Open
Close

Писатель пантелеев. Чтобы помнили

20-е годы прошлого века были тяжелым временем для нашей страны, но с другой стороны, как ни странно, именно в такие смутные времена бывает глоток свободы для людей творческих, не шаблонных. В те годы было много споров и экспериментов по педагогике, мыслящие люди сходились в том, что новому государству нужен новый подход в обучении, особенно "трудных" детей, которых то не толерантное общество прямо называло дефективными. Разные способы предлагались для исправления, но общим был подход трудотерапии, на которую в основном и полагались, в том числе и Макаренко. Подход же Виктора Николаевича Сорока-Расинского, прозванного воспитанниками Викниксором, был парадоксален, он хотел из воров и бродяг сделать интеллигентов и ответственных самостоятельных граждан. Как вы можете догадаться пришлось ему очень и очень непросто. Остается только удивляться, как не опускались у него руки.
Повесть написана очень правдиво, все пакости, глупости и преступления "дефективных" описаны наравне с их маленькими победами и достижениями его бывшими воспитанниками Пантелеевым и Белых. Ох, как же трудно сделать из мальчишки человека, а еще сложнее обуздать толпу мальчишек, не имеющих доверия к старшим и привыкших ненавидеть и бояться взрослых на улице, где каждый из них был врагом. "Шкидцы, каждый из которых в отдельности мог быть и добрым, и чутким, и отзывчивым, а в массе, как это всегда бывает у ребят, были безжалостны и жестоки." Очень резало мне глаза словечко "халдеи" и вообще постоянное хамство в адрес учителей, и полное непонимание как им повезло, какой это шанс для них начать новую жизнь. И как же легко они поддавались дурному влиянию! Почему всякая гадость так легко пристает, а светлое, доброе, вечное с таким трудом находит себе дорогу к детским сердцам?
Однажды даже пришлось Викниксору признать свое поражение в лице трех учеников и удалить их из Шкида, чтобы не подвергнуть остальных этому влиянию в коммуну типа Макаренко с трудом на земле. Очень понравилась мне его речь, где он говорит: "Человек этот морально слаб. Из него выйдет негодяй, а образованный негодяй в сто раз хуже необразованного. Если труд его исправит, он сможет вернуться к книгам." Была еще момент, где он строго наказывает мальчишек, разбивших стекла. Казалось бы, ну что такого, обычное мелкое хулиганство, но он говорит, что варварство - в стране, где нет средств вставлять стекла нуждающимся, бить стекла ради развлечения - преступление. Викниксору удалось почти невозможное, из почти готовых преступников, от которых отказались в других местах и уже махнули рукой, он смог сделать нормальных трудовых людей, причем не одного-другого, а целый выпуск. К сожалению, в 25 году его отстранили от должности директора (ох уж эти бюрократы неспособные мыслить шире формуляров и инструкций), а когда вышла книга, то возмущенная Крупская (типа что это за школа такая, где ученикам прощают такие проступки и нет трудового воспитания?) добилась того, что отличному педагогу было до 36 года вообще запрещено работать в школах.
Если сравнивать книгу и фильм, то фильм выигрывает как более веселый и заканчивающийся на более позитивной ноте, спасает обаяние детей, отлично сыгравших свои роли. Книга более честна в подробностях всяких плохих дел, таких деточек жалеть и сочувствовать труднее. Мне не хватило в книге учительского взгляда и мнения, в этом плане книга Макаренко значительно выигрывает, но с другой стороны ребята молодцы, что не стали писать того, чего не знали и написали все максимально честно.

Известный в народе и любимый многими поколениями, на самом деле писатель Леонид Пантелеев - обладатель нелёгкой судьбы. О том, что пришлось пережить автору искрометных произведений в течение всей жизни и какой отклик это нашло в его книгах, будет рассказано в этой статье.

Детство будущего писателя

Л. Пантелеев, настоящее имя которого Алексей Иванович Еремеев, родился 22 августа (по старому стилю - 9) 1908 года в Санкт-Петербурге. Отец был военным, а именно - казачьим офицером, участвовавшим в русско-японской войне и получившим за заслуги перед Отечеством дворянский титул. Вспоминая впоследствии собственное детство, Пантелеев отмечал, что не имел с отцом душевной близости и достаточного понимания, называл на «Вы» и боялся позволить себе сказать что-нибудь лишнее. Тем не менее образ отца, не светлый и теплый, но подлинно рыцарский, образ человека чести и достоинства, автор пронёс через всю жизнь.

Алексей с ранних лет имел страсть к чтению, за что в домашних кругах получил прозвище «книжный шкаф». Уже в 9 лет мальчик начал заниматься сочинительством - в эти годы из-под его пера вышли первые приключенческие рассказы, волшебные сказки и стихи.

1916 год - время обучения во 2-ом Петроградском реальном училище, которое пока ещё только будущий писатель с псевдонимом Леонид Пантелеев так никогда и не окончил. Частичной причиной этого стал арест отца в 1919 году Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюционерами и его последующий расстрел. Мать, Александра Васильевна, дочь зажиточного купца, постоянно перевозила детей с места на место, пытаясь обеспечить максимальную безопасность - так, семья сначала жила в Ярославле, затем - в городе Мензелинске.

Юношество

Малолетний парень рано остался без должного присмотра и за неимением средств даже на краюху хлеба начал подворовывать. Подобное занятие часто оканчивалось времяпрепровождением в стенах милиции или уголовного розыска. Именно в этот период за Алексеем Еремеевым прочно закрепилось прозвище «Лёнька Пантелеев» - так звали известного в то время налётчика Петербурга.

Пантелеев не возражал, ведь прослыть бандитом со знаменитой, пусть и не очень хорошей по меркам общества, фамилией было куда безопаснее, чем открыто афишировать свои считающиеся «буржуйскими» корни. Наконец, подобная разгульная и удалая жизнь привела к тому, что Леонид Пантелеев попал в Комиссию по делам несовершеннолетних в Петрограде, откуда был определён в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского. Именно она впоследствии превратится в известную "Республику ШКИД".

Леонид Пантелеев, «Республика ШКИД» - история появления

Прототипом школы из повести послужило, таким образом, реально существовавшее на территории Петрограда заведение, куда направлялись беспризорные, склонные к разбоям и грабежам или просто оставшиеся без попечения родителей юноши. Здесь обучались наукам, сочиняли стихотворения, устраивали песенные конкурсы и разыгрывали спектакли, знакомились с иностранными языками, занимались журналистским и редакторским делом. Буквально каждый выпускал личный журнал или стенгазету с особенным, отличным от других содержанием и уникальным оформлением.

Пантелеев пробыл в школе им. Достоевского недолго, всего несколько лет, но впоследствии признавался, что именно ШКИД стал местом, придавшим ему колоссальный запас жизненных сил.

Здесь Леонид встретил многих товарищей, дружбу с которыми в результате пронёс через долгие годы. Одним из таких верных приятелей стал для Пантелеева Григорий Белых - будущий соавтор повести, который рано потерял отца, а мать практически не видел, так как она была занята работой. Схожие жизненные пути и истории сблизили ребят, и они стали друзьями.

Из школы Леонид Пантелеев в компании Белых отправился в Харьков, где оба поступили на актерские курсы, но не задержались там надолго и в течение некоторого времени занимались бродяжничеством. По возвращении в Ленинград друзья поселились вместе, и в 1926 году Григорий предложил Пантелееву написать сборник историй о дорогой сердцу школе. С этого момента началась литературная слава ШКИД.

Состав, краткое содержание и общая судьба повести

Друзья задумали в общей сложности 32 истории с занимательными и смешными сюжетами, которые были разделены поровну: за одну часть (первые 16 глав) был ответственен Григорий Белых, а за другую (последние 16 глав) - Леонид Пантелеев, который пришёл в школу несколько позже. В двух словах сложно описать то, что создали Белых и Пантелеев Леонид. Краткое содержание может помочь в этом вопросе тем, у кого нет времени на объёмный том, но лучше всё же постараться выкроить для произведения свободную минутку.

Книга вобрала в себя ту уникальную атмосферу, которая действительно царила в родной для авторов школе социально-индивидуального воспитания: это смесь взрывного, конфликтного, буйного, яркого, безудержного и бесконечно веселья. Герои, молодые мальчишки, на которых государство поставило крест и «списало» со счетов, на страницах книги демонстрировали себя людьми деятельными, глубокими, креативными, жаждущими знаний и требующими к себе уважения как к равным. Примечателен тот факт, что у каждого из действующих персонажей повести был реально существующий прототип.

Для истории этой книги и литературного успеха авторов в целом характерны и взлёты, и падения. На первых порах произведение начали отрывать буквально с руками и ногами, а Пантелеев и Белых сошлись со многими известными в литературных кругах профессионалами: Е. Шварцем, С. Маршаком, Н. Олейниковым, В. Лебедевым. Однако для друзей и их творения наступила и чёрная полоса: в 1938 году Григорий оказался репрессирован, а Леонид Пантелеев, книги которого к этому времени издавались уже в больших количествах, оказался под негласным запретом за то, что не захотел предать честь друга и убрать его имя как соавтора произведения. Пантелеев жил, с трудом превозмогая смерть, нищенствовал, жутко голодал во время осады немцами Ленинграда и едва остался в живых.

Леонид Пантелеев: стихи, о которых почему-то забывают

Кроме самого известного произведения, принесшего Леониду Пантелееву литературную славу и неожиданно пришедшую популярность, у этого автора имеются творения другого характера и даже формы - не прозаической, а стихотворной. Автор позиционировал себя не только как прозаик, драматург, публицист, но и как поэт, о чём свидетельствуют, например, его стихотворения, написанные для дошколят, подростков и детей старшего школьного возраста. Сюда относятся, например, произведение 1939 года «Весёлый трамвай», заманивающее маленького читателя предложением на время превратиться в транспорт и даже рассказывающее, как это лучше устроить. Стих «Задача с яблоками», созданный в том же году, в игровой форме предлагает ребятам попробовать сосчитать, сколько всего было братьев и сестриц, исходя из количества полученных и съеденных ими фруктов. Вообще подобная форма, вызывающая ребёнка на диалог, на взаимодействие - это характерная отличительная черта всего творчества Л. Пантелеева.

Сказки

В своем творчестве Пантелеев неоднократно обращался и к жанру сказок. Поэтику волшебства Леонид считал настоящим чистым холстом для игры самыми вариативными сюжетами. Интересно, что как автор Леонид Пантелеев, сказки которого активно проходят и изучают в школе, применительно к этому жанру во взрослом возрасте нередко забывается. Тем любопытнее будет освежить собственные знания: оказывается, что Леонид Пантелеев придумал тех самых лягушек, одна из которых утонула от бездействия, а вторая сбила молоко в масло и осталась жива. Для сказок, как и для остальных произведений писателя, характерно наличие глубокой внутренней проблемы и поиск её правильного решения с точки зрения морали и нравственности, что особенно важно тогда, когда разговаривать о сложных вещах приходится с самыми маленькими представителями этого мира - детьми.

Рассказы

В русле этого жанра писатель Леонид Пантелеев трудился ещё до того, как в свет вышла «Республика ШКИД». Юмористические произведения и небольшие фельетоны печатались в периодических изданиях, таких как «Кинонеделя», «Смена», «Бегемот».

После смерти Сталина Леонид смог вернуться к открытой литературной деятельности, чему также поспособствовала забота друзей - людей уважаемых, имеющих в обществе вес. Поэтому Леонид Пантелеев, рассказы которого вместе с другими произведениями находились практически под запретом, наконец-то смог опубликовать новые, написанные за годы забвения произведения. Сюда относятся ставшие впоследствии хрестоматийными «Буква "ты"», «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии рядовой», «О Белочке и Тамарочке» и другие.

Деятельность в зрелом возрасте

Ни на одном месте Пантелеев не мог задерживаться надолго и лишь одному делу оставался предан всей душой на протяжении целой жизни - литературе. Он занимался писательством и публикацией своих работ практически до самого последнего дня своего существования - так, серьёзная и многогранная по содержанию повесть «Верую» была издана только после смерти писателя, в 1991 году. Эта работа -- своеобразная исповедь автора, где он делает выводы относительно собственного жизненного пути и искренне кается за то, что не был таким христианином, каким хотел бы быть, но в суровой атмосфере насаждаемого безбожия и тотального контроля Леонид, по существу, и не мог быть тем, кем всегда желал.

Наследие и значение для потомков

Леонид Пантелеев, биография которого представляет собой переплетение как лёгких, так и сложных жизненных ситуаций, в результате оставил миру и русской культуре большое количество стихотворений, повестей, рассказов и сказок. Но есть ещё одна вещь, которую, пусть и косвенно, подарил человеку уже следующего, XXI века Леонид Пантелеев. Книги - ещё не всё наследие автора, не стоит забывать и об известном, любимом вот уже несколькими поколениями фильме «Республика ШКИД» 1966 года производства, режиссер которого - Геннадий Полока. Снятый по мотивам легендарного произведения, фильм не теряет своей популярности благодаря игре актёров, таких как Сергей Юрский, Юлия Бурыгина, Александр Мельников и другие. Картина, которая идет чуть более 1,5 часа, относится к жанру семейного, комедийного и одновременно драматического кино и рекомендуется к просмотру и взрослым, и детям, ведь вне зависимости от возраста, посмотреть на перипетии судеб подростков-школьников будет интересно всем. Также был экранизирован и ряд других книг: «Пакет», «Честное слово», «Часы» и др.

Сегодня можно найти много сведений о том, кем был Л. Пантелеев. Биография, книги, отзывы, цитаты из книг писателя не перестают приковывать к себе внимание общества.

Леонид Пантелеев (фото смотрите ниже) - псевдоним, на самом деле писателя звали Алексеем Еремеевым. Он родился в августе 1908 года в Петербурге. Отец его был казачий офицер, герой русско-японской войны, получивший дворянство за свои подвиги. Мать Алексея - купеческая дочь, но в первую гильдию её отец вышел из крестьян.

Детство и юность

Алёша с детства пристрастился к книгам, домашние даже подтрунивали над ним, называя его "книжным шкафом". С самого раннего возраста он начал сочинять и сам. Детские его опусы - пьесы, стихи, приключенческие повести - слушала только мать. С отцом быть не могло никакой душевной близости - это был человек военный и суровый.

Маленьким Алексей привык называть его на "вы", да так и осталось навсегда. Образ отца писатель Леонид Пантелеев навсегда сохранил в своей памяти и нёс его по жизни с любовью и гордостью. Этот образ не был светлым, скорее, цвета как - благородный рыцарский образ.

Зато мать - наставница в вере, самый добрый и задушевный друг для своих детей. В 1916 году, когда Алёшу отдали на учёбу в реальное училище, мама была в курсе всех его уроков, оценок, взаимоотношений с учителями и однокашниками, и во всём помогала сыну. Училище он так и не окончил - не успел.

Скитания

В 1919 году отец мальчика был арестован, некоторое время его держали в тюремном изоляторе, а потом расстреляли. Александра Васильевна, как настоящая мать, решила бежать из холодного и голодного Петербурга, чтобы сохранить жизнь детей. Сначала осиротевшая семья поселилась в Ярославле, затем - в городке Мензелинск в Татарстане.

В этих скитаниях будущий писатель Леонид Пантелеев очень хотел помочь родным, искал работу, иногда находил, знакомился с разнообразными людьми, и некоторые из них оказывались связанными с криминалом. Очень юный и доверчивый человек быстро попал под нехорошее влияние и научился воровать. За отчаянную смелость, доставшуюся, видимо, по наследству от отца, новые друзья называли его кличкой знаменитого питерского налётчика - Лёнькой Пантелеевым. Отсюда и появился впоследствии такой писательский псевдоним.

Школа Достоевского

Поскольку новая "деятельность" Алексея часто была связана с милицией и чекистами, мальчик постарался забыть свои имя и фамилию. Лучше уж фамилия бандита, чем расстрелянного казачьего офицера. Тем более маменька из архангельских крестьян, выбившихся в купцы. К новой фамилии он привык быстро и даже при знакомстве с обыкновенными людьми, далёкими от воровских его приятелей, своё настоящее имя держал в секрете. И правильно сделал, словно предвидел, что, как долго верёвочке ни виться... Его, конечно же, поймали.

Сразу после окончания Гражданской войны правительство страны вплотную взялось решать проблему Отвечал за результат сам Самое интересное то, что уже через два-три года беспризорного ребёнка найти стало невозможно, а ещё в 1919-м они на улицах бегали толпами. Вот так и Пантелеев Леонид: биография конца 1921 года пополнилась неудачной попыткой воровства. Он был пойман и отправлен в специальную комиссию, которая занималась беспризорниками Петрограда. Оттуда его направили в Школу Достоевского, ту самую знаменитую "Шкиду".

Маленькая республика

Это удивительное учебное заведение можно было сравнивать и с дореволюционной бурсой, и с пушкинским лицеем. Малолетние беспризорники учились в школе, изучая предметы глубоко и с удовольствием, писали стихи, ставили пьесы, учили иностранные языки, выпускали собственного производства газеты и журналы.

Пантелеев Леонид, биография которого как писателя начала закладываться именно тут, получил все предпосылки, чтобы вернуться к нормальной жизни, без ночлежек в котлах, без воровства, голода и побегов от милиции.

Здесь мальчик прожил два года, которые зарядили его энергией на всю жизнь. Появились друзья, чьё прошлое тоже было не безоблачным, оставшиеся с Алексеем Еремеевым навсегда. Так, судьба свела его с таким же воспитанником школы - Григорием Белых. Именно он станет соавтором первой и самой знаменитой книги о беспризорниках - "Республика ШКИД". Белых тоже рано потерял отца, мать зарабатывала стиркой белья жалкие копейки, но занята была всегда, потому что работа долгая и очень тяжёлая. Сын решил помочь ей: бросил школу и пошёл в носильщики. Там же, на вокзалах, тоже попал под влияние тёмных личностей и стал воровать.

Соавторы

Мальчики подружились и решили вместе стать киноактёрами. Для достижения этой цели они оставили "Шкиду" и поехали в Харьков. Поучившись немного на курсах киноактёров, вдруг поняли, что актёры из них никакие. Оставив это занятие, некоторое время бродяжничали, в "Шкиду" не вернулись - им было, наверное, совестно. Однако школу свою подростки любили беззаветно, скучали о ней настолько, что решили написать об этом книгу.

В конце 1925 года они вернулись в Ленинград, поселились у Григория в пристройке на Измайловском проспекте - комната узкая, длинная, заканчивающаяся окошком во двор, а в ней - две кровати и стол. Что ещё нужно для летописи? Купили махорку, пшено, сахар, чай. Можно было приниматься за дело.

Составление плана

Было задумано - из того, что вспомнилось - тридцать два эпизода с собственной сюжетной линией. Каждому из них предстояло написать шестнадцать глав. Алексей попал в "Шкиду" позже Григория Белых, поэтому он писал вторую половину книги, а потом всегда охотно и великодушно отдавал все лавры соавтору, сумевшему в первой части книги настолько заинтересовать читателей, что они дочитали книгу до конца.

И действительно, именно в первой части завязались все конфликты, там были заложены механизмы для взрыва, там случилось также всё самое яркое и самое прекрасное, что и было отличительной особенностью "Шкиды".

Публикация

Писали с азартом, быстро, весело. Тем не менее, абсолютно не думали, что с рукописью случится потом: куда её? А уж о каком-либо успехе они даже и не мечтали. Никого из писателей или издателей мальчики, разумеется, в Ленинграде не знали. Единственный человек, которого они два раза видели давным-давно в "Шкиде" на каких-то торжественных вечерах, Лилина, начальник отдела из Наробраза.

Можно себе представить тот ужас на лице бедной женщины, когда два потрёпанных жизнью бывших детдомовца принесли ей огромную, просто неподъёмную рукопись. Тем не менее, она её прочитала. И не только. Соавторам везло просто сказочно. Она, прочитав, передала толстую, растрёпанную папку настоящим профессионалам - в Ленинградский Госиздат, где рукопись прочитали Самуил Маршак, Борис Житков и

Как авторы прятались от славы

"Ищут пожарные, ищет милиция...". Да, действительно, их целый месяц искали все и повсюду, потому что книга получилась такой... Ну, словом, книга получилась! Адреса они не оставили никому. Ничего, кроме рукописи. Кроме того, поссорились, выйдя из кабинета. Белых кричал, что вся эта идея с обустройством рукописи - полностью идиотская, ну написали и написали, что он больше позориться не собирается и приходить сюда за результатом постыдится. Потом помирились и решили никуда больше никогда не ходить. Актёров из них не вышло, да и литераторов, похоже, тоже. Вот грузчики - да, неплохие из них получились.

Писатель Леонид Пантелеев, однако, не выдержал. Прошло время томительное и странное, как будто некуда себя деть. Хотя и ожидать как будто бы нечего, но сосёт и сосёт под ложечкой, всё хочется узнать, что там с их книжкой? И Алексей, потихоньку от более устойчивого и волевого друга, всё-таки решил навестить товарища Лилину из Наробраза.

Как слава всё-таки нашла авторов

Увидев Алексея в коридоре Наробраза, секретарша закричала: "Он! Он! Он пришёл!!!". А потом целый час товарищ Лилина ему рассказывала, как хорошо написана их книга. Её прочитала не только она, но все в Наробразе, вплоть до уборщиц, и все сотрудники издательства. Можно себе представить, что чувствовал в это время Леонид Пантелеев! О чем писал даже через много лет, не в силах подобрать слова. И слов-то таких не бывает, чтобы описать то, что он чувствовал в тот момент.

Самуил Яковлевич Маршак подробно вспоминал о первом визите соавторов в редакцию. Они были почему-то хмурыми и мало разговаривали. Поправки вносить чаще всего отказывались. Но были, конечно, рады такому повороту событий. Вскоре после издания книги из библиотек начались отзывы. "Республику ШКИД" читали запоем, разбирали нарасхват! Всем было интересно, кто такие эти Григорий Белых и Леонид Пантелеев, биография для детей была очень важна.

Секреты успеха

"Книга писалась легко и весело, без каких-либо раздумий, поскольку мы почти ничего не сочиняли, а вспоминали и просто записывали, не так много времени прошло с тех пор, как мы покинули стены школы", - вспоминали авторы. Для полного окончания работы потребовалось всего два с половиной месяца.

Алексей Максимович Горький прочитал "Республику ШКИД" с огромным увлечением, рассказал о ней всем своим коллегам. "Прочитайте обязательно!" - говорил он. В. Н. Сорока-Росинский, директор школы, был назван Горьким педагогом нового типа, фигурой монументальной и героической. Горький даже письмо Макаренко написал о Викниксоре, сделав вывод, что директор "Шкиды" - такой же страстотерпец и герой, как великий педагог Макаренко.

Однако Антону Семёновичу книга по нраву не пришлась. Он увидел там педагогическую неудачу, а саму книгу никак не хотел признать художественной, она показалась ему чересчур правдивой.

После славы

Соавторы ещё некоторое время не расставались: писали очерки, рассказы. "Часы", "Карлушкин фокус" и "Портрет" оказались очень удачными. На этом и закончилась совместная работа, которую дружно вели Григорий Белых и Леонид Пантелеев. Краткая биография их содружества была завершена.

Алексей написал ещё множество книг для детей, среди которых нужно отметить превосходный рассказ "Честное слово", ставший хрестоматийным, и рассказ "Пакет", которым, впрочем, сам автор никогда не был доволен: ему казалось, что он этим рассказом обесценил память о своём отце. Тем не менее, этот сюжет был экранизирован дважды.

Соавтор

Григорий Белых в 1936 году был безвинно арестован, донос написал муж его сестры, приложив тетрадку стихов. Квартирный вопрос виноват. Белых получил три года тюрьмы, а дома у него остались молодая жена и маленькая дочь. Леонид Пантелеев даже Сталину телеграфировал, обегал все инстанции, но напрасно. Оставалось только носить в тюрьму передачи и писать другу письма.

Григорий сам отговорил Алексея от продолжения хлопот. Причину не назвал, но она была. Тюремные врачи обнаружили у Белых туберкулёз. Ему ещё даже не исполнилось тридцати лет, когда бывший беспризорник, воришка, а впоследствии замечательный писатель умер в тюремной больнице. Леонид Пантелеев после этого много лет отказывался переиздавать "Республику ШКИД". Белых был признан врагом народа, а убирать имя друга с обложки было делом немыслимым. Однако со временем пришлось...

"Я тебе засажу, всю аллею цветами,
А у меня не стоит... роза в белом стакане..."

Любимая блатная песня Леньки Пантелеева

Е го настоящая фамилия была Пантелкин. Это был самый крутой питерский бандит середины 20 -х годов.
В многолетней истории преступного мира Петербурга - Петрограда - Ленинграда - С-Петербурга нет более знаменитого персонажа, чем Ленька Пантелеев. Можно смело утверждать, что бандит Ленька стал своего рода питерской легендой. Он был настолько неуловимым и фартовым, что ему даже приписывали мистику.

Родился Ленька в 1902 году в городе Тихвине, ныне Ленинградская область. Закончил начальную школу и профессиональные курсы, на которых получил престижную по тем временам профессию печатника - наборщика, затем работал в типографии газеты "Копейка".

В 1919 году Пантелеев, еще не достигший призывного возраста, добровольно вступает в ряды Красной армии и отправляется на Нарвский фронт. Достоверно известно, что он принимал непосредственное участие в боях с армией Юденича и белоэстонцами , дослужился до должности командира пулеметного взвода.

Чем занимался Пантелеев после демобилизации, точно известно не было. И лишь совсем недавно грянула сенсация! Он служил в органах ВЧК! В архивах ФСБ было найдено личное дело №119135 на Пантелкина Леонида Ивановича.
Понятно из каких соображений эти факты были засекречены. Чекист, ставший бандитом, - идеальная почва для разнообразных спекуляций. Тем более до сих пор неясна причина увольнения Пантелеева из органов ВЧК.


Леонид Пантелеев - действующий сотрудник ВЧК (стоит четвертый справа).

Тем не менее, в начале 1922 года Пантелеев оказался в Петрограде, сколотил небольшую банду и принялся за грабежи. Состав банды был пестрым. В нее входили сослуживец Пантелеева по Псковской ВЧК Варшулевич, Гавриков, бывший во время гражданской войны комиссаром батальона и членом РКП(б), а также профессиональные уголовники типа Александра Рейнтопа (кличка Сашка-пан) и Михаила Лисенкова (кличка Мишка-Корявый).

В 20-е годы в Петрограде не было человека, который не слышал бы о Леньке Пантелееве по кличке Фартовый. О банде Пантелеева говорил весь Петроград. Совершая налеты, Ленька сначала стрелял в воздух, а затем обязательно называл свое имя. Это был психологический ход - бандиты создавали себе авторитет, а заодно подавляли волю своих жертв, их способность к сопротивлению. Причем, на "гоп-стоп" налетчики брали только богатых нэпманов, не трогая обычных обывателей. Более того, некоторым симпатичным оборванцам и беспризорникам Пантелеев лично выделял небольшие суммы денег.

Чекисты тогда еще не блистали профессионализмом, поэтому Ленька наглел с каждым успешным делом все больше..

Поначалу Пантелеев поддерживал некий романтический ореол вокруг своей особы, даже обходился без убийств, хорошо одевался и был подчеркнуто вежлив с дамами. О нем рассказывали как о "благородном разбойнике", грабившем только богатых, но потом Фартовый озверел, и его банда стала не только грабить, но и убивать.

Банда действовала с юмором, дерзостью и изобретательностью. В одном из ограблений, Пантелеев приобрел на барахолке кожаную куртку, фуражку и выдал себя на сотрудника ГПУ. По поддельным ордерам банда произвела обыск и реквизицию ценностей у нэпманов Аникеева и Ищенса.
В следующий раз, при ограблении квартиры доктора Левина, налетчики были одеты в форму балтийских матросов.

После каждого налета Ленька Пантелеев имел обыкновение оставлять в прихожей ограбленной квартиры свою визитную карточку, изящно отпечатанную на меловом картоне, с лаконичной надписью: "Леонид Пантелеев - свободный художник-грабитель". На обороте визитки он нередко давал разные напутствия чекистам, к примеру на одной он написал: "
Работникам уголовного розыска с дружеским приветом. Леонид ".

После особенно удачных налетов Леньке нравилось переводить по почте небольшие суммы денег в университет, Технологический институт и другие вузы. "Прилагая сто червонцев, прошу распределить оные среди наиболее нуждающихся студентов. С почтением к наукам, Леонид Пантелеев ".
Согласно одной из легенд у него было несколько двойников. Когда ГПУ арестовало одного из них, он устроил налет на отделение и перебив всех, освободил двойника.

Во время одного из налетов на магазин "Кожтреста" он попал в засаду и был арестован. Его оглушили и поэтому взяли живым.

Невский проспект, дом 20. Именно здесь в сентябре 1922 года находился магазин "Кожтреста", в котором милиция задержала Пантелеева. Нижнее угловое помещение на первом этаже справа. (ныне Дом военной книги).

Под усиленной охраной налетчиков доставили в 1-й исправдом - ныне следственный изолятор Кресты.
ГПУ боялось нападения даже на Кресты! Были усилены караулы, часовые на вышках были вооружены ручными пулеметами системы "Кольт" или "Льюис".

Оказавшись на скамье подсудимых, Пантелеев вел себя уверенно и даже нагло. Он читал наизусть стихи Сергея Есенина и даже умудрился закрутить "платонический" роман с невестой своего адвоката, которая регулярно посещала процесс. В общем, произвел самое благоприятное впечатление на публику.

На вопросы прокурора Ленька отвечал дерзко и, в конце концов, заявил: "Граждане судьи, к чему весь этот балаган? Все равно я скоро сбегу".

И действительно, в ночь с 10 на 11 ноября Леонид Пантелеев с тремя подельниками совершил побег из строгоохраняемой тюрьмы Кресты. Сбежать помог сотрудник органов ВЧК. Он указал арестованным слабое место на внешней стене, которое было недалеко от бани, примыкающей к улице Комсомола. Там к стене в штабель были свалены дрова. Приближалась зима, а тюрьма тогда еще отапливалась по старинке - печками. По штабелю можно было легко забраться на стену.

По некоторым данным, Пантелеев вообще планировал поднять 7 ноября вооруженное восстание в «Крестах». Он предполагал вскрыть несгораемый шкаф канцелярии Исправдома, захватить несколько винтовок, ручной пулемет, перебить охрану и устроить массовый побег. Но уголовники отказались ввязываться «в политику». Тогда разочарованный Пантелеев отыграл назад и решил бежать только со своей бандой.

Оборотень выпустил Леньку и подельников из камер, а затем обесточил корпус. Арестанты задушили охранника, Ленька переоделся в форменную шинель убитого надзирателя, надел фуражку, сунул в кобуру наган, и стал изображать из себя конвоира. Всей группе удалось спокойно выбраться из корпуса, бегом преодолеть узкий тюремный двор, а забраться на штабель с дровами и спуститься на волю по заготовленным веревкам было уже делом техники.

В ближайшем переулке беглецов ожидала машина. Охрана на вышке ничего не заметила, шел сильный дождь со снегом, а прожектор (случайным образом) светил в другую сторону.
Михаил Лисенков и Александр Рейнтоп (справа) - члены банды, сбежавшие из тюрьмы вместе с Пантелеевым.


За всю, более чем столетнюю историю тюрьмы, только банде Пантелеева удалось совершить удачный групповой побег из "Крестов". Начальника тюрьмы и его зама после побега отстранили от должности, а в 1937 году расстреляли за проявленную халатность.

В известном телесериале "Рожденная революцией" утверждается, что Пантелеев был застрелен в зале ресторана "Донон". Но это творческий вымысел режиссера и сценариста. На самом деле события разворачивались иначе и криминальный путь Леньки значительно более долгий.

Свой побег из Крестов, Пантелеев действительно отмечал в ресторане "Донон" на набережной Фонтанки.

Там он поссорился с нэпманами. Метродотель незаметно вызывал ГПУ. В завязавшейся с чекистами перестрелке несколько членов банды были убиты, но Ленька, раненый в руку,все равно смог уйти. И это не смотря на то, что по следу шли с собаками и была привлечена конная милиция.

После ранения Ленька стал осторожнее. Он опасался предательства и сколотил новую банду, еще крепче старой. У него было более тридцати новых надежных убежищ в разных районах города. И милиция потеряла след. А банда совершала новые дерзкие преступления. Только за последний месяц его свободы, банда совершила 10 убийств, 15 налетов, 20 уличных грабежей. Но это приблизительные цифры, точной статистики не знает никто.

Кровавым оказался налет и на квартиру инженера Романченко. Ворвавшись в переднюю, бандиты ножами прикончили хозяина и его жену, выстрелом в упор застрелили бросившуюся на них собаку и вынесли все ценное.

Однажды Пантелеев почувствовал за собой слежку. Молодой матрос шел за ним два квартала не сворачивая. Ленька свернул за угол, достал маузер, и когда появился "хвост", расстрелял его. Но ошибся - матрос в уголовном розыске не служил, а просто шел домой в увольнение.

Пантелеев был неуловим, были большие подозрения что в ЧК у него свои люди, помогавшие ему уходить из засад. Но постоянное напряжение превратили Пантелеева в неврастеника, стрелявшего без предупреждения в любого, кто вызывал у него малейшее подозрение, его стали бояться даже ближайшие подельники.

При этом Ленька продолжал терроризировать нэпманов. Он решил "прихватизировать" ночь! Он хотел, чтобы ночами даже милиция боялась выходить на улицы и развязал террор против чекистов, заставив и другие городские банды подхватить эту идею. Бандиты Ленькиной банды нападали на милиционеров из засад и несколько раз вступали в перестрелку даже с крупными разъездами конной милиции. Жители не могли не слышать пальбы по ночам и город был на грани паники.
На улицах Петрограда появились издевательские надписи: "До 10 вечера шуба - ваша, а после 10 - наша!" , автором которых считали Пателеева.

Милиция стояла на ушах. Усиления не помогали. В одну из ночей, в местах его возможного появления было выставлено двадцать засад, но тщетно! Сверху нещадно давили! Требовали ликвидировать банду немедленно и любыми способами!


На фото проверка документов сотрудниками ВЧК.

Наконец и чекистам улыбнулась удача. По агентурным каналам они получили информацию, что на Лиговке состоится "сходняк", на котором должен был присутствовать и Пантелеев. Была тщательно спланирована операция по его захвату. В последний момент кто-то из чекистов выяснил, что у приятеля Пантелеева есть любовница, проживающая на Можайской улице, на всякий случай засаду послали и к ней. Но так как Пантелеева ждали на Лиговке, то а Можайскую отправили самого молодого сотрудника, совсем еще мальчишку, Ивана Брусько с двумя красноармейцами.

Фартовый Пантелеев проигнорировал "сходняк" и явился на Можайскую, но тут удача вдруг изменила ему.

Можайская улица, дом 38. Именно здесь, на втором этаже находилась квартира, в которой (в ночь с 12-го на 13-е марта 1923 года) была организована засада на Леньку Пантелеева.

Пантелеев не ожидал засады, не ожидали его появления и милиционеры. Первым пришел в себя более опытный Ленька Пантелеев. Он резко шагнул вперед и строгим, но спокойным голосом произнес:

В чем дело, товарищи, кого вы здесь ждете?

Чекисты не могли хорошо разглядеть лиц вошедших. И должны были быть убиты, но судьба опять преподнесла сюрприз - Фортуна отвернулась от Леньки. Вытаскивая из кармана пистолет, Пантелеев случайно зацепил курком за карман... грянул непроизвольный выстрел. И тогда оперативники опомнились и открыли огонь. Стреляли практически в упор. Пантелеев с простреленной головой замертво рухнул на пол. Лисенков, раненный в шею, попытался убежать, но был задержан.

Уже утром в петроградских газетах писали: "В ночь с 12 на 13 февраля ударной группой по борьбе с бандитизмом при губернском отделе ГПУ с участием уголовного розыска после долгих поисков пойман известный бандит, прославившийся за последнее время своими зверскими убийствами и налетами, Леонид Пантелкин, по кличке "Ленька Пантелеев". При аресте Ленька оказал отчаянное вооруженное сопротивление, во время которого он УБИТ".

Странным образом в заголовке газеты было написано не про ликвидацию, а про задержание Пантелеева. То что он был убит, значилось лишь в тексте.

Город не поверил, что Ленька Пантелеев убит. Возможно, не сильно верили и сами милиционеры, тем более что под его именем продолжались грабежи и убийства. И тогда властям пришлось пойти на беспрецедентный шаг - выставить его труп на всеобщее обозрение. Труп (словно Ленин) демонстрировался в морге Обуховской больницы.

Посмотреть на легендарного налетчика пришли тысячи петроградцев. Но те кто знал его лично были уверены что это не его труп.

Арестованные 17 человек из банды Пантелеева были спешно расстреляны 6 марта 1923 года, фактически без суда и следствия. Дело банды Леньки Пантелеева было закрыто. Но спешка заставляла шептаться, что власти пытаются поскорее закрыть «дело» и что-то тщательно скрывают.

Выставленный на обозрение труп косвенно свидетельствовало о его смерти. Мол, был бы жив Ленька, он бы даже свой труп обязательно отбил. Но многие все равно не поверили в его смерть. Ходили слухи, что Ленька ушел в Эстонию (куда и собирался), а застрелен был его двойник, но проверить это уже невозможно.

Награбленные сокровища Леньки Пантелеева (общак его банды) до сих пор не найдены. Говорят, что засветился Ленька и в подъезде с Ротондой на Гороховой.

В подъезде с Ротондой у него была одна из квартир на 1 этаже, где он прятался от ЧК. Говорят Ленька использовал подвал здания, как портал и мог чудом переместиться в другое место Петрограда. Якобы были даже многочисленные свидетели таких переносов. Так он уходил от слежки и ЧК. В советские времена на Гороховой искали его драгоценности и золотые монеты (бумажные деньги он не признавал). Предполагали, что спрятал он свои сокровища именно в этом месте (сейчас вход в подвал с подъезда замурован). Их, конечно искали тщательно, но увы... Ленька Пантелеев спрятал все надежно, а награблена была очень серьезная сумма, даже по сегодняшним меркам. Врочем, возможно деньги и украшения забрал сам Ленька... и далеко не на ТОТ свет.

Именно после уничтожения Леньки Пантелеева Петроград был переименован в Ленинград))) ушла эпоха... пусть совпадение, но знаковое.

Странным образом сложилась и судьба молодого чекиста Ивана Бусько , который застрелил Леньку в засаде на Можайской улице (слева на фото).

Вместо того чтобы получить заслуженную награду и повышение по службе, Бусько с понижением был переведен на остров Сахалин(!) и назначен пом.начальника пограничной заставы. Там он находился до июня 1941 года. Во время Великой Отечественной войны Бусько служил в «СМЕРШе», уволился из органов в скромном звании подполковника, и вернулся в Ленинград только в 1956 году. Жил он очень скромно, категорически отказываясь от общения с журналистами и любых публичных выступлений. Бусько умер в 1994 году, в полной безвестности.

Примерно также обошлись с С.Кондратьевым - начальником специальной оперативной группы петроградского ГПУ, которая охотилась за бандой Пантелеева. Кстати, именно его биография послужила основой для сценария фильма "Рожденная революцией, с одной лишь существенной поправкой - после пантелеевского "дела" его также начали преследовать по службе.

С. Кондратьева перевели из Ленинграда в Петрозаводск (а вовсе не в Москву), где он долгое время возглавлял местный уголовный розыск и жил после выхода на пенсию.

Впоследствии его супруга утверждала, что Ленька Пантелеев весной - летом 1922 года несколько раз приходил к ним домой (!), и вел какие-то разговоры с ее мужем. Чекистом, который руководил его поисками!


С. Кондратьев, начальник оперативной группы ГПУ, руководивший поисками Л.Пантелеева

Еще одна загадка, это судьба остальных четверых чекистов, входивших в состав спецгруппы: Сушенкова, Шершевского, Давыдова и Дмитриева. Они, собственно говоря и поймали легендарного налетчика, их подписи значатся под протоколом осмотра тела убитого Л.Пантелеева. Все они в ближайшем времени под разными предлогами были уволены из "органов", а их фамилии не упоминаются даже в серьезной историко- научной литературе. В том числе, в таком солидном издании, как "Чекисты Петрограда" (изд.1987 года).

Интересен и такой факт: в начале 20-х годов в Петрограде орудовало много банд. Но наиболее популярная тогда, из всех выходивших в городе "Красная газета" из номера в номер живописала похождения только одной банды Пантелеева. Делать это партийная газета могла лишь по указанию свыше - другими словами, городское питерское руководство усиленно "пиарило" Леньку, зачем-то делая из него криминальную "звезду".

Руководил Питером тогда Зиновьев, который очень хотел доказать Ленину ошибочность НЭПа и прогнозировал большие народные волнения. Возможно ему было выгодно погрузить город в страх перед криминалом и вызвать этим народные волнения. Это ему почти удалось.

Ходили даже слухи о том, что Ленька, выполнив спецзадание властей по уничтожению некоторых нэманов, вновь вернулся на службу в органы. Говорили, что его несколько раз видели в коридорах Большого дома, в форме сотрудника ГПУ.

А по Питеру долго ходила легенда, что заспиртованная голова Пантелеева хранится в музее на Литейном, 4. И это оказалось правдой, хоть узнать в ней Леньку уже невозможно.

Не так давно этот "экспонат" был случайно обнаружен на юридическом факультете Санкт-Петербургского госуниверситета...

Инфа и фото (С) разные места интернета. Некоторый материал публикуется впервые.

Алексей Иванович Пантелеев

(Л.Пантелеев)

Два дня не ел Коська; одну только воду стегал. Вода - она бесплатная. Ее хоть с утра до ночи пей: на каждом углу фонтан, - нагибайся, поворачивай крантик и дуй, сколько влезет. Да вот беда - сытости от воды настоящей нет. Как ни пей, все равно брюхо от голода сводит.

Два дня Коська терпел, а на третий день не выдержал. Все утро шатался по Слободе, у каждого окошка стучал, скулил:

Тетенька... миленькая... подайте кусочек!

Но захлопывались окна, задвигались занавески, отвечали Коське:

С богом, хлопец, с богом.

К полудню свело у Коськи брюхо так, что хоть плачь. Хуже даже. Хоть топись.

Сходил Коська к знакомым ребятам. Были у него такие знакомые ребята кордоновская шпана. Эти ребята были воры, они Коську прогнали.

Мы, - говорят, - стрелкам не подаем. Воровать с нами не хочешь, ну и катись Христа ради к чертовой бабушке.

Коська вздохнул, ничего не сказал, не обиделся и пошел опять на фонтан воду пить. По дороге идет, окурки собирает: если курить, то не так есть хочется. И вдруг слышит - паровоз гудит. Вспомнил Коська - на вокзале давно не был. Как же это он забыл? Ведь на вокзале можно и копеечек пострелять, и вещи кому снести пособить.

Собрал последние силенки - побежал на вокзал. А там как раз поезда ждут. Начальник станции вышел: стоит у фонаря, ногу выставил, белыми брюками фасон наводит. Пассажиры гуляют по платформе, тетеньки белыми платочками от жары обмахиваются.

Коська скорее руку лодочкой сложил, юркнул в толпу, заканючил:

Добрые граждане, подайте сироте на пропитание...

Люди идут, мимо проходят, на Коську даже глядеть не хотят. А другой, если почище одет, взглянет, да и обойдет, эдак поморщившись. Не запачкаться бы.

Тут было Коське пофартило. Видит, идет девушка. Лицо доброе, смеется будто бы. И в руках у нее целая охапка черемухи.

Коська к ней:

Милая барышня, будьте такая добренькая. Подайте сироте на кусочек.

Она сразу остановилась, в сумочке стала рыться. Видит Коська гривенник достает. И уж руку протянул, а гривенник тюк-звяк - и на платформу. Прыгнул раз-два, покатился - и в щель.

Ну, доставай, - смеется девушка. - Твое счастье.

Только соскочил Коська с платформы, только хотел под настил сунуться, слышит - грохот, звон, паровоз гудит: поезд подходит. Нет, надо скорей назад, - гривенник не убежит, а тут более важные дела прозеваешь.

Выскочил, а уж на платформе черт-те что делается. Шум, звон, дым.

Коська скорей к вагонам. Теперь милостыньку просить нельзя. В такой суматохе самый добрый человек за кошельком в карман не полезет.

Коська по другой лавочке. Это он тоже может. Он за вещи - за мешки, сундучки, корзинки - хватается.

Позвольте донесу, дяденька.

А дяденьки отмахиваются:

Сами дотащим. Иди лучше буржуазию поищи.

А буржуазия - та носильщиков с бляхами ищет. Да и не поднять Коське ихних буржуйских чемоданов.

Обиделся Коська. Расстроился. И тут ничего не вышло.

"Эх, - думает, - лучше побегу гривенник искать".

Полез опять под настил. Но где же его тут найдешь, гривенник. Даже и места он не помнит, где гривенник этот упал.

Ползал Коська, ползал, все коленки изодрал. Только и нашел, что окурков несколько штук да огрызок яблочный не очень маленький. Огрызок съел, окурки за уши запихал, хотел вылезать. И вдруг видит - ремешок.

Висит, болтается, свесился с платформы узенький сыромятный ремешок. И пряжка на нем блестит железная.

Не подумал даже Коська, что это за ремешок и откуда он тут взялся. Цапнул, дернул, - и вдруг полетела ему под ноги с платформы плетеная корзиночка.

Съежился Коська. От страха дышать перестал. Думает: сейчас хозяин корзинки с платформы соскочит, будет ему, Коське, баня с веником. Но нет, минута прошла, еще минута - никто за корзинкой не лезет. Над головой у Коськи люди ходят, шумят, разговаривают, а Коська сидит как мышь и шевельнуться боится.

Наконец осмелел - пощупал плетеночку, потрогал: тяжелая. Перетянута корзинка сыромятным ремешком, чтобы нести было за что. На лучинных петельках замочек висит. Маленький. Его пятилетний пацан сковырнет.

Взял Коська плетенку в руки, понюхал: ничем особенным не пахнет. Палец подсунул под крышечку, что-то мягкое, рубаха, наверно.

И вот закружилась у Коськи голова. Затошнило его. В животе забурчало. Может, яблоко он не очень свежее съел. Сам не соображал, что делает.

Чуть хрустнул замок, слетел ремешок, отскочили лучинные петельки.

Так и есть: рубаха наверху лежит. Белая, в полоску. Под рубахой книги. Штук десять. Под книгами ботинки желтые, ношеные, бритва в коробочке, обмылок в бумажке. А в самом низу картина какая-то, портрет.

Разглядывать Коська не стал, сунул что куда: рубаху за пазуху, книги и портрет тоже, бритву и мыло в карман, ботинки на ноги. Плетенку не пожалел, оставил - с ней греха наживешь.

Хоть и не воровал Коська раньше, а все-таки хитрости у него хватило: здесь вылезать не стал, а пополз в самый конец платформы. Там высунулся, посмотрел по сторонам, вскочил и зашагал не оглядываясь.

Идет, а сердце у него как рыбка бьется. И стыдно ему и радостно. Теперь-то уж он сыт будет. Теперь только загнать надо краденое.

А как подумал, что краденое, опять уши горят.

Думает: "Нет, не украл ведь я. Ведь сама корзинка упала, я только за ремешок потянул".

"А зачем же, - думает, - убегаешь? Чего ж ты тогда плетенку бросил, если она не краденая?"

Сам думает, а сам все шагу прибавляет. Знает, куда ему теперь идти надо - на Кордон. Там один человечек живет, одноглазый Яшка Каин, он краденым торгует.

Каин пьяный на огороде сидел, в карты играл с маленькими ребятишками. Он думал, что Коська стрелять пришел. Прогнал его.

Иди, - говорит, - к черту! Надоели вы мне, рукосуи... Работать надо, а не христарадничать.

Коська не обиделся, не ушел. Постоял, ногу поднял, желтый ботинок показал:

Покупай - продам.

Каин посмотрел, пощупал. Видно, понравились.

Сколько? - спрашивает. А сам карты засаленные тасует.

Червяк давай, а меньше ни копейки.

Засмеялся Каин:

Ишь фартовый какой! По-фабричному за левый товар хочешь? А тимак не возьмешь?