Open
Close

История грузинской православной церкви. Когда и благодаря кому Грузия стала православной

Ежевичный куст и церковь св. Нины в монастыре Самтавро в Мцхете

Л. Патаридзе

Проповедь св. Нины в IV в., Крещение Грузии, объявление христианства государственной религией в Картли.

Крещение Грузии и объявление христианства государственной религией связано с проповедью св. равноап. Нины. Сведения о ее деятельности в Картли (Вост.Грузия) сохранились как в грузинских преданиях и историографии, так и в греческих, латинских, армянских, коптских источниках. В сочинениях визант. церковных историков V в. Руфина Аквилейского упоминается некая «пленница», проповедующая христианство в Картли (Иберия), отождествляемая со св. Ниной; в сочинении арм. историка Мовсеса Хоренаци рассказывается о подруге девиц Рипсимян (святых Рипсимии и Гаиании) – Нунее.

Основным источником для реконструкции культурно-исторических реалий обращения Картлийского царства является грузинский агиографический памятник Житие св. Нины, сохранившийся в неск. редакциях. Древнейшая вошла в Мокцеваи Картлисай (Обращение Картли, V/VII в.) и считается протографом, созданным в ближайший после обращения грузин в христианство период (т.е. в сер. IV в.). К более поздним версиям относятся т.н. летописная редакция, включенная Леонтием Мровели в Картлис Цховреба (XI в.) и метафрастическая редакция XII в. Э. Хоштария-Броссе считает, что Леонтий Мровели использовал созданный в более раннее время утерянный текст. Еще одним важнейшим источником является Житие царя Мириана, также вошедшее в «Картлис Цховреба».

По Житию св. Нины, она была уроженкой Каппадокии (г. Коластра) и приходилась дочерью полководцу рим. имп. Максимиана (284–305) св. Завулону и св. Сосанне. Считается, что св. Нина по отцу приходилась двоюродной сестрой св. вмч. Георгию Победоносцу. После того как ее родители посвятили жизнь Церкви, св. Нина воспитывалась в Иерусалиме старицей из Двина армянкой Саррой Миафорой (Ниофорой). Услышав от нее рассказ о хитоне Господнем, хранящемся в Мцхете, св. Нина искала возможности поклониться святыне. Как гласит метафрастическая версия, однажды во сне ей явилась Божия Матерь и благословила ее проповедовать в своем уделе (Грузии), вручив девушке крест из виноградной лозы, который она, проснувшись, обвила волосами. Крест с немного опущенными боковыми сторонами («крест святой Нино»), является символом ГПЦ. В 303 г., спасаясь от преследований рим. имп. Диоклетиана, святые Нина, Рипсимия, Гаиания и неск. девушек-христианок бежали в Армению, где в то время правил царь Трдат III. Святые Рипсимия, ее подруги и старица Гаиания были жестоко замучены, а св. Нина, спасаясь, оказалась на севере. Древнейшая версия Жития не упоминает имени рим. императора; сведения Жития царя Мириана относят дату мученичества святых Рипсимии и Гаиании к времени царствования имп. Лициния (ок. 320).

Накануне дня празднования культа грузинского языческого бога Армаза (5 авг.) св. Нина достигла Мцхеты. Святая жила у садовника царского сада Мцхеты, затем у сев. границы города в шалаше в кустах ежевики (сейчас здесь расположен жен. монастырь Самтавро, рядом с ежевичным кустом выстроена маленькая ц. св. Нины), исцеляла и проповедовала. Ее последовательницами стали женщины из знатных семей и царского дома: жена царевича Реви св. Саломия Уджармская, жена картлийского эристава св. Перожавра Сивнийская, супруга св. царя Мириана св. царица Нана, которую св. Нина исцелила от тяжелой болезни, дочь настоятеля мцхетской синагоги св. Авиафара Мцхетского Сидония.

Житие св. Нины особенное внимание уделяет тесной связи просветительницы Грузии с евр. общинами Картли: «священниками» из мест. Боди (совр. Бодбе, Сигнахский р-н, где находится Бодбийский монастырь; по др. версии, совр. Ниноцминда, ок. г. Уджарма – З. Кикнадзе, Т. Мирзашвили), «книжниками» из Кодисцкаро, «переводчиками Кананита» из Хоби. Наиболее близкими ко двору были «обитатели Мцхеты» («дом Элиоза») – род, считавший себя потомком библейского первосвященника Илия, по традиции обладавший правом служить в мцхетской синагоге. От Авиафара и Сидонии св. Нина узнала, что хитон Господень в I в. привез в Мцхету левит Элиоз, и поклонилась тайному месту погребения хитона. От лица св. Сидонии и св. Авиафара ведется повествование в некоторых главах Жития св. Нины. Существует еще неск. сведений о связях св. Нины с евр. общинами Картли: так, еще до прибытия в Мцхету святая месяц жила в евр. общине Урбниси («для языка еврейского»), а последние годы жизни провела в мест. Боди. После Крещения Картли и кончины св. Нины евр. просветительские центры в источниках больше не упоминаются, что связывают со слиянием общин крещеных иудеев с Церковью.

Считается, что Грузия приняла Крещение в 326 г. В «Мокцеваи Картлисай» описывается обращение царя в христианство, поводом к которому послужило чудо во время охоты на горе Тхоти (ок. совр. г. Каспи), в окрестностях Мцхеты. Внезапно потемнело небо, спутники царя разбежались, а царь вознес тщетные молитвы языческим божествам, затем воззвал к «Богу Нино», обещая в случае спасения принять христианство, и в тот же момент он увидел свет. Царь исповедал Христа перед св. Ниной и направил письмо о желании принять крещение св. царице Елене и ее сыну св. царю Константину I Великому, который прислал в Картли еп. Иоанна, свящ. Иакова и диакона. Царь и двор были крещены немного ранее, а затем в Мцхете, у слияния рек Арагви и Мтквари (Кура), был окрещен народ. 1 окт. ГПЦ отмечает Светицховлоба – древний праздник, восходящий к времени Крещения Картли: ежегодно в этот день Католикос-Патриарх Грузии совершает в водах Арагви и Мтквари массовое крещение народа.

Грузинский писатель и богослов XI в. прп. Ефрем Мцире, опираясь на «Антиохийский хронограф» (Х в.), отмечает, что для основания и организации Церкви в Мцхету прибыл архиеп. Антиохийский свт. Евстафий (324–330). Источник, на который ссылался прп. Ефрем, не сохранился, но существует слав. перевод хронографа, сделанный Никоном Черногорцем, где содержатся те же сведения, что использовал прп. Ефрем. Предание о крещении грузин прп. Евстафием Антиохийским долгое время сохранялось и отражено на фреске XVIII в. храма Светицховели: св. Евстафий Антиохийский вручает царю Евангелие, рядом Мириан, царица и царевич. Однако ни ранние редакции Жития св. Нины, ни сочинения визант. авторов не содержат упоминаний о роли свт. Евстафия в организации ГПЦ. Эти источники указывают, что первым иерархом новой Церкви стал еп. Иоанн (20–60-е гг. IV в.), «человек, украшенный как благочестием и умом, так и праведной жизнью и почтением к архиерейству».

В знак торжества христианства в Картли на горах, где прежде стояли языческие идолы, по повелению св. Нины были воздвигнуты кресты: главный – в Мцхете (позже на этом месте был выстроен храм Джвари), др. на горе Тхоти (место обращения царя Мириана), в г. Уджарма. Праздники по случаю воздвижения крестов продолжались 52 дня: с пятницы 25 марта по воскресенье 15 мая.

Первый грузинская храм было решено заложить на месте 300-летнего кедра, который вырос над погребением св. Сидонии и хитона Господня. Основание храма сопровождалось чудесами: после неустанных молитв св. Нины ствол, который до того срубить было невозможно, чудесным образом поднялся в небо и опустился на место, предназначенное для строительства, став первым столпом церкви. К нему стали приводить больных, и они исцелялись. Столп окружили деревянной оградой и вокруг него выстроили церковь Светицховели (Животворящий столп). Источники называют ее «Святая Святых». Как повествует Житие св. Нины, храм был овеян особой святостью, и «никто не смел кроме воскресенья туда войти, лишь монахи пели там псалмы». Согласно Картлис Цховреба, у мироточивого столпа Светицховели происходили многочисленные чудеса и знамения, и вскоре частицы древа распространились по всей стране. Опасаясь, что столп будет т.о. разделен на части, царь с согласия архиеп. Мцхетского Иакова, чтобы сохранить святыню, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из этого же дерева крест – т. н. Животворящее Древо.

С просьбой о помощи в церковном строительстве в Константинополь отправилось посольство, возглавляемое еп. Иоанном. Имп. Константин вручил ему святыни (подножие св. Креста, гвозди Распятия), церковную утварь, иконы и деньги, а также направил в Картли строителей, которые заложили церкви в Цунде, Эрушети (где еп. Иоанн оставил гвоздь Господень), Манглиси (куда передал подножие св. Креста), затем каменные храмы в Мцхете (Самтавро), а также крестили др. народы Картлийского царства. Сведения источников о церковном строительстве времени св. царя Мириана подтверждаются и археологическими исследованиями. Так, следы алтарей IV в. были обнаружены в Манглиси, в нижних слоях пола мцхетских храмов Самтавро и Светицховели, ок. Самтавро найден надгробный камень главного зодчего и живописца (греч. arhitekton) Аврелия Аколлы с греч. надписью.

Житие св. Нины повествует, что св. Нина, свящ. Иаков и «некий эристав» (наместник царя) проповедовали в горных районах Вост. Грузии. Но население ущелий Арагви и Иори, к сев. от Мцхеты, отказалось принимать новую веру. Источники упоминают, что тех, кто отказывался принимать христ. веру, заставляли платить больше дани. Часть евр. диаспоры, которая приняла христианство, св. царь Мириан пожаловал статус граждан Мцхеты, что давало право землевладения и др. привилегии. Остальные евреи после крещения Авиафара и освящения мцхетской синагоги как христ.храма переселились в др. регионы страны.

Археологические исследования подтверждают сведения «Мокцеваи Картлисай» об активном церковном строительстве в IV в. В этот период были построены Ниноцминда, болнисский Сиони, храмы в Цилкани и Некреси; в Вардисубани при раскопках обнаружены датируемые эпохой Мириана остатки круглой церкви.


Св. равноап. Нина. Икона, XVII в. (ГМИГ)

Фрагмент статьи «Грузинская Православная Церковь» из XIII тома «Православной энциклопедии», Москва. 2007 г.

Собственно, Грузий было две, и крестили их в разное время. Западная Грузия иначе называется Колхида, или Эгриси, или Лазика. Она была фактически провинцией Византии, там уже давно жили греки-христиане, туда было модно ссылать интеллигенцию, так что христианство проникло туда давно, хотя и неясно когда точно. При этом официально его признали на западе очень поздно: в 523 году в Лазике и в 529 году в соседней Апсилии и Абазгии.

В Иберии примерно с 284 года был царем Мириан III, сын шаха Шапура.Его персидское происхождение не очень строго доказано, но даже в житии Нины он произносит фразу «Да, да райт мебой ходжат стабануб расул фсар зад », которую академик Марр реконструировал как новоперсидскую.

В 292 году он женился на Нане, вроде бы дочери одного из последних царей Боспорского царства. Это значит, что молодость она провела в Крыму и на Таманском полуострове. По одной из версий, её отцом был Тиберий Юлий Теодорсес, а её брат Рескупорис станет последним царем Боспора. В его могиле археологи найдут золотую маску, которая сейчас хранится в питерском Эрмитаже. Это или он сам, или его жена, в любом случае - кто-то из родственников царицы Наны.

Именно при Мириане император Галерий начал войну с персами (296 - 298). Эта война завершилась Нисибисский договором, который создал независимую Армению и привел к власти царя Трдата (который крестит страну вскоре). Этот же договор передал Иберию в римскую сферу влияния. Как это повлияло на последующие события? Непонятно.

Мириан правил страной уже лет 30, когда в 320 году в Иберию пришла Святая Нина.

Тут надо сразу сказать, что хронология этих событий очень неточна. 320 год - это некая официально признанная хронология. В житии Святой Нины говорится, что она ушла из Империи через год после Никейского собора, то есть, в 326. По армянской версии это всё происходило в 301. Поэтому не удивляйтесь, что в этой истории много хронологических нестыковок.

Про Святую Нину известно, что она родилась в Каппадокии в 280 году. В 303 (или 326) году, во время гонений Диоклетиана (или по другой причине..), она бежала в Армению вместе с другими женщинами. В Армении царь Тирдат велел убить их всех - так погибли Рипсиме и Гаяне, впоследствии канонизированные. На месте их гибели в Вагаршапате сейчас существуют храм Рипсиме и храм Гаяне.

Нина смогла скрыться, и ушла на север. Это был 320 год: как раз тот самый год, когда в Себастии погиби 40 себастийских мучеников. Считается, что Нина вошла в Иберию 1 июня 320 года (это событие ежегодно празднуется в грузинской церкви), и сначала вышла к озеру Паравани, где ужаснулась снеговым вершинам Самсарского хребта.

Вот точно такие снега увидела Нина за озером Паравани. С тех пор там ничего не поменялось.

Считается, что она провела как минимум одну ночь у озера. Примерно в этом месте сейчас находится монастырь Пока , который представляет собой как бы символ первого посещённого Ниной места.

И тут есть нюанс. В 320 году озеро Паравани находилось на территории области Гогарена, которая была населена армянами и относилась к государству Великая Армения. В житии Нины прямо сказано, что жители окрестностей озера говорили на армянском. Из этого следует, что в собственно Иберию она попала позже, когда спустилась в Боржомское ущелье.

От озера Паравани Нина пошла вниз по течению реки Паравани (которую в её житии ошибочно назвали Курой), прошла Боржомское ущелье и вышла на горийскую равнину.

В Грузию Нина пришла с крестом, который сама сделала, связав волосами две виноградные лозы. Есть версия, что лично Богородица ручила ей этот крест. Так или иначе, но в руках у Нины оказался этот крест с немного опущенными концами. Он стал известен как "Грузинский крест". Тот первый крест впоследствии превратился в главную реликвию Грузии и дожил до наших дней - сейчас его можно видеть в Тбилиси в Сионском соборе .

Нина поселилась в еврейской общине в городе Урбниси , а уже оттуда, минуя фанатично языческий Уплисцихе , пришла в столичный город Мцхету , примерно 5 августа или чуть раньше. Это был всё тот же 320-й год, в Риме уже издан Миланский Эдикт о свободе веры (а не об объявлении христианства официальной религией, как ошибочно считают многие). В Мцхете Нина поселилась у садовника царского сада (там сейчас храм Светицховели), а потом жила около ежевичного куста, где сейчас стоит храм Самтавро .Ежевичный куст до сих пор растёт на своём месте, так что в сезон можно попробовать ягоды с этого знаменитого растения.

Около Мцхеты в то время было два культовых места - идол Армази на горе Багинети и идол Задена севернее, где сейчас Зедазенский монастырь . Хотя священным городом был Уплисцихе , где Нина так и не появилась.

Храм на месте шалаша Св. Нины

Нина сумела обратить в христианство царицу Нану и семью царя Мириана, но сам царь отнёсся к этому резко отрицательно. Однако, случился инцидент на горе Тхоти в Мухранской долине , о котором хроника "Обращение Грузии" пишет так:

И было это в один летний день месяца июля 20, в день субботний царь отправился на охоту в сторону Мухрани. И объехал он окрестности Мухрани и поднялся на горы Тхоти, чтоб посмотреть на Каспи и Уплисцихе. И как только наступил полдень, солнце затмилось и стало темно, как будто наступила ночь вечная. Темнота покрыла все места. И свита царя от этого бедствия и нужды разбрелась в разные стороны, царь остался один и блуждал по горам и лесам объятый страхом и ужасом. И, потеряв надежду на спасение, он остановился. А бог, творец добра, сделал его, несведущего сведущим, невежду знающим, и он пришел в себя и, рассуждая в уме, сказал: «Вот вижу, что призываю во весь голос богов своих Армаза и Задена и не нахожу утехи. А что, если сейчас обращусь к распятому на кресте, которого проповедует Нино и совершает множество исцелений упованием на него. Не сможет ли он спасти меня от беды этой, т. к. живой нахожусь в аду, и не ведаю для всей вселенной это крушение и превращение света в тьму, или только для меня одного эта беда». Немедля царь вслух сказал: «Боже Нино, освети мне эту тьму и покажи дом свой! Исповедаю имя твое, воздвигну древо креста и поклонюсь ему, построю обитель для твоего обитания и моего моления и буду повинен Нино в вере римлян» .

В тот же день в Византию послали просьбу прислать священников, а по их прибытии Мириан и Нана крестились. Этот нюанс очень интересен. Из него следует, что царя крестил именно священник, а не сама Нина. Видимо, в то время миряне не крестили людей. Во всяком случае, женщины. В житии Святой Нины сказано, что крещальная купель стояла около Мцхетского моста . Видимо, впоследствии её перенесли в храм Светицховели, и сейчас её можно видеть именно там:

Кто были эти присланные священники? Тут источники расходятся во мнении. По одной верси это был Иоанн, присланный из Константинополя уже в сане епископа. По второй, он прибыл в Иберию в сане священика, после чего страну посетил антиохийский епископ Евстафий, который и рукоположил Иоана в епископу. Вроде бы именно отсюда следует преемственность грузинской церкви от Антиохийской. Собственно, до конца V века грузинские священники административо подчинялись Антиохии.

Сразу надо сказать, что святитель Евстафий - крупное историческое лицо, епископ Антиохийский с 324 года и участник Никейского собора 325 года. Он известен как главный враг арианства, за что потом и пострадал. Враги добились смещения Евстафия в 327, так что в данном случае факты удивительно сходятся: Нина пришла в Мцхету в 320, крещение случилось через несколько лет, а Евстафий покинул антиохийскую кафедру в 327.

В городе Мцхете было решено построить христианский храм. Сначала решили построить его на месте, где был дом Нины, но потом царь решил принести своего рода жертву: срубить свой сад и построить храм на его месте. В саду, в числе прочих деревьев, рос почитаемый в народе кедр - он вырос на том месте, где некогда был захоронен хитон Христа, перенесенный из Иерусалима в Иверию. Из этого кедра был изготовлен опорный столб для храма. Этот столб впоследствии стал известен как источник многих чудесных явлений, поэтому сам храм получил неформальное название "Светицховели ". Формальное же его название: Церковь Двенадцати Апостолов. Так назвали по аналогии с одноимённым константинополським храмом 330 года основания.

Столб существует по сей день, но с XVI века он помещен внутрь некой каменной башни и сам по себе не виден.

Чуть позже произошла история, изложенная в житии Святой Нины как "Установление трёх крестов ". По инициативе Мириана и Нины были установлены три поклонных креста: первый на горе Тхоти , второй в Уджарма , и третий над Мцхетой, где сейчас храм Джвари. Третий крест с самого начала стал известен многочисленными чудесами и исцелениями.

Что такое государственная религия

Часто пишут, что Иберия приняла христианство в качестве государственной религии. Это само по себе странно. Что такое государственная религия? Где еще была государственная религия? Или всё же в Грузии она государственной не стала? Вопрос довольно хитрый. Дело в том, что царь Мириан ничего не сказал о статусе новой религии. Не было сделано никакого официального заявления - видимо из-за отсутствия традиции официальных заявлений. Однако, из некоторых последующих событий следует, что государство взяло на себя ответственность за распространение христианства. Вернее, в некоторых мелких случаях оно применяло для этого силу государственной власти. Но зачем? С кого Мириан брал пример?

В Римской империи тех лет государство не участвовало в религиозной жизни. Все религии были равноправны (особенно после Миланского эдикта). Государственный статус христианство обретёт сильно позже, когда императорам покажется, что богословские споры угрожают единству империи. Тогда будет объявлено, что православие никейского типа признается государством единственным законным вероисповеданием. Но это будет потом.

Похоже, что Миран копировал иранцев. В империи Сасанидов как раз обострился религиозный вопрос. Еще Шапур I (вероятный отец Мириана) колебался, кого поддерживать: манихеев или зороастрийцев. Его потомки выбрали зороастризм и истребили манихейство. Так иранское государство ввело моду на управление религиозной жизнью. Миланский эдикт 313 года поменял в Иране многое. Иран поддерживал христианские общины на своей территории, потому что они вроде бы были врагами Рима. Но когда церковь стала другом императоров, она автоматически стала врагом иранских шахов. Это приведёт к гонениям 340 года.

Таким образом, христианство развивалось в Риме "снизу", а зороастризм внедрялся в Иране "сверху". Мириан решил пойти по иранскому пути и внедрить христианство "сверху".

А что думали в Риме?

Есть мнение, что крещение Грузии - последствие Нисибисского договора (298), который сделал Иберию римской сферой влияния. Но тут есть ряд нестыковок. В Риме до 313 года шли гонения на христианство. Именно в это время был сожён на костре Федор Тирон (Тевдоре Тирони), в честь которого освящены некоторые храмы в Грузии. Так что Армения крестилась тогда, когда христианство было вне закона в империи (если верна датировка крещения). В 313 году Константин объявил о свободе веры, но нет признаков того, что он пытался как-то влиять на соседние страны.

А была ли Нина?

История Святой Нины - самый известный фрагмент церковной истории Грузии, и при всём этом он известен нам в очень поздней версии. Грузинские хроники и жития V, VI, и VII веков Нину не знают вообще. Впервые она упомянута у армянского автора Мовсеса Хоренаци. Есть гипотеза, что только раскол с Арменией 610 года привёл к тому, что в Грузии задумались о своей религиозной идентичности и записали житие Нины, существовавшее ранее в устной форме. Таким образом самые ранние упоминания Нины - это или VIII или даже IX века - время составления хроники "Обращение Картли". Что, кстати, не говорит о неисторичности Нины. Очень похоже, что Нина - историческое лицо, но что-то в её биографии придумано задним числом. Например, поздней мифологией считается её знатное происхождение. Существует мнение, что образ Нины распиарили при царице Тамаре на волне политического феминизма, но это скорее всего преувеличение.

Мцхете (закончили в 379). Кроме того, Нина совершила поездку в ущелья Арагви и Иори (сейчас район Тианети), но жители тех мест христианство не приняли. Оттуда Нина ушла в Бодбе, где жила в палатке некоторое время. Там же в Бодбе Нина и умерла 14 января 335 года. На месте ее могилы потом построили храм и монастырь Бодбе . (Интересно, что император Константин умер в те же годы - в 337) Пишут, что царь Мириан хотел вывезти тело Нины и захоронить в Мцхете, но повозку с телом не смогли сдвинуть с места.

В 361 году умер сам царь Мириан (одновременно с императором Констанцием II ) и был похоронен вместе с женой в Мцхете, в храме Самтавро . В эти годы в римской империи стремительно распространялось арианство, но Грузию оно вроде бы не затронуло.

Не очень понятно, что в итоге случилось с основным форпостом язычества - городом Уплисцихе . Вроде бы с ним были сильные трения и конфликты, чуть ли не войны. Языческие храмы были разрушены или перестроены, но как это происходило - неизвестно.

Однако, едва появившись, христианство в Грузии едва не погибло. После смерти Мириана царем стал Саурмаг II, но в 363 пришли персы, сместили Саурмага и назначили царем Вараз-Бакура, который симпатизировал персам и зороастризму. Начались гонения на христанство, запрет крестов и так далее. Византия пыталась вмешаться в 370-е годы, но нашествие готов помешало, и Иберия осталась под персами. Зато есть предположение, что именно Вараз-Бакур построил в Тбилиси первую крепость - Шурис-Цихе.

При Вараз-Бакуре в Закавказье произошли грандиозные перемены: персы добили Армению и в 387 году поделили её между собой и Византией. Так исчезла с лица земли та самая Великая Армения, о которой армяне до сих пор вспоминают с ностальгией. Ушла в прошлое целая эпоха. При этом северные области армении - Гогарена - были переданы Иберии. Из-за этого территория Иберийского царства увеличилась едва ли не вовое.

Позже царь Аспарух (380-394) построит храм в Цилкани, а царь Трдат (394 - 406) - храм в Некреси.

Так закончился неспокойный 4-й век, начался еще более проблемный 5-й.

Карта Иберии того времени. Темножелтое - эпоха царя Мириана и Святой Нины. Бежевое - Гогарена, присоединённая в 387 году.

Христианская вера является неотъемлемой составляющей культуры и истории Грузии. Именно на основе христианства строились и развивались такие ветви искусства, как архитектура, литература, живопись и духовная музыка — уникальные церковные хоровые песнопения – грузинское многоголосие, которое можно услышать только в храмах Грузии. Доказательством тому служат многочисленные древние храмы и церкви со старинными иконами и фресками, которые строились и создавались в Грузии с принятием христианства и дошли до нас из глубины веков, притягивая сотни тысяч туристов со всего мира. Сегодня мы хотим рассказать вам об истории принятия Христианства в Грузии и познакомить с главным христианским обрядом – обрядом Крещения в Грузии.

Крещение в Грузии: Принятие Христианства в Грузии

Грузия считается одной из первых стран в мире, а если быть точнее, второй после Армении, принявших христианство в качестве государственной религии. Принятие христианства в Грузии широко ассоциируется с именем Святой Нино, благодаря которой учение Христа распространилось по древней Иберии. В 337 году нашей эры, в эпоху правления царя Мириана, христианство было провозглашено государственной религией Иберии, или Картли, как называлась Грузия в древние времена.

С именем Св. Нино связано множество легенд. Она одна из самых почитаемых святых в Грузии на сегодняшний день. Несмотря на многочисленные легенды, достоверных фактов распространения христианства в современной Грузии до 4-го века до сих пор малоизвестно. По легенде, Святая Нино была просветительницей Грузии. Она была дочерью римского генерала Забулона из Каппадокии, который приходился родственником Святого Великомученика Георгия, покровителя Грузии. Ее родители, исповедавшие христианство, продали все свое имущество, раздали бедным и переехали Иерусалим, когда Нино было 12 лет. Позже Нино осталась на попечении своей няни, которая и воспитала в ней любовь к учению Христа. Согласно легенде, Нино приснилось священное видение, в котором Дева Мария дала ей крест из виноградной лозы и завещала распространять учение Христа в Иберии. С помощью чудесных исцелений она смогла обратить языческого царя Иберии Мириана III в христианство. Царь Мириан, которого Нино исцелила от слепоты, поручил строительство первой христианской церкви в Иберии, на месте, где сейчас стоит собор Светицховели в Мцхете, где похоронен Хитон Господень. Нино продолжила свою миссионерскую деятельность среди грузин до самой смерти. Святая Нино стала одной из самых почитаемых святых Грузинской Православной Церкви и ее атрибут — крест из виноградной лозы, является символом грузинского христианства. В Грузии 1 июня и 27 января торжественно отмечают Нинообу- дни пришествия и блаженной смерти Св. Нино.

Крещение в Грузии: Праздник «Крещение Господне»

19 января грузинская православная церковь торжественно отмечает праздник Богоявления, или Крещение Господня. Этот религиозный праздник приравнен к государственным выходным дням. В этот день вся страна отдыхает. Во всех церквях страны проводят торжественные богослужения во главе с Патриархом Всея Грузии Илия II. В день Крещения проводят таинство освящения воды. Считается, что освященная вода исцеляет от заболеваний и приносит благополучие в дом, поэтому верующие после окончания службы становятся в очередь за святой водой.

С праздником Крещения связано много традиций и обычаев. Один из них — массовое крещение младенцев. Впервые этот обычай появился благодаря Патриарху Илии II в 2008 году. Илия II считается одним из самых влиятельных людей Грузии. Идея массового крещение носит в себе не только религиозный посыл, но и помогает стимулировать низкий уровень рождаемости в стране и вывести страну из демографического кризиса. Ведь иметь самого Патриарха в качестве Крестного Отца большой почет для любой грузинской семьи. На сегодняшний день у Патриарха Илии около 25 000 крестников!

Крещение в Грузии

Венчание и крещение — одни из самых востребованных таинств в Грузинской Православной церкви. В Грузии принято крестить детей на сороковой день после рождения, так как согласно Библии именно на сороковой день женщина очищается и получает разрешение войти в храм божий. Перед таинством Крещения родители ребенка выбирают крестных родителей. По традиции, крестные родители не должны состоять в браке. Как и в Русской Православной Церкви, в Грузии при крещении также принято давать детям второе имя в честь святых. Любопытен сам обряд крещения: священник ловкими и быстрыми движениями трижды окунает младенцев в купель: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, символизируя Святую Троицу. После этого священник читает молитвы и в завершение таинства надевает на ребенка нательный крест, который отныне призван защищать от недугов и приносить благополучие своему хозяину. Полотенца и свечи, использованные во время крестин, принято хранить как память об этом священном дне.

Это знаменательное явление в грузинской истории связано с равноапостольной св. Нино, просветительницей Грузии, с св. царём Мирианом и св. царицей Наной.

Родом из Каппадокии, близкая родственница св. Георгия, св. Нино в Картли из Иерусалима, во исполнение воли св. Богородицы, после св. апостолов ещё раз проповедовала и укрепила христианство в этом краю. Благодатью и силой св. Нино, христианство приняли царь Мириан и царица Нана.

По просьбе царя Мириана, византийский император Константин Великий, для крещения царя, его семьи и народа, прислал духовных лиц, под руководством епископа Иоанна. До приезда духовных лиц, в Мцхета, там где покоился хитон Господен, началось строительство церкви. Это место есть и всегда будет центром духовной жизни грузинской нации. Здесь находится кафедральный храм в честь 12 апостолов-Светицховели.

После официального принятия христианства, император св. Константин и св. Елена прислали в Грузию часть Животворящего креста и доску, на которой во время распятия стоял Господь, также и икону Спасителя.

Православие

К Грузинской православной церкви принадлежит большинство населения Грузии, исповедующее православие.

До принятия закона 2011 года, предоставляющего всех религиозным деноминациям право юридического лица, Грузинская православная церковь имела определённые преимущества в силу заключённого в 2001 году с правительством конкордата о привилегиях.

На большие православные праздники в Грузии имеет место практика помилования заключённых, содержащихся в тюрьмах. На территории страны действуют около двух десятков старообрядческих общин, юрисдикционно относящихся как к Русской православной старообрядческой церкви в Румынии (Зугдийская епархия), так и Русской Древлеправославной церкви.

Армянская церковь

Только в Грузии, по последним данным, проживает около 250 тыс. армян, исповедающих миафизитство. Патриарх-католикос всех армян Гарегин II неоднократно поднимал вопрос о возобновлении богослужений в шести армянских храмах (пять из них находятся в Тбилиси и один - на юге страны). Патриарх Илия II заявил, что требования Гарегина II будут удовлетворены «только после того, как грузинская епархия в Армении получит тот же статус и ей будут переданы несколько церквей на севере Армении».

Отмечаются случаи вандализма в отношении армянских храмов на территории Грузии, участившиеся после принятия закона 2011 года о свободной регистрации религиозных деноминаций.

Католицизм

Численность католиков в Грузии составляет около 100 тысяч человек (1 % от общей численности населения).

¹ Частично в Европе или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы . ² Также в Африке. ³ Также в Океании. 4 Также в Европе.

Отрывок, характеризующий Христианство в Грузии

Над мостом уже пролетели два неприятельские ядра, и на мосту была давка. В средине моста, слезши с лошади, прижатый своим толстым телом к перилам, стоял князь Несвицкий.
Он, смеючись, оглядывался назад на своего казака, который с двумя лошадьми в поводу стоял несколько шагов позади его.
Только что князь Несвицкий хотел двинуться вперед, как опять солдаты и повозки напирали на него и опять прижимали его к перилам, и ему ничего не оставалось, как улыбаться.
– Экой ты, братец, мой! – говорил казак фурштатскому солдату с повозкой, напиравшему на толпившуюся v самых колес и лошадей пехоту, – экой ты! Нет, чтобы подождать: видишь, генералу проехать.
Но фурштат, не обращая внимания на наименование генерала, кричал на солдат, запружавших ему дорогу: – Эй! землячки! держись влево, постой! – Но землячки, теснясь плечо с плечом, цепляясь штыками и не прерываясь, двигались по мосту одною сплошною массой. Поглядев за перила вниз, князь Несвицкий видел быстрые, шумные, невысокие волны Энса, которые, сливаясь, рябея и загибаясь около свай моста, перегоняли одна другую. Поглядев на мост, он видел столь же однообразные живые волны солдат, кутасы, кивера с чехлами, ранцы, штыки, длинные ружья и из под киверов лица с широкими скулами, ввалившимися щеками и беззаботно усталыми выражениями и движущиеся ноги по натасканной на доски моста липкой грязи. Иногда между однообразными волнами солдат, как взбрызг белой пены в волнах Энса, протискивался между солдатами офицер в плаще, с своею отличною от солдат физиономией; иногда, как щепка, вьющаяся по реке, уносился по мосту волнами пехоты пеший гусар, денщик или житель; иногда, как бревно, плывущее по реке, окруженная со всех сторон, проплывала по мосту ротная или офицерская, наложенная доверху и прикрытая кожами, повозка.
– Вишь, их, как плотину, прорвало, – безнадежно останавливаясь, говорил казак. – Много ль вас еще там?
– Мелион без одного! – подмигивая говорил близко проходивший в прорванной шинели веселый солдат и скрывался; за ним проходил другой, старый солдат.
– Как он (он – неприятель) таперича по мосту примется зажаривать, – говорил мрачно старый солдат, обращаясь к товарищу, – забудешь чесаться.
И солдат проходил. За ним другой солдат ехал на повозке.
– Куда, чорт, подвертки запихал? – говорил денщик, бегом следуя за повозкой и шаря в задке.
И этот проходил с повозкой. За этим шли веселые и, видимо, выпившие солдаты.
– Как он его, милый человек, полыхнет прикладом то в самые зубы… – радостно говорил один солдат в высоко подоткнутой шинели, широко размахивая рукой.
– То то оно, сладкая ветчина то. – отвечал другой с хохотом.
И они прошли, так что Несвицкий не узнал, кого ударили в зубы и к чему относилась ветчина.
– Эк торопятся, что он холодную пустил, так и думаешь, всех перебьют. – говорил унтер офицер сердито и укоризненно.
– Как оно пролетит мимо меня, дяденька, ядро то, – говорил, едва удерживаясь от смеха, с огромным ртом молодой солдат, – я так и обмер. Право, ей Богу, так испужался, беда! – говорил этот солдат, как будто хвастаясь тем, что он испугался. И этот проходил. За ним следовала повозка, непохожая на все проезжавшие до сих пор. Это был немецкий форшпан на паре, нагруженный, казалось, целым домом; за форшпаном, который вез немец, привязана была красивая, пестрая, с огромным вымем, корова. На перинах сидела женщина с грудным ребенком, старуха и молодая, багроворумяная, здоровая девушка немка. Видно, по особому разрешению были пропущены эти выселявшиеся жители. Глаза всех солдат обратились на женщин, и, пока проезжала повозка, двигаясь шаг за шагом, и, все замечания солдат относились только к двум женщинам. На всех лицах была почти одна и та же улыбка непристойных мыслей об этой женщине.
– Ишь, колбаса то, тоже убирается!
– Продай матушку, – ударяя на последнем слоге, говорил другой солдат, обращаясь к немцу, который, опустив глаза, сердито и испуганно шел широким шагом.
– Эк убралась как! То то черти!
– Вот бы тебе к ним стоять, Федотов.
– Видали, брат!
– Куда вы? – спрашивал пехотный офицер, евший яблоко, тоже полуулыбаясь и глядя на красивую девушку.
Немец, закрыв глаза, показывал, что не понимает.
– Хочешь, возьми себе, – говорил офицер, подавая девушке яблоко. Девушка улыбнулась и взяла. Несвицкий, как и все, бывшие на мосту, не спускал глаз с женщин, пока они не проехали. Когда они проехали, опять шли такие же солдаты, с такими же разговорами, и, наконец, все остановились. Как это часто бывает, на выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать.
– И что становятся? Порядку то нет! – говорили солдаты. – Куда прешь? Чорт! Нет того, чтобы подождать. Хуже того будет, как он мост подожжет. Вишь, и офицера то приперли, – говорили с разных сторон остановившиеся толпы, оглядывая друг друга, и всё жались вперед к выходу.
Оглянувшись под мост на воды Энса, Несвицкий вдруг услышал еще новый для него звук, быстро приближающегося… чего то большого и чего то шлепнувшегося в воду.
– Ишь ты, куда фатает! – строго сказал близко стоявший солдат, оглядываясь на звук.
– Подбадривает, чтобы скорей проходили, – сказал другой неспокойно.
Толпа опять тронулась. Несвицкий понял, что это было ядро.
– Эй, казак, подавай лошадь! – сказал он. – Ну, вы! сторонись! посторонись! дорогу!
Он с большим усилием добрался до лошади. Не переставая кричать, он тронулся вперед. Солдаты пожались, чтобы дать ему дорогу, но снова опять нажали на него так, что отдавили ему ногу, и ближайшие не были виноваты, потому что их давили еще сильнее.

Политическое положение в Грузии и на Ближнем Востоке в начале IV века

IV-V вв. представляют собой один из наиболее значительных и интересных периодов истории Грузии. В политической, социальной и культурной жизни страны в это время произошли важнейшие события, получившие дальнейшее развитие в последующие века и существенным образом повлиявшие на всю средневековую историю Грузии.

В рассматриваемый период на Ближнем Востоке создалась следующая ситуация: в Иране воцарилась династия Сасанидов, значительно укрепившая социальную и политическую организацию страны. Значительно возросла также военная мощь Ирана. В результате всего этого соотношение сил на Ближнем Востоке существенно изменилось. Перейдя в наступление против своего исконного врага - Рима, Иран добился большого успеха. Он занял и разорил восточные провинции Римской империи, города Антиохию, Тарс, Кесарию. Среди стран, которых иранцы обложили данью, были также Картли, Армения, Албания и Атропатена. Таким образом, в лице сасанидского Ирана у закавказских народов появился более сильный и опасный враг, чем до того была аршакидская Парфия. Наступление Ирана Рим сумел приостановить лишь 80-х в гг. Хотя успешный поход императора Кара (282-283), взявшего обе столицы Ирана - Селевкию и Ктесифон, был прерван его неожиданной смертью, условия мира 283 г. все-таки были выгодными для римлян. Они получили Месопотамию и Армению, или ее часть. Картли, по-видимому, оставалась в сфере влияния Ирана. В 296 г. шах Нерсе вторгся в римские владения, но потерпел сокрушительное поражение. Хотя раненый Нерсе и сумел спастись, однако весь его лагерь, государственная казна и даже гарем попали в руки римлян. В 298 г. в г. Нисибине было заключено сорокалетнее перемирие, по условиям которого иранцы признавали преимущественные права римлян в Армении и Иберии. По условиям перемирия, картлийский царь знаки своей царской власти должен был получать от римлян.

Со смертью царя Аспагура прекратилась династия, имевшая аршакидское происхождение. Но Аспагур был также последним представителем грузинской царской династии Фарнавазианов. Поэтому картлийская знать попросила сасанидского шаха дать им в цари своего сына. Согласившись с этим, шах посадил на картлийский престол своего семилетного сына Михрана, по-грузински Мириана, женив его на дочери Аспагура. Иранцы дали Мириану также Эгриси, Армению, Рани, Мовакани и Эрети. как известно, мир между римлянами и иранцами после Нисибина не нарушался в продолжение почти сорока лет. Можно предполагать, что за это время политическая ситуация в Закавказье не менялась и Картли опять оставалась вассалом Рима. Однако эта зависимость, вероятно, была номинальной, т. к. у римлян было меньше оснований иметь претензии в отношении Восточного Закавказья. И Картли, и Армения фактически являлись независимыми государствами. Поэтому Картли, по-видимому, предпочитала иметь дело с более отдаленным патроном, чем с соседним Ираном. Следует думать, что именно это положение Картли в значительной степени и обусловило принятие ею христианства в качестве государственной религии.

Возникновение и развитие христианства

Христианство - мировая монотеистическая авраамическая религия. Возникла в первом веке нашей эры в Палестине в среде иудеев. Название «Христианство» происходит от греческого слова «христос», что означает «помазанник». Христом называется Иисус, живший в первом веке нашей эры. Последователи Его учения называются христианами. Христианство настолько повлияло на мировую историю, что от рождения ее Основателя стали отсчитывать новую мировую эру. В настоящее время Христианство - самая многочисленная религия в мире, насчитывает около 2,1 миллиарда последователей. Христианство является религией Откровения, то есть основана на явлении Бога человеку. Это Богоявление произошло в воплощении Бога в виде человека. Бог стал человеком Иисусом Христом. Слово Божие было со временем частично зафиксировано в Священном Писании Нового Завета.

Возникновение Христианства

Христианство возникло в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи, в первом веке нашей эры среди иудеев. В средиземноморье иудеи были единственной монотеистической религией. К моменту возникновения Христианства в иудаизм переходило много не иудеев, их называли прозелитами. В Римской империи иудеям разрешалось исповедовать свою национальную религию, иудаизм имел особый статус. Остальные люди исповедовали государственную религию – язычество, которое носило синкретический характер. В каждом регионе были свои особенности. Так, например, в Эфесе особо почитали богиню Артемиду. Язычество Римской империи объединяло то, что необходимо было почитать царя как бога, только для иудеев делалось исключение. Иудеи ко времени рождения Иисуса отчаянно ждали Мессию (Христа), надеясь, что он освободит народ иудейский от владычества Римской империи. В такой среде и родился основатель Христианства – Иисус Христос.

Разделение Церквей

К концу первого тысячелетия между Восточной Церковью и Западной происходят противостояния и в 1054 году произошло разделение Церкви на Восточную и Западную. За Восточной Церковью закрепилось название «Греческая», «Православная», а за Западной – «Латинская», «Католическая». Не раз после разделения Церквей были попытки заключить унию, подчинив Восточную Церковь Римскому папе. Например, Лионская уния, Брестская уния и др.

Со времени разделения отличия между Церквами усугублялись. В Западной Церкви вводились новые догматы. Во время активной проповеди индульгенций в Западной Церкви начинается раскол. В 16 веке возник Протестантизм, который противопоставлял себя Католичеству. Внутри самого протестантизма формировалось множество течений. Самые распространенные – лютеране, кальвинисты, англикане, баптисты, пятидесятники. Таким образом, самыми распространенными сейчас в Христианстве конфессиями являются: Католичество, Протестантизм, Православие, Дохалкидониты.

Священное Писание

Священное Писание – это книги, содержащие в себе Божественное Откровение и написанные по вдохновению Святого Духа святыми мужами, пророками и апостолами. Христиане признают Священным Писанием Библию - Ветхий и Новый Заветы, считая их единым целым. Слово «Библия» происходит от греческого «τα βιβλια», что означает «книги». Термин «Завет» означает – союз, договор, т.е. это союз Бога со Своим народом. Сущность этого договора в том, что Бог ведет человека ко спасению, а человек исполняет заповеди Божии. Священное Писание Ветхого Завета не имеет для христиан абсолютного значения. Важность его в том, что это также Божественное Откровение. Определяя значение Ветхого Завета апостол Павел назвал его детоводителем ко Христу. Между различными конфессиями существуют небольшие различия в признании каноничности некоторых книг Ветхого Завета.

Христиане признают 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). С течением времени, после смерти апостолов стали появляться подложные Евангелия, надписанные именами апостолов. Но эти писания никогда Церковью не признавались и получили название «апокрифы».

Миланский эдикт 313 года. Провозглашение христианства государственной религией Римской империи

IV век сыграл огромную роль для христианской религии, античного мира и последующего развития европейской цивилизации. Эта роль в значительной степени определялась процессом христианизации Римской империи, который составлял, пожалуй, главное содержание этой эпохи с точки зрения перспектив исторического развития и влияния на будущий облик Европы. В IV в. - в период от Константина до Феодосия происходит процесс "обращения" Римской империи в христианство и "обращения" христианства в Римскую империю. Результатом этих взаимных обращений стало то, что к V веку Римская империя стала христианской империей, явив собой модель государства, типичного для последующих веков. Но Римская империя стала христианской не только в силу этого, а еще и потому, что с конца IV в. христианство начинает оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни римского общества и становится важнейшим историческим фактором. Одним из самых важных шагов к христианизации Рима было подписание Миланского эдикта.

Миланский эдикт - знаменитый документ, даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. Был составлен императорами Константином и Ликинием в 312-313 гг.

Эдикт состоит из вступления и двух частей. В первой части эдикта объясняются причины гонения христиан. В качестве главной причины приводится необходимость следовать древним законам, обычаям предков и общественной дисциплине. Христиане же отвергли религию предков, создали свои законы и устраивали свои собрания.

Во второй части эдикта утверждается, что большинство христиан осталось верным своим убеждениям и что положение, когда люди не почитают языческих богов и лишены возможности почитать бога христианского, заставило императоров объявить следующее:

1) всем христианам давалось прощение, то есть, по сути прекращались гонения;

2) христиане признавались государственной властью, хотя это еще не означало полной легализации их статуса, так как церковь не признавалась еще юридическим лицом;

3) христианам разрешалось строить здания для своих собраний, и, следовательно, им было позволено свободно отправлять культ, но так, чтобы они не делали ничего, противоречащего «дисциплине»

Итак, Миланский эдикт явился важнейшим этапом религиозной политики первого христианского императора. Программным содержанием этого документа во многом обуславливалась, в понимании историков, дальнейшая религиозная политика Константина Великого.

Главную роль в признании Константином христианства сыграли политические соображения. Правда, в начале IV в. христианство исповедовало не более одной десятой части населения империи, однако христиане успели уже создать исключительно крепкую организацию, умевшую влиять на массы. Миланский эдикт привлёк на сторону Константина христиан Востока во время его борьбы с другими претендентами на власть. Константину тем легче было пойти на союз с церковью, что на Западе христианство распространилось позже, чем на Востоке, и преимущественно среди аристократии, ставленником которой был Константин.

Распространение христианства в Грузии

В Грузии распространение христианской религии началось в I веке. Христианство здесь проповедовали ученики Христа: Андрей Первозванный и Свимон Кананит. Однако в Грузии в I веке христианство не нашло широкого распространения. Несмотря на это автокефалию грузинской церкви связывают с именами этих апостолов. Автокефальной может стать церковь лишь той страны, где проповедовал хоть один из апостолов.

Древнейшие сведения об утверждении христианства в качестве государственной религии в Картли сохранились в греко-латинских источниках. Самым ранним из известных нам таких источников является «Церковная история» Геласия Кесарийского, написанная в конце IV в., всего лишь полувеком позднее христианизации Картли. Согласно этим сведениям, принятие христианства в качестве государственной религии в Картли произошло следующим образом. К иберам попала некая пленница-христианка, которая проповедовала христианство и исцеляла больных. Так она вылечила и тяжелобольную царицу иберов. Это произвело большое впечатление на иберийского царя, однако все еще не решался креститься. Через некоторое время царь отправился на охоту. Неожиданно сгустился такой туман, что царь потерял свою свиту и сбился с пути. Напуганный, он обратился с просьбой о помощи к богу пленницы. Тотчас же туман рассеялся, и опять настал светлый день. Возвратившись к себе, царь вызвал пленницу и, подробно расспросив ее об ее боге, уверовал в него. После этого началось строительство церкви. Для того, чтобы укрепить веру в народе, во время строительства было явлено чудо: строители никак не могли установить один из столпов.

Ночью, благодаря молитвам пленницы, столп вознесся в воздух и повис над своим основанием. Когда же на следующее утро народ вновь собрался у строящейся церкви, столп сам опустился на свое место. Окончив строительство, царь послал людей к императору Константину с просьбой прислать священнослужителей для освещения церкви и крещения народа. Сообщение такого же содержания имеется и у древнеармянского историка V в. Мовсеса Хоренаци. В сочинении Хоренаци привлекает внимание тот факт, что в нем упоминаются имена пленницы и царя Иберии, Нунэ и Михран. Следует отметить и то, что Михран, по словам Хоренаци, был не независимым царем Картли, а лишь правителем, подчиненным царю Армении Трдату. Что же касается Нунэ, то ее Хоренаци связывает с последовательницами св. Рипсимэ, по преданию, принявшими мученическую смерть в Армении. Упоминается также и о том, что Нунэ руководствовалась указаниями просветителя Армении Григора Партева. Наконец, о принятии христианства в качестве официальной религии говорится и в грузинских источниках, например, в обеих частях «Обращения Картли» - как в хронике «Обращения Картли», так и «Житии Нино».

Грузинская национальная традиционная версия о распространении христианства такова. У Забилона, знаменитого каппадокийского военачальника и поборника христианства, и Сусанны, сестры иерусалимского патриарха Иубенала, была дочь по имени Нино. Когда Нино исполнилось двенадцать лет, ее родители распродали все свое имущество, вырученные деньги раздали неимущим, сами же полностью посвятили себя служению богу. Оставшись одна, Нино первые два года провела у некой армянки из Двина, которая хорошо знала христианское учение. Затем Нино встретилась с Рипсимэ, женщиной царского происхождения. Кесарь решил жениться на Рипсимэ. Однако та, дав обет целомудрия, вместе с пятьюдесятью другими женщинами бежала в Армению. Вместе с ними была и Нино. В Армении им всем пришлось принять мученическую смерть от царя Армении Трдата, который тогда был еще язычником. Спаслась одна лишь Нино, которая по внушению свыше отправилась на север. Она прибыла в Джавахети, оттуда с трудом добралась до города Урбниси и, присоединившись к группе людей, направляющихся во Мцхета на ярмарку и моление, очутилась в столице Картли. Во Мцхета Нино увидела, как народ поклонялся местным идолам-Армазу, Гаци и Гаиму. Благодаря молитвам Нино бог ниспослал страшную непогоду.

Град совершенно разбил и ниспроверг идолов. После этого Нино девять месяцев жила у сторожа царского сада (этот сад находился там, где час стоит собор Свети-Цховели). Затем Нино, связав ветки лозы собственными волосами, сделала крест, поставила его в ежевичный куст, где и стала жить сама (сейчас там стоит собор Самтавро). Шесть лет прожила Нино в этом месте, где сперва тайно, а затем и открыто стала проповедовать Христову веру и творить чудеса. Наконец, она избавила от неизлечимых болезней царицу Нану и главу магов. Однажды, 20 июля царь отправился на охоту в ту сторону, где теперь расположена деревня Мухрани. По дороге царь задумал уничтожить всех христиан. Однако неожиданно, когда царь был на горе Тхоти, спустилась непроглядная мгла, и царь сбился с пути. Царь стал взывать о помощи к своим богам, но это не помогло. Тогда он обратился к богу Нино. Сразу же мрак рассеялся, и царь уверовал в бога Нино. На следующий же день царь и Нино отправили к кесарю людей с просьбой прислать им священников для крещения народа, сами же принялись за строительство церкви в царском саду. Во время этого строительства бог сотворил упомянутое выше чудо со столпом, который в дальнейшем сам творил многие чудеса. Присланные кесарем духовные лица крестили царя, его семью, вельмож и народ. Затем по божьему указанию были воздвигнуты три креста: один на том холме, где сейчас находится монастырь Джвари, второй - на горе Тхоти, где Мириан впервые уверовал в Христа, а третий - в городе Уджарма. После этого Нино отправилась проповедовать христианство в горную часть Картли - Цобени и Эрцо-Тианети, оттуда она перешла в Кухети, где заболела и умерла. Похоронена она в Бодини.

Когда же произошло принятие христианства в качестве официальной религии в Картли? Даты этого события приводятся лишь в грузинских источниках. Но часть этих дат явно ошибочна, другая же - противоречива. Поэтому разные специалисты придерживаются различных дат - с 276 по 355 г. Тем не менее, наиболее вероятным представляется время не позднее 337 г. Это предположение, впервые выдвинутое акад. И. А. Джавахишвили, основано на том факте, что, начиная с древнейших греко-римских источников IV - V вв., христианизация Картли связывается с именем императора Константина Великого. Следовательно, это событие произошло при Константине, который умер в 337 г. При этом следует иметь в виду, что распространение христианства в Картли, по всей вероятности, началось намного раньше. По-видимому, христианские общины стали появляться здесь уже в III в.

Политическое значение провозглашения христианства государственной религией Грузии

Распространение и принятие христианства в качестве официального культа было следствием не только и не столько проповеднической деятельности какого-нибудъ отдельного лица, а главным образом социального, экономического, политического и культурного развития страны. По-видимому, христианство претерпело в Картли такое же развитие, что и в других странах, превратившись из религии порабощенных и эксплуатируемых низов в религию поработителей. К этому времени царь и правящая верхушка Картли, азнауры, т. е. феодализирующаяся часть общества, уже хорошо понимали те преимущества, которые имело христианство перед язычеством. Хотя эта часть общества пока не была единственно господствующей, однако ее значение было уже весьма велико, и, что самое главное, она день ото дня крепла и набиралась сил. Можно сказать, что исход борьбы за христианство был решен позицией именно этой части общества.

Дело в том, что принятия христианства желали именно молодые феодализирующиеся силы Картли. Этот интерес был обусловлен несколькими обстоятельствами: прежде всего, христианство помогало этим силам закабалить народ и, наряду с этим, завладеть новыми земельными владениями - со временем языческие храмы приобрели огромные земельные угодья, в то время как развитие военно-ленной системы сильно сократило земли бывшие в непосредственном распоряжении царя Картли. С принятием христианства храмовые владения упразднялись, земли языческих храмов переходили в руки царя, а от него к азнаурам. Ясно, что это обстоятельство было выгодно и царю, т. к. распределением земель среди преданных ему людей он упрочивал свое положение. Кроме того, организация христианской церкви своей централизацией и гибкостью больше соответствовала феодальному государству, т. е. той норме правления, к которой вела тенденция развития страны.

Принятие христианства в качестве официального культа было в значительной степени обусловлено политическими мотивами. Как уже отмечалось выше, после Нисибинского мира 298 г. Рим распространил свое влияние на Армению и Картли. В Картли римлян главным образом интересовали проходы в Кавказском хребте, через которые могли прорываться северные кочевники. Если бы эти проходы попали в руки иранцев, то для римлян могло создаться очень опасное положение. Поэтому от Картли они, по-видимому, требовали лишь охраны этих проходов. В то время претендовать на большее они, по всей вероятности, не могли. Ясно, что такая легкая зависимость устраивала Картли, к тому же она охраняла ее от более близкого и агрессивного Ирана.

Принятие христианства способствовало сближению Картли с Римом, т. к. с ее стороны это означало отказ от ориентации на Иран, борьбу против политического и культурного влияния Ирана. Хотя в самом Иране в это время было довольно много христиан, Сасаниды всячески старались распространять и укреплять огнепоклонство. В то же время император Константин, сам лично принявший крещение лишь перед смертью (337 г.), со времени Миланского эдикта (313 г.) все больше и больше покровительствовал христианству, поэтому оно быстро превратилось в государственную религию. Таким образом, отношение к христианству различных социальных кругов Картли отражало их отношение к Риму и Ирану. Ко всему вышесказанному следует добавить, что принятием христианства царь (а в его лице и государство) ставили себе целью консолидацию страны. Единый культ, упраздняющий многие родоплеменные культы, помогал объединению страны, укреплял центральную власть. Сама организация христианской церкви соответствовала государственной организации. Как во главе государства стоял один царь, так и во главе христианской церкви стоял один правитель - архиепископ, которому подчинялись епископы и священники.