и для того, чтобы сосенку добыть, надо было к фашистам в тылы пробраться.

Не только здесь, но и в других местах Севастополя зажглись в тот нелёгкий год для детей новогодние ёлки.

Видать, не только в бригаде морских пехотинцев у полковника Горпищенко, но и в других частях задание для разведчиков в ту предновогоднюю ночь было особым.

Огородники

Было это незадолго до Курской битвы. В стрелковую часть прибыло пополнение.

Старшина обходил бойцов. Шагает вдоль строя. Рядом идёт ефрейтор. Держит карандаш и блокнот в руках.

Глянул старшина на первого из бойцов:

Картошку сажать умеешь?

Боец смутился, пожал плечами.

Картошку сажать умеешь?

Умею! - звонко сказал солдат.

Два шага вперёд.

Вышел солдат из строя.

Пиши в огородники, - сказал старшина ефрейтору.

Картошку сажать умеешь?

Не пробовал.

Не приходилось, но если надо...

Хватит, - сказал старшина.

Вышли вперёд бойцы. Оказался в строю умеющих и солдат Анатолий Скурко. Гадает солдат Скурко: куда это их, умеющих? «Картошку сажать - так по времени поздно. (Уже вовсю заиграло лето.) Если её копать, то по времени очень рано».

Гадает солдат Скурко. И другие бойцы гадают:

Картошку сажать?

Морковку сеять?

Огурцы для штабной столовой?

Посмотрел на солдат старшина.

Ну что же, - сказал старшина. - Отныне вам быть в минёрах, - и вручает солдатам мины.

Приметил лихой старшина, что тот, кто умеет сажать картофель, быстрей и надёжнее ставит мины.

Усмехнулся солдат Скурко. Не сдержали улыбок и другие солдаты.

Приступили к делам огородники. Конечно, не сразу, не в тот же миг. Ставить мины не такое простое дело. Специальную тренировку прошли солдаты.

На многие километры на север, на юг, на запад от Курска протянули минёры минные поля и заслоны. Только в первый день Курской битвы на этих полях и заслонах подорвалось более ста фашистских танков и самоходных орудий.

Идут минёры.

Ну как, огородники?

Полный во всём порядок.

Злая фамилия

Стеснялся солдат своей фамилии. Не повезло ему при рождении. Трусов его фамилия.

Время военное. Фамилия броская.

Уже в военкомате, когда призывали солдата в армию, - первый вопрос:

Фамилия?

Трусов.

Как-как?

Трусов.

Д-да... - протянули работники военкомата.

Попал боец в роту.

Как фамилия?

Рядовой Трусов.

Как-как?

Рядовой Трусов.

Д-да... - протянул командир.

Много бед от фамилии принял солдат. Кругом шутки да прибаутки:

Видать, твой предок в героях не был.

В обоз при такой фамилии!

Привезут полевую почту. Соберутся солдаты в круг. Идёт раздача прибывших писем. Называют фамилии:

Козлов! Сизов! Смирнов!

Всё нормально. Подходят солдаты, берут свои письма.

Выкрикнут:

Трусов!

Смеются кругом солдаты.

Не вяжется с военным временем как-то фамилия. Горе солдату с этой фамилией.

В составе своей 149-й отдельной стрелковой бригады рядовой Трусов прибыл под Сталинград. Переправили бойцов через Волгу на правый берег. Вступила бригада в бой.

Ну, Трусов, посмотрим, какой из тебя солдат, - сказал командир отделения.

Не хочется Трусову оскандалиться. Старается. Идут солдаты в атаку. Вдруг слева застрочил вражеский пулемёт. Развернулся Трусов. Из автомата дал очередь. Замолчал неприятельский пулемёт.

Молодец! - похвалил бойца командир отделения.

Пробежали солдаты ещё несколько шагов. Снова бьёт пулемёт.

Теперь уже справа. Повернулся Трусов. Подобрался к пулемётчику. Бросил гранату. И этот фашист утих.

Герой! - сказал командир отделения.

Залегли солдаты. Ведут перестрелку с фашистами. Кончился бой. Подсчитали солдаты убитых врагов. Двадцать человек оказалось у того места, откуда вёл огонь рядовой Трусов.

О-о! - вырвалось у командира отделения. - Ну, брат, злая твоя фамилия. Злая!

Улыбнулся Трусов.

За смелость и решительность в бою рядовой Трусов был награждён медалью.

Висит на груди у героя медаль «За отвагу». Кто ни встретит - глаза на награду скосит.

Первый к солдату теперь вопрос:

За что награждён, герой?

Никто не переспросит теперь фамилию. Не хихикнет теперь никто. С ехидством словцо не бросит.

Ясно отныне бойцу: не в фамилии честь солдатская - дела человека красят.

Необычная операция

Поражался Мокапка Зяблов. Непонятное что- то творилось у них на станции. Жил мальчик с дедом и бабкой недалеко от города Суджи в небольшом рабочем посёлке при станции Локинской. Был сыном потомственного железнодорожника.

Любил Мокапка часами крутиться около станции. Особенно в эти дни. Один за одним приходят сюда эшелоны. Подвозят военную технику. Знает Мокапка, что побили фашистов наши войска под Курском. Гонят врагов на запад. Хоть и мал, да с умом Мокапка, видит - приходят сюда эшелоны. Понимает: значит, здесь, в этих местах, намечается дальнейшее наступление.

Идут эшелоны, пыхтят паровозы. Разгружают солдаты военный груз.

Крутился Мокапка как-то рядом с путями. Видит: новый пришёл эшелон. Танки стоят на платформах. Много. Принялся мальчик танки считать. Присмотрелся - а они деревянные. Как же на них воевать?!

Бросился мальчик к бабке.

Деревянные, - шепчет, - танки.

Неужто? - всплеснула руками бабка. Бросился к деду:

Деревянные, деда, танки. Поднял старый глаза на внука. Помчался мальчишка к станции. Смотрит: снова идёт эшелон. Остановился состав. Глянул Мокапка - пушки стоят на платформах. Много. Не меньше, чем было танков.

Присмотрелся Мокапка - так ведь пушки тоже, никак, деревянные! Вместо стволов - кругляки торчат.

Бросился мальчик к бабке.

Деревянные, - шепчет, - пушки.

Неужто?.. - всплеснула руками бабка. Бросился к деду:

Деревянные, деда, пушки.

Что-то новое, - молвил дед.

Много непонятного творилось тогда на станции. Прибыли как-то ящики со снарядами. Горы выросли этих ящиков. Доволен Мокапка:

Здорово всыпят фашистам наши!

И вдруг узнаёт: пустые на станции ящики. «Зачем же таких-то и целые горы?!» - гадает мальчик.

А вот и совсем непонятное. Приходят сюда войска. Много. Колонна спешит за колонной. Идут открыто, приходят засветло.

Лёгкий характер у мальчика. Сразу познакомился с солдатами. Дотемна всё крутился рядом. Утром снова бежит к солдатам. И тут узнаёт: покинули ночью эти места солдаты.

Стоит Мокапка, опять гадает.

Не знал Мокапка, что применили наши под Суджей военную хитрость.

Ведут фашисты с самолётов разведку за советскими войсками. Видят: приходят на станцию эшелоны, привозят танки, привозят пушки.

Замечают фашисты и горы ящиков со снарядами. Засекают, что движутся сюда войска. Много. За колонной идёт колонна. Видят фашисты, как подходят войска, а о том, что ночью незаметно отсюда они уходят, об этом враги не знают.

Ясно фашистам: вот где готовится новое русское наступление! Здесь, под городом Суджей. Стянули под Суджу они войска, на других участках силы свои ослабили. Только стянули - и тут удар! Однако не под Суджей. В другом месте ударили наши. Вновь победили они фашистов. А вскоре и вовсе разбили их в Курской битве.

Вязьма

Привольны поля под Вязьмой. К небу бегут холмы.

Слова из были не выкинешь. Под городом Вязьмой большая группа советских войск попала к врагу в окружение. Довольны фашисты.

Сам Гитлер, предводитель фашистов, звонит на фронт:

Окружены?

Так точно, наш фюрер, - рапортуют фашистские генералы.

Сложили оружие?

Молчат генералы.

Сложили оружие?

Вот смелый один нашёлся.

Нет. Осмелюсь доложить, мой фюрер… - Генерал что-то хотел сказать.

Однако Гитлер отвлёкся чем-то. На полуслове прервалась речь.

Вот уже несколько дней, находясь в окружении, советские солдаты ведут упорные бои. Сковали они фашистов. Срывается фашистское наступление. Застряли враги под Вязьмой.

Снова Гитлер звонит из Берлина:

Окружены?

Так точно, наш фюрер, - докладывают фашистские генералы.

Сложили оружие?

Молчат генералы.

Сложили оружие?

Страшная брань понеслась из трубки.

Осмелюсь доложить, мой фюрер, - пытается что-то сказать тот, смелый. - Наш Фридрих Великий ещё сказал…

Снова проходят дни. Не утихают бои под Вязьмой. Застряли, завязли враги под Вязьмой.

Вяжет их Вязьма, вяжет. За горло рукой взяла!

В гневе великом фюрер. Снова звонок из Берлина.

Сложили оружие?

Молчат генералы.

Сложили оружие?!

Нет, - за всех отвечает смелый.

Снова брызнул поток нехороших слов. Заплясала мембрана в трубке.

Притих генерал. Переждал. Уловил минутку:

Осмелюсь доложить, мой фюрер, наш великий, наш мудрый король Фридрих ещё сказал…

Слушает Гитлер:

Ну, ну так что же сказал наш Фридрих?

Фридрих Великий сказал, - повторил генерал, - русских нужно дважды застрелить. А потом ещё и толкнуть, мой фюрер, чтобы они упали.

Буркнул что-то невнятное в трубку фюрер. Отсоединился берлинский провод.

Целую неделю под Вязьмой не утихали бои. Неоценимой была для Москвы неделя. За эти дни защитники Москвы успели собраться с силами и подготовили для обороны удобные рубежи.

Привольны поля под Вязьмой. К небу бегут холмы. Здесь на полях, на холмах под Вязьмой сотни лежат героев. Здесь, защищая Москву, совершили советские люди ратный великий подвиг.

Запомни!

Светлую память о них храни!

Генерал Жуков

Командующим Западным фронтом - фронтом, в состав которого входило большинство войск, защищавших Москву, был назначен генерал армии Георгий Константинович Жуков.

Прибыл Жуков на Западный фронт. Докладывают ему штабные офицеры боевую обстановку.

Бои идут у города Юхнова, у Медыни, возле Калуги.

Находят офицеры на карте Юхнов.

Вот тут, - докладывают, - у Юхнова, западнее города… - и сообщают, где и как расположены фашистские войска у города Юхнова.

Нет, нет, не здесь они, а вот тут, - поправляет офицеров Жуков и сам указывает места, где находятся в это время фашисты.

Переглянулись офицеры. Удивлённо на Жукова смотрят.

Здесь, здесь, вот именно в этом месте. Не сомневайтесь, - говорит Жуков.

Продолжают офицеры докладывать обстановку.

Вот тут, - находят на карте город Медынь, - на северо-запад от города, сосредоточил противник большие силы, - и перечисляют, какие силы: танки, артиллерию, механизированные дивизии…

Так, так, правильно, - говорит Жуков. - Только силы не вот здесь, а вот тут, - уточняет по карте Жуков.

Опять офицеры удивлённо на Жукова смотрят. Забыли они про дальнейший доклад, про карту.

Вновь склонились над картой штабные офицеры. Докладывают Жукову, какова боевая обстановка у города Калуги.

Вот сюда, - говорят офицеры, - к югу от Калуги, подтянул противник мотомехчасти. Вот тут в эту минуту они стоят.

Нет, - возражает Жуков. - Не в этом месте они сейчас. Вот куда передвинуты части, - и показывает новое место на карте.

Остолбенели штабные офицеры. С нескрываемым удивлением на нового командующего смотрят. Уловил Жуков недоверие в глазах офицеров. Усмехнулся.

Не сомневайтесь. Всё именно так. Вы молодцы - обстановку знаете, похвалил Жуков штабных офицеров. - Но у меня точнее.

Оказывается, побывал уже генерал Жуков и под Юхновом, и под Медынью, и под Калугой. Прежде чем в штаб - поехал прямо на поле боя. Вот откуда точные сведения.

Во многих битвах принимал участие генерал, а затем Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков - выдающийся советский полководец, герой Великой Отечественной войны. Это под его руководством и под руководством других советских генералов советские войска отстояли Москву от врагов. А затем в упорных сражениях и разбили фашистов в Великой Московской битве.

Московское небо

Было это ещё до начала Московской битвы.

Размечтался в Берлине Гитлер. Гадает: как поступить с Москвой? Мучается - что бы сделать такое необычное, оригинальное. Думал, думал…

Придумал такое Гитлер. Решил Москву затопить водой. Построить огромные плотины вокруг Москвы. Залить водой и город, и всё живое.

Сразу погибнет всё: люди, дома и Московский Кремль!

Прикрыл он глаза. Видит: на месте Москвы бездонное плещется море!

Будут помнить меня потомки!

Потом подумал: «Э-э, пока набежит вода…»

Ждать?!

Нет, не согласен он долго ждать.

Уничтожить сейчас же! В сию минуту!

Подумал Гитлер, и вот приказ:

Разбомбить Москву! Уничтожить! Снарядами! Бомбами! Послать эскадрильи! Послать армады! Не оставить камня на камне! Сровнять с землёй!

Выбросил руку вперёд, как шпагу:

Уничтожить! Сровнять с землёй!

Так точно, сровнять с землёй, - замерли в готовности фашистские генералы.

22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны, фашисты совершили первый воздушный налёт на Москву.

Сразу 200 самолётов послали в этот налёт фашисты. Нагло гудят моторы.

Развалились в креслах своих пилоты. Всё ближе Москва, всё ближе. Потянулись фашистские лётчики к бомбовым рычагам.

Но что такое?! Скрестились в небе ножами-шпагами мощные прожекторы. Поднялись навстречу воздушным разбойникам краснозвёздные советские истребители.

Не ожидали фашисты подобной встречи. Расстроился строй врагов. Лишь немногие самолёты прорвались тогда к Москве. Да и те торопились. Бросали бомбы куда придётся, скорей бы их сбросить и бежать отсюда.

Сурово московское небо. Крепко наказан непрошеный гость. 22 самолёта сбито.

Н-да… - протянули фашистские генералы.

Задумались. Решили посылать теперь самолёты не все сразу, не общей кучей, а небольшими группами.

Будут наказаны большевики!

На следующий день вновь 200 самолётов летят на Москву. Летят небольшими группами - по три, четыре машины в каждой.

И снова их встретили советские зенитчики, снова их отогнали краснозвёздные истребители.

В третий раз посылают фашисты на Москву самолёты. Неглупыми, изобретательными были генералы у Гитлера. Новый придумали план генералы. Надо самолёты послать в три яруса, решили они. Одна группа самолётов пусть летит невысоко от земли. Вторая - чуть выше. А третья - и на большой высоте, и чуть с опозданием. Первые две группы отвлекут внимание защитников московского неба, рассуждают генералы, а в это время на большой высоте незаметно к городу подойдёт третья группа, и лётчики сбросят бомбы точно на цели.

И вот снова в небе фашистские самолёты. Развалились в креслах своих пилоты. Гудят моторы. Бомбы застыли в люках.

Идёт группа. За ней вторая. А чуть поотстав, на большой высоте, третья. Самым последним летит самолёт особый, с фотоаппаратами. Сфотографирует он, как разрушат фашистские самолёты Москву, привезёт напоказ генералам…

Ждут генералы известий. Вот и возвращается первый самолёт. Заглохли моторы. Остановились винты. Вышли пилоты. Бледные-бледные. Едва на ногах стоят.

Пятьдесят самолётов потеряли в тот день фашисты. Не вернулся назад и фотограф. Сбили его в пути.

Неприступно московское небо. Строго карает оно врагов. Рухнул коварный расчёт фашистов.

Мечтали фашисты и их бесноватый фюрер уничтожить Москву до основ, до камня. А что получилось?

Красная площадь

Враг рядом. Советские войска оставили Волоколамск и Можайск. На отдельных участках фронта фашисты подошли к Москве и того ближе. Бои идут у Наро-Фоминска, Серпухова и Тарусы.

Но как всегда, в этот дорогой для всех граждан Советского Союза день, в Москве, на Красной площади, состоялся военный парад в честь великого праздника.

Когда солдату Митрохину сказали, что часть, в которой он служит, будет принимать участие в параде на Красной площади, не поверил солдат вначале. Решил, что ошибся, ослышался, что-то неверно понял.

Парад! - объясняет ему командир. - Торжественный, на Красной площади.

Так точно, парад, - отвечает Митрохин. Однако в глазах неверие.

И вот замер Митрохин в строю. Стоит он на Красной площади. И слева стоят от него войска. И справа стоят войска. Руководители партии и члены правительства на ленинском Мавзолее. Всё точь-в-точь как в былое мирное время.

Только редкость для этого дня - от снега бело кругом. Рано нынче мороз ударил. Падал снег всю ночь до утра. Побелил Мавзолей, лёг на стены Кремля, на площадь.

8 часов утра. Сошлись стрелки часов на кремлёвской башне.

Отбили куранты время.

Минута. Всё стихло. Командующий парадом отдал традиционный рапорт. Принимающий парад поздравляет войска с годовщиной Великого Октября. Опять всё стихло. Ещё минута. И вот вначале тихо, а затем всё громче и громче звучат слова Председателя Государственного Комитета Обороны, Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР товарища Сталина.

Сталин говорит, что не в первый раз нападают на нас враги. Что были в истории молодой Советской Республики и более тяжёлые времена. Что первую годовщину Великого Октября мы встречали окружёнными со всех сторон захватчиками. Что против нас тогда воевало 14 капиталистических государств и мы потеряли три четвёртых своей территории. Но советские люди верили в победу. И они победили. Победят и сейчас.

На вас, - долетают слова до Митрохина, - смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков.

Застыли в строю солдаты.

Великая освободительная миссия выпала на вашу долю, - летят сквозь мороз слова. - Будьте же достойными этой миссии!

Подтянулся Митрохин. Лицом стал суровее, серьёзнее, строже.

Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. - И вслед за этим Сталин сказал: - Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!

Биты фашисты. Москва же стоит и цветёт, как прежде. Хорошеет от года к году.

Случай на переправе

Был у нас в роте один солдат. До войны он учился в музыкальном институте и так замечательно играл на баяне, что один из бойцов как-то сказал:

Братцы, это уму непостижимый обман! Наверное, в этом ящике спрятан какой-то хитрый механизм! Вот посмотреть бы...

Пожалуйста,- ответил баянист.- Мне как раз пора мехи подклеить.

И у всех на глазах разобрал инструмент.

Тю-ю,- разочарованно протянул боец.- Пусто, как в стрелянной гильзе...

Внутри баяна, между двух деревянных коробков, соединённых кожаным мехом-гармошкой, в самом деле было пусто. Лишь на боковых дощечках, там, где снаружи расположены кнопки-пуговицы, оказались широкие металлические пластины с дырочками разных размеров. За каждой дырочкой спрятана узкая медная планка-лепесток. При растягивании меха воздух проходит через отверстия и приводит в колебание медные лепестки. И те звучат. Тонкие - высоко. Потолще - пониже, а толстые лепестки словно поют басом. Если музыкант сильно растягивает мехи - пластинки звучат громко. Если воздух нагнетается слабо, пластинки колеблются чуть-чуть, и музыка получается тихой-тихой.Вот и все чудеса!

А настоящим чудом были пальцы нашего баяниста. Удивительно играл, ничего не скажешь!

И это удивительное умение не раз помогало нам в трудной фронтовой жизни.

Наш баянист и настроение вовремя поднимет, и на морозе греет - заставляет плясать, и бодрость в приунывшего вселяет, и довоенную счастливую юность заставит вспомнить: родные края, матерей и любимых. А однажды...

Однажды вечером по приказу командования мы меняли боевые позиции. В бой с немцами велено было ни в коем случае не вступать. На нашем пути протекала не очень широкая, но глубокая речка с одним-единственным бродом, которым мы и воспользовались. На том берегу остались командир и радист, они заканчивали сеанс связи. Их-то и отрезали внезапно нагрянувшие фашистские автоматчики. И хотя немцы не знали, что наши были на их берегу, переправу держали под огнём, и перейти брод не было никакой возможности. А когда наступила ночь, немцы стали освещать брод ракетами. Что и говорить - положение казалось безвыходным.

Вдруг наш баянист, ни слова не говоря, достаёт свой баян и начинает играть «Катюшу».

Немцы сначала опешили. Потом опомнились и обрушили на наш берег шквальный огонь. А баянист внезапно оборвал аккорд и замолк. Немцы перестали стрелять. Кто-то из них радостно завопил: «Рус, Рус, капут, боян!»

А с баянистом никакого капута не произошло. Заманивая немцев, он отполз вдоль берега подальше от переправы и снова заиграл задорную «Катюшу».

Немцы этот вызов приняли. Они стали преследовать музыканта, и поэтому на несколько минут оставили брод без осветительных ракет.

Командир и радист тотчас сообразили, для чего наш баянист затеял с немцами «музыкальную» игру, и, не мешкая, проскочили бродом на другой берег.

Вот какие случаи бывали с нашим солдатом-баянистом и его другом баяном, к слову сказать, названным так в честь древнерусского певца Б о я н а.