Open
Close

Работа с метафорой жизни. Вы никогда не задумывались, в какой метафоре жизни вы живете

У каждого из нас существует свое представление о жизни, которое формируется на основе нашего жизненного опыта. Бывает, затрудняясь сказать, что собственно не так, люди начинают метафорически описывать свою жизнь:

«Моя жизнь напоминает зал ожидания на большом вокзале… скамейки, сквозняки, за окном бегут люди, они меня не видят, они спешат, садятся в поезд или такси. Им есть куда и к кому ехать… А я сижу и жду… Вдруг что-нибудь произойдет… И моя жизнь наконец начнется…» (героиня фильма «Девушка на мосту»).

Работая с людьми, важно знать – внутри и посредством какой метафоры он живет: что он думает о жизни, окружающих людях и о себе. Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Поэтому, в начале работы, я иногда предлагаю своим «пациентам» сформулировать метафору своей жизни, а затем вместе «расшифровать» (проанализировать) ее.

Работая с метафорой человека, вы можете достаточно точно понять, что происходит в его жизни: есть ли у него запас сил или он живет на пределе, он на подъеме или в упадке, в борьбе или в обороне, что он хотел бы изменить и чего боится, в каком направлении движется, его жизнь осмысленна или смысл утерян.

В последнем случае вы можете помочь человеку создать новую метафору, найти новый смысл. Другой метафоре будут соответствовать и другие чувства, другие модели поведения, другие ресурсы, позволяющие найти решение проблемной ситуации.

Осознание, анализ и изменение образов своего прошлого, настоящего и будущего, влечет за собой и корректировку самого жизненного пути. То есть, если вы хотите изменить свою жизнь, начните менять метафору своей жизни. Как минимум, сделайте ее осознанной. Осознание своих представлений о жизни позволяет сделать выбор: жить так, как живешь, или попробовать что-то другое. Мы сами выбираем ограничения, в которых живем.

Вы никогда не задумывались, в какой метафоре жизни вы живете?

Очень часто, говоря о жизни, люди используют следующую метафору: «жизнь - это борьба»

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба», не сможет уже воспринимать ее как «прекрасное путешествие». «Боец видит повсюду брошенный ему вызов…» (К.Кастанеда)

Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь». Без них нет самой жизни (для него).

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою»?

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, ваш девиз «кто не с нами, тот против нас».

Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб за зуб», «либо я их, либо они меня», «не верь, не бойся, не проси». Мягко говоря, вас многие недолюбливают…

Совсем другое дело, если для вас «жизнь – это игра»

Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (а что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «вся жизнь – театр, и люди в нем актеры», «жизнь – это приключение».

А что, если ваша «жизнь – это танец»?

Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логического смысла, зато есть красота. Красота танца зависит от умения ловить его ритм, и все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются вашими партнерами по танцу.

… ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги… все твои контакты с миром вокруг оборвутся… поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать… выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой… а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели… так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ.. (Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

Метафора «Жизнь – это дорога (путь, путешествие)»

Путешествие может быть совместным или одиноким. Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас?

У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе.

Близкое определение: «жизнь - это восхождение»

Предполагается, что в жизни есть некоторая вершина, на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться. Этой метафорой часто описывается духовный путь или карьера. А есть ли вершина в вашей жизни? Если да, в чем она заключается?

Метафора – «жизнь - это школа» (большая, жестокая, вечная)

Если мы принимаем эту метафору, мы верим, что приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, приобрести важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность…), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие).

В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых – поощряют (метафоры «ада и рая»)».

Для кого-то жизнь – это тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем), или длинный урок смирения, в результате которого вы приобретаете множество навыков.

На каком вы находитесь этапе: все еще готовитесь или уже сдаете? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что будете делать дальше? За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью.

Метафора «Жизнь – это рассказ (история)»

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда… (Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Ваша жизнь может быть любовным романом, имеющим закрученный сюжет, быть полной приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано… А может, ваша жизнь – это скучная повесть, которая никого не интересует…

Метафора «Жизнь - это страдания»

Иногда сама жизнь превращается для человека в источник боли, избавить от которой может только смерть. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое в прошлом, настоящее печально, будущее – сомнительно. И тогда нужно выяснить переломную точку, когда именно жизнь человека «перестала быть жизнью», и что могло бы его «оживить».

Метафора «Жизнь – это движение»

Мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве, и вы движетесь вместе с ним. Вы можете «гнаться за жизнью», «не отставать от жизни». Какое это движение для вас: вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без? К чему вы движетесь?

Метафора «Жизнь – это сон»

Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время бодрствования как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и покидать реальность (возможно, под влиянием изменяющих сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий. Если для вас жизнь – это сон, то какой: приятный, невероятный, дурной…? Что будет, если вы проснетесь?

Как вы видите, множество людей имеет множество представлений о жизни. И если человека преследуют одна неудача за другой, возможно, имеет смысл понять, как он воспринимает саму жизнь.

МЕНЯЕМ МЕТАФОРУ ЖИЗНИ

Предположим, человек говорит вам: «Моя жизнь – это болото. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами, тем больше я увязаю в них».

Что он подразумевает под этим? Возможно, он говорил о скуке, беспросветности, однообразии своей жизни, в которой ничего не происходит.

А может, о чем-то другом. У вас будут свои ассоциации, связанные с метафорой болота, у вашего собеседника – свои. И это нормально.

Чтобы разговаривать с ним на одном языке, расспросите его:

  1. Какое это болото.
  2. Что для него означает «жить в болоте» (прежде всего, на уровне чувств, ощущений).
  3. В чем состоит основная проблема «жизни в болоте» (депрессия, или, скажем, одиночество).
  4. Всегда ли его жизнь была «болотом». Если нет, то как его жизнь превратилась в болото (какой она была до этого). Он сам в него попал или кто-то помог.
  5. Кто он в этом болоте: к примеру, «водяной» или «десятая водоросль в восьмом ряду».
  6. Что его окружает? («мои подружки – пиявки, да лягушки»).
  7. Каково желаемое развитие событий (может человек просто хочет улучшить «квартирные условия», сменить «болото» на «озерцо», а вовсе не «стать человеком», как вы сперва решили).
  8. Есть ли что-то хорошее в жизни в «болоте» (вторичные выгоды от текущей ситуации).
  9. Что он ждет от вас (например, вы «тот, кто поможет ему выбраться», «тот, кто поможет очиститься от болотной грязи», или «тот, кто провалится к нему в болото и составит кампанию»).

С помощью анализа метафоры можно развернуть субъективную картину мира человека, сделать ее более целостной, вернуть «пациента» к активной позиции в собственной жизни.

Общая схема работы с метафорой жизни:

Этап 1. Услышав от своего собеседника метафору, описывающую его жизнь, предложите человеку подробнее рассказать о своей жизненной ситуации, используя вышеприведенные вопросы.

Этап 2 . Помогите человеку понять смысл метафоры, в которой он живет, а также сделать явной его блокированную потребность – что он хочет на самом деле, но боится себе в этом признаться. Для этого особое внимание уделите главному герою (центральному фрагменту) метафоры. Можно использованы вопросы: что делает главный герой, как, зачем ему это необходимо?

Этап 3. Когда вы в процессе общения сделали явными истинные потребности человека, открыли их перед ним самим, предложите способы удовлетворения этих потребностей. Будьте готовы к тому, что в этот момент ваш «пациент» включит защитные рефлексы и постарается «переиграть» все назад. Резкие изменения в жизни всегда пугают!

Этап 4. Для того, чтобы изменения в поведении человека стали более явными, вам нужно внедрить в его подсознание новую, скорректированную метафору жизни, которая в большей степени позволит ему самореализоваться и получить максимум от каждого дня жизни. Например, вместо «Жизнь – это болото», внушите человеку, что «Жизнь – это океан возможностей».

План-конспект урока по родному языку в 7 классе

по теме «Метафора. Метафорические загадки. Олицетворение»

Подготовила Пронина Татьяна Тимофеевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нагорьевская средняя

общеобразовательная школа»

Тема: Метафора. Метафорические загадки. Олицетворение

Тип урока: урок развития речи

Цель урока.

Образовательная: сформировать представление о метафоре и олицетворении как изобразительных средствах языка; научить составлять метафоры и находить их в тексте; научить раскрывать смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения), познакомить учащихся с понятием «метафорические загадки»;

Развивающая: развивать письменную и устную речь учащихся, продуктивное мышление, творческую фантазию, художественный вкус, коммуникативно-речевые умения, углубить представление школьников о художественных изобразительно-выразительных средствах поэтического языка;

Воспитательная: воспитывать чуткое отношение к художественному слову Оборудование урока: Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация

Планируемые результаты:

Познавательные- формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте;
– добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал;
– через лирическое произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: метафору, олицетворение, эпитет, сравнение, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы.

Регулятивные - определять цели деятельности, последовательность действий --умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи и их реализация) и выбирать виды деятельности;
– умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Коммуникативные- осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в совместной деятельности, обсуждениях .

Ход урока

I . Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

II .Формулировка темы урока.

За окном зима, мы поплотнее закрываем окна, чтобы в доме стало тепло и уютно. А за окном удивительный мирволшебный мир зимы, и я предлагаю наш урок начать с чтения стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою».

1) Чтение подготовленным учеником стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою». (Слайд)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой-

В нем ничто не затрепещет.

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Понравилось вам стихотворение Ф.И. Тютчева?

- Почему поэтов и писателей называют художником слова?

(Они рисуют словами картины жизни, образы, явления природы, которые под пером поэта приобретают изобразительную силу, передают чувства автора, разнообразное настроение)

- Какую картину вы представили себе, прослушав стихотворение?

(Мы попали в зимний лес, околдованный зимой. Снег мягким пушистым ковром закутал землю. Деревья одеты в белые шубы и шапки. Чародейка Зима погружает лес в волшебный сон)

- Какие чувства испытали?

(Стихи завораживают музыкой, колдовством, мы испытываем одновременно чувство и восторга, и грусти)

- Как удалось поэту «сделать» обычную картину леса волшебной?

(Природа у Тютчева – живое разумное существо. Поэт помогает нам ощутить зимнее чудо с помощью особых слов и выражений – средств художественной выразительности.)

Я не случайно начала наш урок необычно, с чтения стихотворения, чтобы вы ещё раз почувствовали, как магически воздействует на человека поэтическое слово, позволяет испытать эстетическое наслаждение, сопереживание. А создавать запоминающие образы, рисовать яркие, красочные картины помогают изобразительно-выразительные средства языка.

-Какие изобразительно-выразительные средства языка вы знаете?

-Попытайтесь сформулировать тему нашего урока? (Метафора. Метафорические загадки. Олицетворение)- откройте тетради и запишите тему урока (слайд)

III .Формулировка целей урока

Сформулируйте цели нашего урока

Ребята, с 5-го класса мы с вами на уроках русского языка и литературы говорим о различных изобразительно-выразительных средствах языка. Находим их в художественных произведениях, рассуждаем, с какой целью автор их употребляет, какую роль они играют в тексте .

Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»?

Изображают;

Рисуют словами картины жизни;

Отличают один предмет от другого;

Передают отношение, чувства автора. (слайд)

IV .Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

1.Известный древний философ Аристотель отмечал: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Объясните, почему он так сказал о метафоре. (слайд)

- Что такое метафора?

Метафора – это употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета или явления на основе сходства, сравнения (слайд)

-Какие части речи могут выступать в роли метафор?

Примеры метафор(слайд)

существительное:

утро года

в багрец и золото одетые леса

прилагательное

золотые руки

золотое сердце

глагол

блистать эрудицией

рябина зажглась

-В чем выразительная сила метафор?

Выразительная сила метафоры(слайд)

    Подчеркивает самый существенный признак

    Создает индивидуальный образ

    Производит эмоциональный эффект

    Требует духовного усилия, воображения, работы ума

2.Задание .-В основу метафоризации положено сходство самых разных признаков. Перед вами метафоры. Голова и хвост поезда, лента дороги, костер рябины красной, золото волос, подошва горы, гора книг, море слёз, зеркала осенних луж, валит снег и стелет шаль, ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев.

Распределите их по группам, основываясь на сходстве по следующим признакам:

По форме: (лента дороги)

Цвету: (костер рябины красной, золото волос)

Размеру, количеству: (гора книг, море слёз)

Расположению: (голова и хвост поезда, подошва горы)

Производимому впечатлению: (зеркала осенних луж, валит снег и стелет шаль, ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев)

Задание

Найдите в примерах метафоры, определите их роль.

1. В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе.

2. Морозна ночь, все небо ясно;

Светил небесных дивный хор

Течет , так тихо, так согласно.

3. На миг умолкли разговоры;

уста жуют . Со всех сторон

гремят тарелки и приборы

да рюмок раздается звон.

3.Метафоричные загадки.

Метафора – основной прием формирования загадки, основанной на уподоблении.

Большинство загадок построено на метафоре.Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другими делает более ярким, отчетливым. Например, Цветное коромысло над лесом повисло

Что такое загадка? (небольшое сообщение ученика)

Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдаленное сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет

Вам было дано задание подобрать загадки о зиме, приведите примеры загадок.

По какому признаку сходны предметы, явления в ваших загадках? (по форме и т. д.)

(Например, Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка)

4.Олицетворение

Олицетворение – это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится как о живых

Метафора как правило представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение – целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении самостоятельное предметное значение.

Какие примеры олицетворений из народных и литературных сказок вы нашли дома? (Проверка домашнего задания)

Чуковский «Федорино горе»

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (Печка, яблоня, речка)

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? -

Печка ей отвечает:

Съешь моего ржаного пирожка - скажу. -

Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся... -

Печка ей не сказала.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

- "Свет ты мой, -

Красно солнце отвечало, -

Я царевны не видало.

Знать ее в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил

Или след ее заметил".

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет - Как вы думаете, для чего в сказках употребляется олицетворение?

(Главная задача олицетворения – создать яркий образ мира, который окружает сказочного героя. Еще одна важная задача олицетворения – подчеркнуть какое –нибудь свойство героя или действия героя. Например, в сказке «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» : «сошлись они – поравнялись и ударились так сильно, что земля кругом простонала»; «закручинилась берёзонька»).

Задание

Найдите в тексте примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

1. В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа .

Снег выпал только в январе.

2. Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

С улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

5.Тренировочные упражнения

Перед вами стихотворение С. Есенина. Прочитайте его. (Слайд)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза в синей тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

Фрагмент анализа стиха: (Слайд и у каждого ученика на парте)

В стихотворении С.Есенин создает образ зимней берёзы. Её красота подчёркивается многочисленными …….. (точно серебром, распушились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и …….. (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря …….. мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы (пушистых ветках, снежною каймой, в золотом огне). (3мин. - выполнение задания)

Проверим, что у вас получилось.

6. Проверочная работа

Сегодня на уроке мы закрепили знания о средствах художественной выразительности. А сейчас я проверю, как вы усвоили данный материал.

Работа в группах с пазлами из открыток.

(На них определение изученных тропов с примерами каждого из них)

Вам необходимо собрать правильно пазлы, чтобы каждому тропу соответствовало точное его определение и пример из художественного произведения.

Метафора – это … это употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета или явления на основе сходства, сравнения

В багрец и золото одетые леса (А.С. Пушкин)

Скинуло кафтан зеленое лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

(Д. Кедрин)

Олицетворение - это … это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится как о живых

Но струя бежит и плещет,

И на солнце мечась, блещет

И смеется над тобою.

(Ф.И. Тютчев)

Эпитет – это … слова, которые художественно определяют предмет или действие

Ты живительной улыбкой,

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Утомленные сердца.

(Н.А. Вяземский)

Сравнение - это … выражения, основанные на сопоставлении двух предметов.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк.

(И. Бунин)

VI .Поведение итогов. Вывод:

Что такое метафора? На чем основаны большинство загадок? Что такое олицетворение? Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?

VII . Выставление оценок.

VIII . Домашнее задание. Подготовить монологическое высказывание о метафоре и олицетворении. Из художественных текстов выписать примеры метафор и олицетворения.

IX . Рефлексия. - Закончи фразу: «Сегодня на уроке я…»

Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

Что вам понравилось? Какие задания были для вас трудными?

Как вы оцениваете результаты своей работы

Л иния учебников по литературе

под ред. В. Ф. Чертова


1. Чертов Виктор Фёдорович – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы МПГУ.

2. Трубина Людмила Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы МПГУ.

3. Ипполитова Наталья Александровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи МПГУ.

4. Антипова Алла Михайловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания литературы МПГУ.

5. Маныкина Анна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ

6. Мамонова Ирина Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ.


  • Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5–9, 10–11 классы.
  • Учебники, с фонохрестоматиями.

5–9 классы (переиздаются), 10–11 классы (в производстве).

  • Методическое пособие для учителя «Уроки литературы». 5–9 классы (изданы),

10–11 классы (в производстве).

  • Рабочие тетради для учащихся. 5–11 классы (в производстве).


Принципы построения программы

  • Сочетание концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов построения курса в 5-8 классах и возможность изучения в 9-11 классах курса на историко-литературной основе, дополненного обзорами историко-литературного, теоретико-литературного, проблемно-тематического характера.
  • Изучение русской литературы в историческом и историко-культурном контексте, сопоставление произведений русской и зарубежной литературы.
  • Учёт полифункциональности литературы, сочетание произведений, составляющих золотой фонд классической литературы, и произведений, интересных и близких школьникам (приключения, фантастика, фэнтези, лимерики, пародии, современная литература).

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

  • 5 класс. Художественный образ в литературе.
  • 6 класс. Образ человека в литературе.
  • 7 класс. Сюжет как метафора жизни.
  • 8 класс. Художественный мир литературного произведения.
  • 9 класс. Художественный мир литературной эпохи, направления.
  • 10 класс. Литературное произведение в историко-культурном контексте.
  • 11 класс. Литературный процесс, традиции и новаторство.

Структура современного учебника

по литературе

  • Учебные тексты , адресованные современным школьникам, учитывающие особенности их восприятия и освоения информации (объём, рубрикация, маркировка, навигация, иллюстрации и др.)
  • Подготовленные к размещению в учебнике художественные тексты (объём, использование фрагментов, маркировка, навигация, иллюстрации и др.).
  • Подробные комментарии , необходимые для анализа и интерпретации литературных произведений (сноски в тексте, дополнительные комментарии после текста, отсылки к другим источникам информации и др.).
  • Система вопросов и практических заданий , направленная на создание учащимися собственных текстов (сочинений, аннотаций, рецензий, сценариев, письменных работ, связанных с выполнением проектов, и др.).

Монографические темы

Обзоры

Практикумы


  • Вводная статья по ключевой теоретико-литературной, историко-литературной проблеме.
  • Статьи о писателях, литературных жанрах, формах, тематике и проблематике литературных произведений.
  • Практикумы. New!
  • Мир в слове. New!
  • Комментарии к литературным произведениям. New!
  • Основные и индивидуальные вопросы и задания.
  • Краткий словарь литературоведческих терминов.

МАРКИРОВКА ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ

« Поиск информации» - задания, направленные на поиск дополнительной информации, в том числе через поисковые системы Интернета;

«Точка зрения» - задания, направленные на развитие навыка оформления собственной реакции и оценочных суждений по поводу прочитанного;

«Опыт исследования» - задания для углублённого изучения литературного материала;

«Творческое прочтение» - задания, связанные с интерпретацией литературного произведения, научной и художественной, в том числе с выразительным чтением, чтением по ролям, созданием иллюстраций, киносценария и т. п.;

«Опыт творчества» - задания, связанные с созданием собственных литературных произведений разных жанров, стилизаций, подражаний, пародий;

«Для дискуссии» - вопросы дискуссионного характера;

«Публичное выступление» - задания, связанные с подготовкой устных связных высказываний, сообщений, выступлений с тезисами доклада и т. п.;

«Вместе с товарищами» - групповые задания;

«Вместе со старшими» - задания, предназначенные для совместной работы учащихся с членами семьи;

«Сочинение» - задания, связанные с работой над сочинением, подготовкой материалов к сочинению;

«Внеклассное чтение» - задания, организующие, направляющие и поощряющие внеклассное чтение учащихся;

«Связь с другими видами искусства» - задания, предполагающие обращение к произведениям других видов искусства.


Тематика ОБЗОРОВ

5 класс: «Литературная сказка», «Жанр басни в мировой литературе», «Образ времени года в литературном произведении», «Образ родины в русской поэзии», «Образы детей в мировой литературе», «Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны», «Образы животных в мировой литературе», «Жанр рассказа в мировой литературе».

6 класс: «Жанр баллады в мировой литературе», «Литература нонсенса и абсурда», «Автобиографические произведения русских писателей», «Жанр песни в русской литературе», «Жанр повести в русской литературе».

7 класс: «Классические сюжеты в мировой литературе», «Изображение исторических событий в художественной литературе», «Жанр новеллы в зарубежной литературе», «Сюжет в детективных произведениях», «Сюжет в фантастических произведениях».

8 класс: «Духовная традиция в русской литературе», «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе», «Форма сонета в мировой литературе», «Литературные жанры в зеркале пародии», «Образ школы в современной литературе».


Тематика ОБЗОРОВ

9 класс: «Жанр оды в мировой литературе», «Художественный мир романтизма», «Поэты пушкинской поры», «Жанр элегии в мировой литературе», «Жизнь души в произведениях русской литературы XIX века», «Гуманистическая традиция в русской литературе XX века», «Традиции смеховой культуры в русской литературе XX века», «Диалог поэтов в русской литературе».

10 класс: «Художественные открытия русский писателей первой половины XIX века», «Художественный мир реализма», «Российская действительность в изображении писателей XIX века», «Жанр романа в мировой литературе», «Символизм в европейской литературе XIX века».

11 класс: «Русский символизм», «Русская реалистическая проза первой половины XX века», «Поэзия акмеизма», «Русский футуризм», «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе», «Нравственная проблематика русской прозы второй половины XX века», «Традиции и новаторство в русской поэзии второй половины XX века», «Современный литературный процесс».

Тематика ПРАКТИКУМОВ

5 класс: «Аннотация», «Заглавный образ в литературном произведении», «Письменный отзыв о литературном произведении», «Поэзия и проза как формы художественной речи», «Монолог и диалог как средства создания образа», «Тема и идея литературного произведения».

6 класс: «Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации», «Портрет в литературном произведении», «Сообщение о жизни и творчестве писателя», «Сочинение о персонаже литературного произведения», «Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения», «Сопоставительная характеристика персонажей».

7 класс: «Конфликт в литературном произведении», «Характеристика сюжета литературного произведения», «Пейзаж в эпическом и лирическом произведении», «Тропы и поэтические фигуры», «Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение или театральную постановку».

8 класс: «Сочинение-эссе на литературную тему», «Эпиграф в литературном произведении», «Интерьер в литературном произведении», «Сочинение об образе социальной группы», «Анализ жанрового своеобразия литературного произведения».


Тематика ПРАКТИКУМОВ

9 класс: «Работа над рефератом на литературную тему», «Целостный анализ лирического стихотворения», «Лирические отступления в эпическом произведении», «Композиция литературного произведения», «Анализ вставного текста в эпическом произведении», «Характеристика художественного мира литературного произведения».

10 класс: «Исследовательские и творческие проекты по литературе», «Целостный анализ драматического произведения», «Работа со справочной и критической литературой», «Анализ индивидуального стиля автора», «Конкретно-историческое и общечеловеческое в литературном произведении», «Психологизм как стилевое явление в литературе».

11 класс: «Философская, социальная и нравственная проблематика литературного произведения», «Символ в литературных произведениях», «Традиционное и новаторское в литературном произведении», «Цитаты и реминисценции в литературных произведениях», «Имя собственное в литературном произведении», «Интертекстуальные связи литературного произведения».


Уроки-практикумы посвящены освоению и закреплению важных читательских умений и навыков :

  • выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста;
  • филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте);
  • построения самостоятельных устных и письменных высказываний;
  • работы со справочной и критической литературой;
  • применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения.

Практикумы в 5 классе

1. Аннотация.

2. Заглавный образ в произведении и средства его создания.

3. Письменный отзыв о литературном произведении.

4. Проза и поэзия как формы художественной речи.

5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.

  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе)
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.

ПРАКТИКУМ

«ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» (5 класс)

Основные виды деятельности:

1. Изучение состава заголовочного комплекса (в литературных и фольклорных произведениях).

2. Определение вида художественного образа, вынесенного в заглавие:

- персонажа (одного или нескольких),

- животного, растения, явления природы,

- предмета (одного или нескольких),

- времени (года, суток),

- пространства,

- события (с том числе события рассказывания).

3. Краткая характеристика заглавного образа (примерный план).


Практикумы в 6 классе

(Образ человека в литературе)

1. Выразительное чтение как способ его интерпретации.

2. Портрет в литературном произведении.

3. Сообщение о жизни и творчестве писателя.

4. Сочинение о персонаже литературного произведения.

5. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения.

6. Сопоставительная характеристика персонажа.


Практикумы в 7 классе

(Сюжет как метафора жизни)

1. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении.

2. Характеристика сюжета литературного произведения.

3. Анализ эпизода эпического произведения.

4. Пейзаж в эпических и лирических произведениях.

5. Сочинение о событии, изображенном в художественном произведении.

6. Тропы и поэтические фигуры.

7. Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.


Практикумы в 8 классе

(Художественный мир литературного произведения; литературные жанры)

1. Сочинение-эссе на литературную тему.

2. Анализ проблематики литературного произведения.

3. Эпиграф в литературном произведении.

4. Интерьер в литературном произведении.

5. Сочинение об образе социальной группы.

6. Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.


Практикумы в 9 классе

(Художественный мир литературной эпохи

и направления)

1. Работа над рефератом по литературе.

2. Целостный анализ лирического произведения.

3. Лирические отступления в эпическом произведении.

4. Композиция литературного произведения.

5. Анализ вставного текста в эпическом произведении.

6. Характеристика художественного мира литературного произведения.


Практикумы в 10 классе

(Литературный процесс; литературное произведение в историко-культурном контексте)

1. Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя.

2. Работа со справочной и критической литературой.

3. Целостный анализ драматического произведения.

4. Конкретно-историческое и вневременное в литературном произведении.

6. Психологизм как стилевое явление в русской литературе.

7. Анализ романа в аспекте жанра.


Практикумы в 11 классе

(Литературный процесс; традиции и новаторство; интертекстуальные связи литературного произведения)

1. Традиционное и новаторское в литературном произведении.

2. Символ в литературных произведениях.

3. Цитаты и реминисценции в литературных произведениях.

4. Имя собственное в литературном произведении.


ПРАКТИКУМ

«ИМЯ СОБСТВЕННОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ» (11 класс)

Основные виды деятельности:

1. Обобщение известных школьникам сведений об имени собственном как «сильной позиции» любого текста, в том числе и художественного текста.

2. Повторение материала об антропонимах и топонимах как самых распространённых видах имён собственных, в том числе и в художественном тексте.

3. Самостоятельный поиск других видов имён собственных в художественном тексте (теонимы, зоонимы, астронимы и др.) и объяснение их функции.

4. Подготовка развёрнутого сообщения о художественной функции имён собственных в конкретном литературном произведении по примерному плану (роман И. А. Гончарова «Обломов», поэма А. А. Блока «Двенадцать», рассказ Л. Н. Андреева «Красный смех» и др.).


  • Обновлённые (в соответствии с новыми Примерными программами) учебники. 5 – 11 классы (2016 г.).
  • Электронные версии и приложения к учебникам.

5 – 11 классы (2016 г.).

  • Обновлённые рабочие программы. 5 – 9, 10 –11 классы (2016 г.).
  • Обновлённые методические пособия для учителя «Уроки литературы». 5 – 9, 10 – 11 классы (2016-2017 гг.).
  • Рабочие тетради. 5 – 11 классы (2017-2018 гг.).

Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Метафора как сценарий жизни

У каждого из нас существует свое представление о жизни, которое формируется на основе нашего жизненного опыта. Бывает, затрудняясь сказать, что собственно не так, люди начинают метафорически описывать свою жизнь:

«Моя жизнь напоминает зал ожидания на большом вокзале… скамейки, сквозняки, за окном бегут люди, они меня не видят, они спешат, садятся в поезд или такси. Им есть куда и к кому ехать… А я сижу и жду… Вдруг что-нибудь произойдет… И моя жизнь наконец начнется…» (героиня фильма «Девушка на мосту»).

Работая с людьми, важно знать – внутри и посредством какой метафоры он живет: что он думает о жизни, окружающих людях и о себе. Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Поэтому, в начале работы, я иногда предлагаю своим «пациентам» сформулировать метафору своей жизни, а затем вместе «расшифровать» (проанализировать) ее.

Работая с метафорой человека, вы можете достаточно точно понять, что происходит в его жизни: есть ли у него запас сил или он живет на пределе, он на подъеме или в упадке, в борьбе или в обороне, что он хотел бы изменить и чего боится, в каком направлении движется, его жизнь осмысленна или смысл утерян.

В последнем случае вы можете помочь человеку создать новую метафору, найти новый смысл. Другой метафоре будут соответствовать и другие чувства, другие модели поведения, другие ресурсы, позволяющие найти решение проблемной ситуации.

ОЧЕНЬ ЧАСТО, ГОВОРЯ О ЖИЗНИ, ЛЮДИ ИСПОЛЬЗУЮТ СЛЕДУЮЩУЮ МЕТАФОРУ: «ЖИЗНЬ - ЭТО БОРЬБА»

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба», не сможет уже воспринимать ее как «прекрасное путешествие». «Боец видит повсюду брошенный ему вызов…» (К.Кастанеда)

Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь». Без них нет самой жизни (для него).

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою»?

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, ваш девиз «кто не с нами, тот против нас».

Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб за зуб», «либо я их, либо они меня», «не верь, не бойся, не проси». Мягко говоря, вас многие недолюбливают…

СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО, ЕСЛИ ДЛЯ ВАС «ЖИЗНЬ – ЭТО ИГРА»

Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (а что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «вся жизнь – театр, и люди в нем актеры», «жизнь – это приключение».

А ЧТО, ЕСЛИ ВАША «ЖИЗНЬ – ЭТО ТАНЕЦ»?

Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логического смысла, зато есть красота. Красота танца зависит от умения ловить его ритм, и все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются вашими партнерами по танцу.

… ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги… все твои контакты с миром вокруг оборвутся… поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать… выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой… а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели… так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ.. (Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДОРОГА (ПУТЬ, ПУТЕШЕСТВИЕ)»

Путешествие может быть совместным или одиноким. Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас?

У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе.

БЛИЗКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ - ЭТО ВОСХОЖДЕНИЕ»

Предполагается, что в жизни есть некоторая вершина, на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться. Этой метафорой часто описывается духовный путь или карьера. А есть ли вершина в вашей жизни? Если да, в чем она заключается?

МЕТАФОРА – «ЖИЗНЬ - ЭТО ШКОЛА» (БОЛЬШАЯ, ЖЕСТОКАЯ, ВЕЧНАЯ)

Если мы принимаем эту метафору, мы верим, что приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, приобрести важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность…), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие).

В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых – поощряют (метафоры «ада и рая»)».

Для кого-то жизнь – это тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем), или длинный урок смирения, в результате которого вы приобретаете множество навыков.

ПОХОЖЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ – ЭТО ЭКЗАМЕН»

На каком вы находитесь этапе: все еще готовитесь или уже сдаете? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что будете делать дальше? За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью.

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО РАССКАЗ (ИСТОРИЯ)»

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда… (Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Ваша жизнь может быть любовным романом, имеющим закрученный сюжет, быть полной приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано… А может, ваша жизнь – это скучная повесть, которая никого не интересует…

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ - ЭТО СТРАДАНИЯ»

Иногда сама жизнь превращается для человека в источник боли, избавить от которой может только смерть. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое в прошлом, настоящее печально, будущее – сомнительно. И тогда нужно выяснить переломную точку, когда именно жизнь человека «перестала быть жизнью», и что могло бы его «оживить».

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ»

Мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве, и вы движетесь вместе с ним. Вы можете «гнаться за жизнью», «не отставать от жизни». Какое это движение для вас: вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без? К чему вы движетесь?

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО СОН»

Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время бодрствования как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и покидать реальность (возможно, под влиянием изменяющих сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий. Если для вас жизнь – это сон, то какой: приятный, невероятный, дурной…? Что будет, если вы проснетесь?

Как вы видите, множество людей имеет множество представлений о жизни. И если человека преследуют одна неудача за другой, возможно, имеет смысл понять, как он воспринимает саму жизнь.

МЕНЯЕМ МЕТАФОРУ ЖИЗНИ:

Предположим, человек говорит вам: «Моя жизнь – это болото. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами, тем больше я увязаю в них».

Что он подразумевает под этим? Возможно, он говорил о скуке, беспросветности, однообразии своей жизни, в которой ничего не происходит.

А может, о чем-то другом. У вас будут свои ассоциации, связанные с метафорой болота, у вашего собеседника – свои. И это нормально.

Чтобы разговаривать с ним на одном языке, расспросите его:

  1. Какое это болото?
  2. Что для него означает «жить в болоте» (прежде всего, на уровне чувств, ощущений).
  3. В чем состоит основная проблема «жизни в болоте» (депрессия, или, скажем, одиночество).
  4. Всегда ли его жизнь была «болотом». Если нет, то как его жизнь превратилась в болото (какой она была до этого). Он сам в него попал или кто-то помог.
  5. Кто он в этом болоте: к примеру, «водяной» или «десятая водоросль в восьмом ряду».
  6. Что его окружает? («мои подружки – пиявки, да лягушки»).
  7. Каково желаемое развитие событий (может человек просто хочет улучшить «квартирные условия», сменить «болото» на «озерцо», а вовсе не «стать человеком», как вы сперва решили).
  8. Есть ли что-то хорошее в жизни в «болоте» (вторичные выгоды от текущей ситуации).
  9. Что он ждет от вас (например, вы «тот, кто поможет ему выбраться», «тот, кто поможет очиститься от болотной грязи», или «тот, кто провалится к нему в болото и составит кампанию»).

С помощью анализа метафоры можно развернуть субъективную картину мира человека, сделать ее более целостной, вернуть «пациента» к активной позиции в собственной жизни.

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ С МЕТАФОРОЙ ЖИЗНИ:

Этап 1. Услышав от своего собеседника метафору, описывающую его жизнь, предложите человеку подробнее рассказать о своей жизненной ситуации, используя вышеприведенные вопросы.

Этап 2. Помогите человеку понять смысл метафоры, в которой он живет, а также сделать явной его блокированную потребность – что он хочет на самом деле, но боится себе в этом признаться. Для этого особое внимание уделите главному герою (центральному фрагменту) метафоры. Можно использованы вопросы: что делает главный герой, как, зачем ему это необходимо?

Этап 3. Когда вы в процессе общения сделали явными истинные потребности человека, открыли их перед ним самим, предложите способы удовлетворения этих потребностей. Будьте готовы к тому, что в этот момент ваш «пациент» включит защитные рефлексы и постарается «переиграть» все назад. Резкие изменения в жизни всегда пугают!

Этап 4. Для того, чтобы изменения в поведении человека стали более явными, вам нужно внедрить в его подсознание новую, скорректированную метафору жизни, которая в большей степени позволит ему самореализоваться и получить максимум от каждого дня жизни. Например, вместо «Жизнь – это болото», внушите человеку, что «Жизнь – это океан возможностей». опубликовано

фото:Jacob A. Pfeiffer