Open
Close

Права и проблемы детей-инвалидов в российской федерации

, защита прав ребенка , Бесплатная юридическая помощь детям онлайн

Свернуть

Ответы юристов (2)

    Юрист, г. Санкт-Петербург

    Общаться в чате

    Дополнительные выходные дни
    Государство предоставляет детям-инвалидам, а также их родителям различные виды социальной защиты.

    В частности, согласно ст. 262 ТК РФ родителю (опекуну, попечителю) ребенка-инвалида работодатель предоставляет четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за таким ребенком. Выходные могут быть использованы одним из родителей (опекунов, попечителей) либо разделены ими между собой по их усмотрению.

    Для получения выходных работнику следует обратиться к работодателю с заявлением.Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка.

    Установлено несколько условий для предоставления названной гарантии.

    1. Родитель осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается (п. 8 Постановления Минтруда России N 26, ФСС РФ N 34 от 04.04.2000 (ред. от 15.04.2002)).

    В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т.п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя.

    В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.

    Если одним из работающих родителей дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

    При каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных выходных дней сотрудник также представляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично.

    2. Для подтверждения права на дополнительные выходные дни работник ежегодно представляет работодателю справку органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.

    3. Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц не предоставляются работающему родителю в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, оформляемых по личному заявлению.

    При этом у другого работающего родителя сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.

    4. Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце работающим родителем (опекуном, попечителем) в связи с его болезнью, предоставляются ему в том же календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления листка нетрудоспособности) (п. 9 Постановления Минтруда России N 26, ФСС РФ N 34 от 04.04.2000 (ред. от 15.04.2002)).

    5. Дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами вправе получать и сотрудник, работающий на условиях совместительства (ст. 287 ТК РФ, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2011 по делу N А13-1168/2010).

    Законом N 213-ФЗ (п. 17 ст. 37) определено, что с 1 января 2010 г. финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 1

    Свернуть

    Юрист, г. Санкт-Петербург

    Общаться в чате

    Извините, не успела дописать.

    По вопросу предоставления дополнительных выходных дней детям-инвалидам, действующее законодательство РФ специальных норм не содержит.

    Статья 19. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
    О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Образование инвалидов
    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
    Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

    1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

    2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

    3) интеграцию в общество.

    Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

    Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

    Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов.

    Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

    Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

    При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому.

    Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

    Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

> Социальные права детей-инвалидов в рамках законодательной базы Российской Федерации

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Конвенция - первый документ о правах человека в новом тысячелетии - должна принести концептуальные изменения в отношении к инвалидам, ибо она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод . Документ закрепляет социальный подход к инвалидности, каждая его статья направлена на защиту от дискриминации и на включение инвалидов в общество.

Первоначально с идеей принятия Конвенции соглашались немногие, так как считалось, что существующих механизмов защиты прав человека для инвалидов вполне достаточно. Однако поддержка общественных организаций и мониторинг соблюдения прав человека в отношении инвалидов способствовал признанию необходимости разработки отдельного документа о правах инвалидов. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г., после ратификации 20-й страной. 5 августа 2008 г. Президент Дмитрий Медведев подписал Распоряжение «О подписании Конвенции о правах инвалидов» .

Конституция РФ (п. 4 ст. 15) декларирует примат международного права, и российское законодательство в соответствующей области должно опираться на подписанные Россией международные договора и иные международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права . Перечислим кратко основные международные документы и соответствующие их статьи и разделы, которые можно условно считать необходимым минимумом такого рода в сфере, касающейся прав и жизненного устройства детей-инвалидов: они формируют правовую позицию международного сообщества по этим вопросам -- позицию, к которой законодательно присоединилась современная Россия. К этим документам относятся:

1. Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.): Принципы 5, 7,10;

2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 г.): статья 1.1, пп. a), d); статья 3, пп. a), d); статья 4, п. с); статья 9;

5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.): статья 2, п. 1; статья 23, пп. 1-3; статья 28, пп. 1 а), 2; статья 29, п. 1 а), d), п. 2; статья 31, пп. 1, 2; статья 39;

6. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года: Задачи, п. 11; Обязательства, пп. 6-7;

7. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96): Введение, ст. 23; Правило 2. Медицинское обслуживание, п. 5; Правило 3. Реабилитация, пп. 2-3; Правило 6. Образование, абзац 1, пп. 1, 2, 4-6, 8; Правило 9. Семейная жизнь и свобода личности, п. 1; Правило 15. Законодательство, п. 2.

С 1992 г. на федеральном уровне было принято более 3000 нормативных правовых актов (законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств), направленных на защиту интересов детей-инвалидов. Важные положения содержатся, после Конституции, в Семейном кодексе, «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (определившие доступность и порядок оказания медицинской помощи) , законах «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» , «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (регламентирующий, в частности, выплату социальных пособий, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг и т. д. семьям, воспитывающим ребенка-инвалида) , «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут за это ответственность и имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) , а при отсутствии такой возможности -- в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей; таким образом законодатель декларирует приоритет семейных форм воспитания любого ребенка.

Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Такие дети имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов.

Государство возлагает на опекуна (попечителя) ребенка обязанность воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования. К сожалению, законодательством не предусмотрено никакого ограничения числа подопечных детей у одного опекуна (см. раздел «Изменение положения детей в психоневрологических интернатах»).

Качество жизни в семье государство поддерживает системой социальных льгот. Так, например, в соответствии с законодательством, дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Ребенку-инвалиду и сопровождающему предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи. Родителям компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств; по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов. Существует также ряд льгот и дополнительных прав для таких семей в сфере жилищного законодательства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

Особое значение для семьи детей-инвалидов имеют законы «О социальной защите инвалидов в РФ» и «Об образовании», впервые в отечественной практике создавшие юридическую основу и определившие механизмы для интеграции детей с нарушенным развитием в общество. В этих правовых актах государство закрепило свою обязанность обеспечить детей-инвалидов необходимыми им образованием и реабилитацией. Причем оно готово выполнить это обязательство двумя способами.

1. В «натуральной» форме -- непосредственным предоставлением необходимых реабилитационно-образовательных услуг в государственных учреждениях.

2. В денежной форме (компенсация) -- если в данном регионе необходимые услуги государством еще не оказываются или если родители нашли более качественные услуги вне рамок государственной системы реабилитации и образования и оплатили их сами.

Таким образом, закон, имея в виду дефицит необходимых услуг для некоторых категорий детей в государственном секторе, обеспечивает право семьи на выбор способа получения услуг. Подобное законодательство, с одной стороны, призвано способствовать росту и развитию реабилитационно-образовательной инфраструктуры, а с другой -- дает возможность родителям находить выход из положения, пока инфраструктура еще не создана. Столь либеральная правовая модель свидетельствует о высокой степени понимания ситуации законодателем и осознания своей ответственности за тех членов общества, которые нуждаются в максимальной помощи и особой заботе государства. Более того, законодатель с уважением относится к семье, предоставляя ей возможность проявить ответственность и самостоятельность в поиске и выборе услуг, приносящих наибольшую пользу ребенку. Приняв основополагающие в этой области законы, государство задало определенные рамки для конструктивного взаимодействия органов социальной защиты и образования с семьей, чтобы обеспечить особому ребенку воспитание, образование, необходимую реабилитацию, профессиональную подготовку -- все, что вкладывается в понятие «нормальная жизнь».

Статьей 18 названного закона установлены требования к воспитанию и обучению детей-инвалидов в образовательных учреждениях, а также на дому. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Порядок зачисления ребенка-инвалида в образовательное учреждение прямо законом не оговорен, в связи с чем оно осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.

Статьей 17 этого же закона определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств .

Аналогичным образом для семей, имеющих детей-инвалидов, законодательством предусмотрены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Предоставление вышеуказанных льгот носит заявительный характер, то есть предусматривает самостоятельное обращение граждан по данному вопросу в органы местного самоуправления по месту их жительства.

Согласно Конституции, Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» .

Очевидно, что для ребенка-инвалида основным фактором, определяющим его дальнейшую жизнь, является возможность реализации его социального потенциала. Реабилитация в значительной мере является необходимым условием для образования и дальнейшей социализации, поскольку она обеспечивает возможность развития ребенка в семье и за ее пределами, а также определяет границы его будущей самостоятельности.

В соответствии с законом № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» созданные в России социальные службы «оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах» .

Организация и осуществление реабилитации ребенка-инвалида, а также возмещение семье затрат на реабилитационные мероприятия базируется на механизме составления и выполнения индивидуальной программы реабилитации (ИПР), понятие, содержание и назначение которой определяется статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ как «комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности» .

Составление ИПР -- установленный законом универсальный механизм определения комплекса реабилитационных услуг, необходимых инвалиду. Служба медико-социальной экспертизы (МСЭ), на которую государство возложило эту обязанность , в лице соответствующих бюро (БМСЭ) обязана в месячный срок с момента установления инвалидности (или очередного переосвидетельствования) оформить инвалиду карту ИПР. В карту ИПР должны быть внесены все мероприятия медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, которые жизненно необходимы инвалиду для максимального развития его способностей и реализации возможностей и которые имеют конечной целью наиболее полную интеграцию инвалида в обществе. Таким образом, в соответствии с законом ИПР является своеобразным «реабилитационным паспортом» инвалида, куда вносятся все реабилитационные мероприятия, необходимые ребенку, и определяется их исполнитель (организация или частное лицо). Если включенные в ИПР реабилитационные услуги уже получены и оплачены инвалидом, либо заключен договор на их оказание и выставлен счет, закон предусматривает непосредственное оформление и получение компенсации.

Однако Правительством РФ до сих пор так и не принята Федеральная базовая программа реабилитации -- гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств бюджета, и соответственно, не определен объем гарантированных государством реабилитационных мероприятий. Таким образом, в России на сегодняшний день гарантируется реализация всех включаемых в ИПР реабилитационных мероприятий, и оплата их за счет средств инвалида должна возмещаться государством.

В понятие «социальное государство» входит также гарантированное конституционное право каждого ребенка на бесплатное образование. Тем самым, государство, как и в случае реабилитации, приняло на себя обязательства любым способом обеспечить права детей-инвалидов на образование: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе государственных учреждений (в «натуральном» виде), либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то, и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств .

В настоящее время крайне остро стоит проблема реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Право на образование - важнейшее социально-культурное право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека. Получение качественного образования - гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических и иных прав.

В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования .

В соответствии со ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Более того, при невозможности воспитания и обучения детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях государство обязалось обеспечить их обучение по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Правительство РФ установило размеры компенсаций затрат родителей при обучении детей-инвалидов на дому или в негосударственных образовательных учреждениях в рамках, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственных или муниципальных образовательных учреждениях различных видов, где обучаются различные категории детей (с нарушениями и без них). Норма похожего содержания включена и в Закон РФ «Об образовании» , она дает право на оформление «семейного» образования и аналогичной компенсации для любого ребенка школьного возраста, не обучающегося в государственном образовательном учреждении, вне зависимости от того, где и каким образом родители осуществляют его обучение.

В Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 говорится: государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов .

Под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Специальное образование - это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования.

В настоящее время обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые образовательные потребности, производится в специализированных коррекционных образовательных учреждениях, либо в рамках общеобразовательной школы, как правило, в специальных коррекционных классах или, в качестве эксперимента, интегрировано в обычных классах. Система специализированных коррекционных образовательных учреждений включает в себя дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество .

Следует отметить, что в вышеупомянутом Письме Министерства образования и науки РФ рассматриваются, по сути, вопросы организации инклюзивного образования, хотя употребляется термин «интегрированное обучение». Понятие «интегрированное обучение» уже по значению, чем «инклюзивное образование». «Интеграция означает приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: массовые школы не приспособлены для детей инвалидов (причем ученики с инвалидностью, посещая массовую школу, не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети). Инклюзия - это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей» .

В условиях становления социального государства и формирования гражданского общества в Российской Федерации наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями является именно инклюзивное образование. Инклюзия становится «новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни»; «понятие инклюзии по содержанию означает демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или культурному процессу. Это относится к включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий» .

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы без какой-либо их дискриминации, обеспечение равного отношения ко всем обучающимся, обучение детей с ограниченными возможностями по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями, вместо создания упрощенных стандартов обучения, что имеет место в настоящее время. «Принцип инклюзивного образования означает, что: 1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2) инклюзия означает включение кого-либо с самого начала, а не интеграцию, которая означает возвращение кого-либо назад; 3) задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого; 4) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность» .

С точки зрения права, «инклюзивное (включающее) образование можно рассматривать как систему мероприятий (механизмов), обеспечивающих реализацию права детей с ограниченными возможностями на образование. Обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях обычной школы позволяет обеспечить действительное (а не формальное) равенство прав детей при получении образовательных услуг и в равной мере доступное образование для любых граждан независимо от их состояния здоровья и иных субъективных характеристик» .

Таким образом, основные права детей-инвалидов определены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Декларация российского государства как правового и социального требует определенных усилий по внедрению в российскую правовую систему гуманитарных ценностей, к которым уже пришло в настоящее время мировое сообщество.

Ребенок инвалид имеет право:

На получении пенсии;
- на 50% скидку за коммунальные услуги;
- на 50% снижение оплаты за жилье (в пределах санитарной нормы), в том числе и членам семей, проживающим совместно;
- право на бесплатные лекарства, приобретаемые по рецептам врачей;
- право на бесплатное обеспечение молоком на молочной кухне;
- право на бесплатный проезд на любом виде транспорта один раз в год к месту лечения и обратно ребенку и сопровождающему лицу.

В нашем государстве дети-инвалиды ущемлены в правах даже по сравнению с инвалидами взрослыми и другими категориями граждан. Права детей-инвалидов не приравнены к правам инвалидов I и II групп.

Жизнь ребенка-инвалида многогранна: маленький человечек имеет собственное достоинство, свои представления об окружающем мире, свои стремления, увлечения и желания. Но недостатки в физическом или (и) психическом здоровье мешают им выразить себя, да и просто "жить". Ежедневно родители ребенка-инвалида, да и сам ребенок, сталкиваются с неожиданными для себя проблемами, которых в принципе не должно было быть. Это и получение образования, медицинской помощи и медицинского ухода, реабилитации, санаторно-курортного лечения, передвижение по городу и преодоление довольно больших расстояний (проблемы транспортного обеспечения), получение продуктовой и другой помощи. Жизнь становится сплошным наказанием. А за что?

За то, что ребенок родился нездоровым или потерял здоровье впоследствии?! Родители, воспитывающие ребенка-инвалида в семье, считают самым бесчеловечным передать больного ребенка на опеку государству, исчерпав все силы. Тем более имея представления о домах-интернатах для таких детей.

Любой шаг членов подобной семьи в воспитании ребенка-инвалида дается с боем (я не преувеличиваю). Все, что положено государством приходится выгрызать. А почему?

Даже формулировка: "дети-инвалиды имеют право". Но нигде вы не услышите "дети-инвалиды обеспечиваются". А ведь это разные вещи!

Некоторые из аспектов жизни детей-инвалидов определены Законодательством РФ, но, почему-то, не исполняются или исполняются, но организованы так, что воспользоваться ими не возможно.

Другие аспекты тоже регулируются Законодательством, но вовсе не направлены на улучшение жизни инвалида, а для создания очередного бюрократического аппарата. Как, например, ИПР, созданная не для реабилитации конкретного инвалида, а как памятка для его родителей, и информация, содержащаяся в ИПР, не поступает в соответствующие инстанции автоматически. Там даже не подозревают о содержании ИПР каждого человека.

Третьи, определены, но о детях-инвалидах в них не упоминается, и, соответственно, дети-инвалиды воспользоваться ими не могут.

Права инвалидов взрослых и других
категорий граждан

ПРАВА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

1. Необходима регистрация транспортных средств с ручным управлением, а также транспортных средств, принадлежащих инвалидам I и II группы, в карточках учета транспортных средств в графе "Особые отметки" делается запись "Разрешена установка знака "ИНВАЛИД"" (Приложением МВД России №59).

Регистрировать автотранспорт для перевозки ребёнка-инвалида нельзя. И использовать знак "Инвалид" нельзя.

2. Соответственно использование автостоянок, предназначенных для инвалидов.

Использование автостоянок, предназначенных для инвалидов не разрешено.

3. Транспортным налогом не облагаются автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами (Пункт 2 статьи 358 главы 28 Налогового кодекса РФ).

Соответственно нет

4. Существуют школы, где на льготных условиях обучают управлению автомобиля инвалидов I и II группы

Родителям детей-инвалидов нет.

5. Инвалидов I и II группы не уплачивают госпошлину при сдаче экзаменов на право управления транспортным средством.

Родители детей-инвалидов уплачивают эту госпошлину.

6. На вокзалах столицы инвалиды I и II групп могут в ожидании отправления поезда провести время в медпунктах или дождаться там заказа на автотранспорт.

7. В аэропортах столицы инвалиды I и II групп, а также инвалиды на колясках должны обслуживаться работниками медпунктов. В медпунктах инвалиды могут провести предполетное время и дождаться вызванной автомашины.

Дети-инвалиды такого права не имеют.

8. Инвалиды I и II групп имеют право на внеочередное обслуживание на предприятиях торговли, общепита, службы быта, связи, ЖКХ в учреждениях здравоохранения и других организациях, а также право внеочередного приема должностными лицам (Указ Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" № 1157).

Дети-инвалиды такого права не имеют.

9. Использование бесплатно одного места в коммерческом транспорте ИНВАЛИДАМИ И УЧАСТНИКАМИ ВОВ

Дети-инвалиды такого права не имеют.

10. Бесплатная установка телефона для одиноких инвалидов I и II гр., а также для семей, состоящих только из инвалидов I или II гр., а также семьи, состоящие из инвалидов I и II гр. | (одновременно) (Решение ОАО МГТС)

Дети-инвалиды такого права не имеют.

11. 80% скидка при установке телефона инвалидам I и II гр. (Решение ОАО МГТС).

Дети-инвалиды такого права не имеют, даже 50% скидки.

12.Внеочередная установка квартирного телефона участникам ВОВ, ветеранам боевых действий (ФЗ № 5 «О ветеранах»).
Инвалидам I и II групп установка телефона осуществляется вне очереди (Указ Президента "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов").

Дети-инвалиды такого права не имеют.

13. Компенсационная выплата на услуги МГТС для многодетных семей составляет 50% от установленного тарифа (абонентской платы, установленной ОАО МГТС) независимо от способа включения телефона - индивидуальный или спаренный (Об отдельных мерах социальной поддержки многодетных семей).

Дети-инвалиды такого права не имеют.

14. Многодетные мамы в Москве получили возможность получить статус воспитателя и организовать детский садик у себя на квартире. На воспитанника семейного детсада ежегодно из городского бюджета выделяется деньги + питание.

Дети-инвалиды такого права не имеют.

15. Выплата ежегодной компенсации на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения детей из многодетных семей (Закон города Москвы № 22 «О внесении изменений в Закон города Москвы № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве»).

Дети-инвалиды такого права не имеют.

16. Компенсационная выплата многодетным семьям к Международному дню семьи (Об отдельных мерах социальной поддержки многодетных семей).

Дети-инвалиды такого права не имеют.

17. Компенсационная выплата многодетным семьям ко Дню знаний (Об отдельных мерах социальной поддержки многодетных семей).

Дети-инвалиды такого права не имеют.

18. Многодетным семьям выдается "портфель первоклассника" в ЦСО.

Детям-инвалидам не дают.

19. Для многодетных семей предоставляются бесплатные продуктовые наборы 4 раза в год (гречка, рис, сахар, подсолнечное масло, шпроты, лосось, горошек, тушёнка, сгущёнка).
2 сладких набора(8 Марта и день матери).

Продуктовый набор предоставляется 1 раз в год.

20. Бесплатное пользование услугами бань для многодетных семей.

Дети-инвалиды такого права не имеют.

21. Ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента для многодетных семей.

Дети-инвалиды такого права не имеют.

22. Матерям, родившим более 10 детей бесплатные лекарства по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений при амбулаторном лечении.

23. Матерям, родившим более 10 детей бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов, фарфора, металлокерамики) в государственных учреждениях здравоохранения.

У родителей детей-инвалидов такого права нет.

24. Бесплатное зубопротезирование матерей, имеющих 5 и более детей (Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина N 761 "О проведении в Российской Федерации Года семьи").

У родителей детей-инвалидов такого права нет.

25. Внеочередное обслуживание в поликлиниках округа родителей, имеющих 10 и более детей, и детей из многодетных семей (приказом ДЗ №173).

У родителей детей-инвалидов и самих детей-инвалидов такого права нет.

26. Внеочередное право на устройство детей из многодетных семей, дети работающих одиноких родителей, дети учащихся матерей, дети инвалидов I и II групп, дети из многодетных семей, дети, находящиеся под опекой, дети-сироты, дети-близнецы;
в городские учреждения образования, культуры, спорта и здравоохранения (постановление Правительства Москвы № 104-ПП).

Этим Постановлением дети-инвалиды данное право утеряли.

27. Предоставление надомных социальных услуг одиноким инвалидам (Постановление Правительства РФ от 15.04.96 N 473).

У родителей детей-инвалидов такого права нет.

28. Социальные работники имеют ряд дополнительных прав (Федеральный закон № 122-ФЗ « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» ст.36 п.2)

Родители детей-инвалидов не имеют подобных прав.

29. От уплаты единого социального налога освобождаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые являются инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской и иной профессиональной деятельности.
Сумма дохода, освобождаемая от обложения ЕСН, не должна превышать 100 000 руб. в течение года (подп. 3 п. 1 ст. 239 НК РФ). (Из письма УФНС России по г. Москве исх. N 18-08/4/@ подписанного заместителем руководителя Управления ФНС России по г. Москве советником государственной гражданской службы РФ 2-го класса Е.А. Останиной).

Дети-инвалиды, инвалиды детства (группу инвалидности получают только с 23 лет) родители детей-инвалидов не имеют подобных прав.

Бетирова Милана, ученица 9 класса

В проектной работе, посвящённой 20 летию Конституции Российской Федерации, поднимается вопрос о правовом статусе детей-инвалидов и анализируется их фактическое положение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение………………………………………………………………………………стр. 3-4

Основная часть………………..………………………………………………………стр. 4-9

2.1. Правовой статус ребёнка и ребёнка-инвалида в Российской Федерации…………стр.4-6

2.2. Государственная политика защиты детей-инвалидов………………………………стр. 6-7

2.3. Семья – основной фактор адаптации детей-инвалидов………………………………стр. 7

2.4 Проблемы адаптации детей-инвалидов в образовании………………………………стр. 7-9

Заключение………………………………………………………………………………стр. .9

Список использованной литературы……………………………………………………стр. 10

Приложения……………………………………………………………………………стр. 11-12

№1 Опрос населения,,,,,,,,,,,………………,стр.11

№2 Центр «Надежда». ……………………………………………………………… .стр.12

Целью моей работы является исследование чрезвычайно актуальной проблемы – правовой статус детей-инвалидов в Российской Федерации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Исследовать исторические корни данной проблемы.

Изучить государственную политику защиты детей-инвалидов.

Изучить практические меры социальной защиты детей-инвалидов.

Выдвигаю гипотезу:

Если Россия – социальное государство , то насколько его правовая система соответствует международному праву и защищает интересы детей-инвалидов.

Объект исследования: правовое положение детей- инвалидов в Российской Федерации.

Методы исследования:

Анализ письменных источников: Конституции РФ, Конвенции прав ребёнка, Декларации прав человека и гражданина; правовые документы о положении ивалидов

Поисковый;

Анкетирование;

Обобщение.

Этапы работы над научным исследованием.

Изучить литературу или литературу по данной теме.

Выяснить отношение к данной проблеме учащихся нашей школы и взрослого населения села.

3. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.

4. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую часть работы.

4. Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (5-7)выступление на итоговой конференции.

I. Введение. Актуальность темы.

Сегодня в Российской федерации насчитывается примерно 545 тысяч человек детей-инвалидов. 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% - умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения. В Волгоградской области на 1 апреля 2013 года проживает 2 млн. 604 тыс. человек, из них 6 665 детей-инвалидов!

И, к сожалению, это число из года в год только увеличивается. До начала 20 века дети-инвалиды были практически изолированы от общества, так как социализация, обучение и их развитие происходило в специальных интернатах. Но сейчас всё изменилось. И практика, и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Мировые установки по отношению к понятию «инвалид» определены еще в 1975 г. в Декларации о правах инвалидов. Согласно этой декларации «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

В России дети, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы – как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство.

Проблема: выбор темы для моего исследования не случаен. Он обусловлен особым вниманием к данной проблеме государства, ведь есть законы, которые помогают и дают возможность чувствовать себя ребёнку с ограниченными возможностями комфортно в обществе.

Я живу с родителями и 3 братьями. Один из моих братьев является инвалидом. У него ДЦП(органическое поражение мозга). Уже в течении 11 лет мы ухаживаем за ним в домашних условиях. Государство выдает ему коляски(уличная и для дома), памперсы и пеленки на пол года, так же специальную обувь для хорошей фиксации ног. Но все остальное мои родители приобретают сами, сюда же входят специальные лекарства от судорог и черепного давления. Пенсия моего братика составляет 10 500 рублей в месяц. Но проблема в том что он изолирован от общества и проводит все время в семейном кругу. В данное время и на протяжении всей своей жизни он не может разговаривать, не может ни есть, ни ходить, ни передвигаться самостоятельно. В нашей местности нет таких учреждений, которые позволяли бы улучшить его состояние.

Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. Требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав.

II. Основная часть

2.1 Правовой статус ребёнка и ребёнка-инвалида в Российской Федерации.

Всем известно, что дети – будущее любой страны. Не вызывает сомнения, что будущее страны возможно только в том случае, если в ней будут жить люди, которые выросли в заботе, воспитаны в уважении друг к другу и ценят государство, которое соблюдало и защищало права детей.

Основополагающим международным документом в защите детей является Конвенция о правах ребенка. Ее приняли 20 ноября 1989 г.страны во главе с Организацией Объединенных Наций. Вступила в силу со 2 сентября 1990 г., после того как ее ратифицировали 20 государств. В их числе был и СССР. После присоединения к Конвенции она получила статус закона на территории бывшего СССР, а в настоящее время на территории Российской Федерации..

Кто же такой ребенок? Как определяет это понятие Конвенция.

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Сравним два документа Конституцию РФ и Конвенцию о правах ребенка. Какие же права имеет «человеческое существо» - ребенок по этим двум общественно важным документам.

Статья 6 Конвенции:

1. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Это положение находит свое отражение в 20 статье Конституции РФ .

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

Согласно Конвенции все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Наше государство заботится о своих детях, чтобы они учились, росли здоровыми, сильными, честными, добрыми. Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Законодательство РФ об охране здоровья граждан ; Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ; Федеральный закон об образовании; Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей; Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. .

В статьях 23, 25, 26 и 27 Конвенции о правах ребёнка отражена забота государства о детях, нуждающихся в помощи.

Статья 23

2. Государства - участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

Статья 25

Государства - участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического, либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке.

Статья 27

1. Государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

2. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

3. Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Это подтверждает статья 39 Конституции.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Вывод: Российская Федерация в определении правового статуса ребёнка и ребёнка-инвалида основывается на международных документах.

Государственная политика защиты детей-инвалидов.

Для определения отношения граждан села к государственной политике в области защиты детей- инвалидов проведён опрос. (прил. №1). На вопрос «Как вы оцениваете уровень социальной защиты детей- инвалидов?» даны следующие ответы – низкий-58%; удовлетворительный-41%; высокий-1%.

В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов регулируются наряду с общими нормами социального права, также и специальным законодательством. Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций. Главным приоритетом ее политики в отношении инвалидов является их интеграция и социализация в общество. Имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов: Декларация прав ребенка (1959 год), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год), Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год), Декларация о правах инвалидов (1975 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 год) и др.

При формировании российского законодательства в отношении инвалидов были учтены указанные выше международно-правовые документы, а также положения Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993г. С их учетом в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Согласно этому закону, органы социальной защиты населения, образовательные учреждения, информации, связи, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Так, для детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста создаются условия пребывания в детских учреждениях общего типа. А для детей, у которых нет такой возможности, создаются специальные дошкольные учреждения. Детям-инвалидам предоставляются равные с их сверстниками права, но использование этого права на практике представляет серьёзную проблему. Статьи этого закона касаются и материального обеспечения, трудовой занятости, обеспечения рабочими местами, создания общественных объединений инвалидами в будущем. В итоге, этот закон даёт социальные гарантии удовлетворения основных жизненных потребностей, улучшение общественной обстановки по отношению к инвалидам.

В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сказано, что семья очень важна ребёнку-инвалиду для социализации. Именно адаптация ребёнка через семью - это основное направление государственной политики по отношению к детям с ограниченными возможностями.

Российское государство также признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Это касается всех детей, независимо от их национальности, социального положения, состояния здоровья и т.п.

Основным документом, регулирующими социальную политику в отношении ребенка-инвалида, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон также утверждает, что политика государства по отношению к детям является приоритетной.

Итак, подводя общий итог можно сказать, что жизнь ребёнка с ограниченными возможностями напрямую связана со способностью жить в обществе и чувствовать себя полноценным человеком. Например: учёба, общение с людьми, жизнь в семье, отношение здоровых детей к детям-инвалидам, система здравоохранения, социальной защиты в стране, возможности реализовать свои права в ней. Социальная политика по отношению к инвалидам становится политикой с «человеческим лицом». Постепенно, мы перестаём закрываться от проблемы существования людей- инвалидов, но теперь есть новая проблема- это их интеграция в общество.

2.3 Семья – основной фактор адаптации детей-инвалидов

В жизни каждого ребёнка семья - самое главное, только она даёт ему столько внимания, ласки, заботы, которая так нужна ему. Только она сможет воспитать достойного гражданина своей страны. Поэтому влияние семьи на детей сильнее всех других воспитательных воздействий, а особенно для детей с ограниченными возможностями.

На семью детей-инвалидов ложится основная забота, так как лечение, уход, обучение и реабилитация ребёнка проходит при участии родственников и предполагают большие затраты времени и средств. Поэтому для успешной адаптации им необходима поддержка государства и общества. Но как могут родители, которые должны во всём помогать детям-инвалидам их обеспечивать, если всё основное время они проводят с ребёнком, а не на работе?! Следовательно, государство должно предпринять законодательные нормы, регулирующие права работников с детьми-инвалидами, которых, к сожалению, до сих пор нет.

Той категории детей с ограниченными возможностями, которая обучается в общеобразовательных учреждениях намного сложнее усваивать программу, чем их ровесникам, в силу ограниченных возможностей здоровья. Дети-инвалиды часто пропускают занятия в школе и ходят в школу нерегулярно. Основная нагрузка по уходу за детьми-инвалидами школьного возраста также ложится на плечи родителей, а не социальных учреждений.

Помощь социально-бытового патронажа не имеет широкого развития, так как бесплатные услуги предоставляются только бедным семьям, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Льготы, которыми пользуется семья с ребенком-инвалидом реально, следующие: по оплате лекарств, по проезду в общественном транспорте, по оплате коммунальных услуг, по проезду в железнодорожном транспорте до места лечения.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов в домашних условиях, получают социальную пенсию, размер которой не достигает прожиточного минимума на ребенка. У детей-инвалидов не определяется группа инвалидности, поэтому величина социальной пенсии не определяется в зависимости от тяжести имеющихся у них ограничений жизнедеятельности. Неработающие родители, осуществляющие уход, получают компенсационную выплату, размер которой не зависит от тяжести заболевания детей и составляет 60% от минимальной заработной платы.

В Волгограде есть возможность уделять внимание социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Работает Бюджетное учреждение социального обслуживания « Надежда». В нём проводятся и «дни открытых дверей», когда родителям «демонстрируют» методы коррекции и воспитания детей с ограниченными возможностями..

2.4 Проблемы адаптации детей-инвалидов в образовании

Образование – одно из самых важных и сложных аспектов жизни каждого человека.

Принимаются ли необходимые меры, для того чтобы ребенок-инвалид мог иметь хорошее образование? Конвенция о правах ребёнка отвечает на этот вопрос следующей статьей:

Статья 28

« 1. Государства - участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;….» .

Конституция отражает это право в статье 43.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Но одна из самых сложных проблем, с которыми сталкиваются родители детей с ограниченными возможностями – образование. По закону «Об образовании» 2013 года, вводится новое определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий..»

Статья 5 Закона об образовании.

6. Государство создает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательные организации при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, обязаны обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

Статья 34

12. Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы государственной власти и местного самоуправления создают образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их воспитание и обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Категории обучающихся, направляемых в указанные образовательные учреждения, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Статья 58. Общие требования к приему на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность

1. Прием в образовательные организации для получения дошкольного, общего и среднего профессионального образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на общедоступной основе. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, принимаются в образовательную организацию для освоения основной общеобразовательной программы компенсирующей (коррекционной) направленности только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Статья 99. Особенности предоставления общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ или в коррекционных общеобразовательных школах. Инвалиды получают общее образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются коррекционные общеобразовательные школы различных категорий, перечень и особенности организации образовательного процесса в которых определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования.

3. Содержание образования и условия организации образовательного процесса в коррекционной общеобразовательной школе определяется основной общеобразовательной программой общего образования, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся на основе специальных требований соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.

Процесс интеграции людей с ограниченными возможностями в обществе займёт долгие годы. И лучшее средство для принятия этих людей - длительное общение с ребёнком, который страдает каким-либо нарушением.

Заключение

В ходе работы по данной теме мне удалось выявить: дети –инвалиды имеют одинаковые права с другими детьми, но их осуществлять намного сложнее. Можно сделать вывод, что дети-инвалиды и их семьи сталкиваются с большим количеством проблем, которые надо обязательно решать, чтобы наше общество можно было бы действительно назвать цивилизованным, чтобы в детстве дети с ограниченными возможностями могли прекрасно адаптироваться к взрослой жизни, чтобы такие ребята чувствовали себя комфортно в обществе, особенно среди сверстников. А это значит, что надо принять следующие меры:

1.Оказывать существенную помощь детям и семьям с детьми-инвалидами.

Так, государство должно принять поправки в законы об обеспечении детей с ограниченными возможностями, которые обеспечивали бы их успешную социально-экономическую адаптацию, а также предусматривали бы сохранение экономической активности их родителей.

2.Создавать учреждения интегрированного типа и помогать в получении образования детям с сильными психическими нарушениями.

Государство должно готовить больше хороших специалистов, обучающих детей-инвалидов со сложными нарушениями. Включать в ещё большее количество школ программу инклюзивного образования, чтобы дети могли получить быструю адаптацию и развивать общество в плане общения и помощи людям с ограниченными возможностями.

3.Необходимо осуществить комплекс мер по обеспечению доступности для инвалидов жилых и производственных помещений, транспорта, учреждений здравоохранения, образования, культуры и других объектов социальной сферы.

4. Адаптировать общество к инвалидам и начинать это делать ещё с детского возраста, проводя занятия в школах, на которых дети получат представление о жизни человека-инвалида, как это делается в других странах.

Список литературы:

1.Конституция РФ 1993г..

2. Конвенция о правах ребёнка.1989г.

3. Федеральный закон об образовании 2013 год

4.Е.В. Кулагина. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами.// СОЦИС, 2004, №5

Приложения

Приложение №1

Опрос

Как вы оцениваете уровень социальной защиты детей-инвалидов в России?

Сведения собраны среди учащихся МКОУ «Ильичёвская СОШ» и жителей села Путь Ильича.

Приложение №2

В городе Волжском работает отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями. Центр открылся в 1993 году. Ежегодно в Центре получают помощь более 400 детей-инвалидов В ЦРДИ осуществляется медико-педагогическая реабилитация детей с ДЦП, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, бронхиальной астмой и соматическими заболеваниями. Центр осуществляет медицинскую реабилитацию, психолого-педагогическую реабилитацию и обучение детей по общеобразовательным программам.

Располагается Центр на базе 3-х бывших детских садов. Своими целями Центр считает:

оказание широкого комплекса восстановительного лечения;

создание условий для обучения детей-инвалидов;

социальная помощь, как детям, так и их семьям;

интеграция детей с ограниченными возможностями в общество, то есть соединение воедино трех видов реабилитации: медицинской, психолого-педагогической и социальной.

Условия пребывания

Центр обслуживает детей-инвалидов Волгоградской области бесплатно. Возможно дневное и круглосуточное пребывание детей в Центре, проживание родителей. Лечение детей из других регионов осуществляется на коммерческой основе.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Права и проблемы детей-инвалидов в Российской Федерации. Выполнила: Бетирова Милана Руководитель: Степаненко Марина Викторовна учитель истории и обществознания Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» Николаевский район Волгоградская область с.Путь Ильича.

Целью моей работы является исследование чрезвычайно актуальной проблемы – правовой статус детей-инвалидов в Российской федерации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Исследовать исторические корни данной проблемы. Изучить государственную политику защиты детей-инвалидов. Изучить практические меры социальной защиты детей-инвалидов.

Гипотеза: если Россия – социальное государство, то насколько его правовая система соответствует международному праву и защищает интересы детей-инвалидов. Объект исследования: правовое положение детей- инвалидов в Российской Федерации.

Методы исследования:

Сегодня в Российской Федерации - 545 тысяч человек детей-инвалидов. В Волгоградской области на 1 апреля 2013 года проживает 2 млн. 604 тыс. человек, из них 6 665 детей-инвалидов!

Проблема: Я живу с родителями и 3 братьями. Один из моих братьев является инвалидом. У него ДЦП(органическое поражение мозга). Уже в течении 11 лет мы ухаживаем за ним в домашних условиях. Государство выдает ему коляски(уличная и для дома), памперсы и пеленки на пол года, так же специальную обувь для хорошей фиксации ног. Но все остальное мои родители приобретают сами, сюда же входят специальные лекарства от судорог и черепного давления. Пенсия моего братика составляет 10 500 рублей в месяц. Но проблема в том что он изолирован от общества и проводит все время в семейном кругу. В данное время и на протяжении всей своей жизни он не может разговаривать, не может ни есть, ни ходить, ни передвигаться самостоятельно. В нашей местности нет таких учреждений, которые позволяли бы улучшить его состояние.

Правовой статус ребёнка и ребёнка-инвалида в Российской Федерации. Основополагающим международным документом в защите детей является Конвенция о правах ребенка. Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как: -Конституция РФ; Семейный кодекс РФ и другими. Вывод: Российская Федерация в определении правового статуса ребёнка и ребёнка-инвалида основывается на международных документах.

Государственная политика защиты детей-инвалидов. Вопрос «Как вы оцениваете уровень социальной защиты детей- инвалидов?»

Основным документом, регулирующими социальную политику в отношении ребенка-инвалида, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон утверждает, что политика государства по отношению к детям является приоритетной. Итак, подводя общий итог можно сказать, что жизнь ребёнка с ограниченными возможностями напрямую связана со способностью жить в обществе и чувствовать себя полноценным человеком Социальная политика по отношению к инвалидам становится политикой с «человеческим лицом».

Заключение. Дети –инвалиды имеют одинаковые права с другими детьми. Но! их осуществлять их намного сложнее.

Меры: 1.Оказывать существенную помощь детям и семьям с детьми-инвалидами. 2 . Помогать в получении образования детям с сильными психическими нарушениями. 3.Необходимо осуществить комплекс мер по обеспечению доступности для инвалидов жилых и производственных помещений, транспорта, учреждений здравоохранения, культуры и других объектов социальной сферы. 4. Адаптировать общество к инвалидам и начинать это делать ещё с детского возраста, проводя занятия в школах, на которых дети получат представление о жизни человека-инвалида, как это делается в других странах.