Open
Close

Игры ряжения в 1 младшей группе. Краткое описание помещения и участка группы

Любовь Блинова
Организация уголка ряженья для младших групп и театрализованная деятельность в старших группах

В нашем детском саду для самостоятельной детей созданы благоприятные условия.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие или театрализацию любимого произведения. Поэтому в уголках театрализованной деятельности широко представлены все виды театра . (слайд2)

Все зоны развивающей среды в моей группе взаимосвязаны и объединены задачами :

Удовлетворять потребность малыша в движении;

Формировать положительный эмоциональный настрой;

Побуждать детей к активной речи.

В период раннего детства маленький ребенок активно познает окружающий мир. И я постаралась сделать окружение для детей ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда помогает мне обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе , эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

В игровой зоне располагается уголок ряженья , (слайд 3) целью которого является стимулирование творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений детей. В уголке ряженья младшей группы есть сарафаны , юбки, кокошники, бусы, шляпы, косынки, фуражки, рубахи, фартуки. (слайд 4) Ряженье вносит много радости. Дети с удовольствием наряжаются, рассматривают себя, сравнивают с другими детьми, одновременно с этим учатся навыкам самообслуживания : самостоятельно раздеваются и одеваются, застегивают и расстегивают, учатся аккуратно правильно вешать и складывать. Также он поможет приучить малышей к аккуратности, стимуляции сюжетно - ролевой игры, формирования коммуникативных навыков в игре, развития подражательности и творческих способностей. Уголок ряженья - один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка. Дети смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого. Воспитатели побуждают детей к воспроизведению элементов бытовой деятельности , обогащают игровой опыт, стимулируют речевое общение. Мы вместе родителями своими руками изготовили атрибуты из различного материала (киндер-сюрприз, цветные шарики, палочки из фломастеров и т. д.) . Уголок ряженья пополняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты, которые обыгрываются в различных вариантах и ситуациях. Уголок ряженья , без которого детская театрализованная деятельность невозможна , позволяет ребенку изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Наблюдение и участие в детской игре позволяет мне развивать творческий стиль деятельности , внутреннюю мотивацию, эффективность в общении с детьми. С появлением сюжетно-ролевой игры в уголок вносятся костюмы и атрибуты, отражающие профессии врача, повара, водителя, парикмахера, продавца. (слайд 5) По мере участия детей в играх-драматизациях уголок ряженья пополняется костюмами и масками животных деталями костюмов сказочных персонажей. (слайд 6)

Я показываю детям младшего дошкольного возраста короткие инсценировки с куклами, пальчиковыми игрушками. Также начинаю знакомить детей с театрализованными действиями , инсценирую знакомые им сказки, стихи, организую просмотр театрализованных представлений . Побуждаю детей принимать посильное участие в инсценировках, помогаю перевоплощаться в сказочного героя, беседую с ними по поводу увиденного. (слайд 7)

Организация театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте .

Средства по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста разнообразны по своему содержанию. Способствуют постепенному переходу ребёнка от наблюдения театрализованной постановки - к самостоятельной театрализованной деятельности , от имитаций действий литературных персонажей - к освоению роли и образа в театрализованной игре .

Каждый возрастной этап требует своего подхода к методике работы с детьми. Разница подхода связана с пониманием возможностей детей в каждом возрасте, с предъявлением требований к ребенку и ожиданием определенных результатов.

Дети самостоятельно выбирают средства для передачи образов, передачи диалогов, действия героев, вводят свои реплики, появляется желание попробовать себя в разных ролях. Дети 57 лет вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности с ними педагоги строят в два этапа.

Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения воспитателем (чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом драматизировать прочитанное); грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ) . Далее, нужно поинтересоваться, понравилось ли детям произведение и, получив положительную оценку, предлагают разыграть его в театрализованной деятельности . (слайд 8)

Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью :

кратко, но достаточно убедительно дать художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т. п., и вновь выразительно читать литературное произведение.

1. Проанализировать события, которые описаны в произведении. Формировать у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль;

2. После распределения и принятия ролей побуждать детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т. п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивать выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.

3. Подвести детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым. («Какой твой щенок – веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т. п.).

У детей пользуются популярностью игры в «театр » , драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления . (слайд 9) Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.

Игры - спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности .

Театрализованные игры имеют огромное значение в развитии речи ребенка, а особенно у детей с нарушением звукопроизношения. Они в полном объёме развивают все стороны речи ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Объединение детей на художественном материале, на совместных положительных эмоциях и общих переживаниях помогает решать, помимо общих задач, еще и такие, как умение старших детей занять малыша , развлечь его, доставить ему радость и удовольствие. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе, лучше и быстрее адаптируются в детском саду, становятся более раскрепощенными, происходит неавторитарное общение взрослого и ребенка.

Все проведенные выше мероприятия способствуют формированию социально-необходимых навыков и знаний, повышению общей культуры дошкольника.

Театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в . (слайд 10)

виды театральной деятельности , применяемые педагогами :

музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр , сказкотерапия, творческие игры).

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность .

Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности :

4. Развитие культуры речи : артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

5. Развитие общей и мелкой моторики : координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения , формирование правильной осанки.

6. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности : развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Для этого в детском саду воспитатели, учителя – логопеды изготовили дидактические игры, оформили подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки» , сделали картотеку игр - драматизаций, народных игр со словами, подвижных игр со словами, занимательный материал, направленный на развитие речи детей, например, театрализованная игра «Пальчики рассказывают сказки»

Работу по развитию речи детей в театрализованной деятельности педагоги строят в тесном контакте со всеми специалистами детского сада и родителями. Ежегодно коллектив детского сада участвует в муниципальных конкурсах экологических театров . В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада : при осуществлении НОД дети отрабатывают четкую дикцию, работают над выразительностью речи, правильным речевым дыханием. Музыкальный руководитель подбирает музыкальные произведения, разучивает их, работает над постановкой танцев. Поэтому, опыт работы способствует ежегодному успешному участию воспитанников нашего детского сада в этих конкурсах. (Слайд 11)

Таким образом, развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка; развитие его коммуникативных способностей; психических процессов, даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить.

Театр – это волшебный мир . Он дает уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие духовного мира детей (Слайд 11, (Слайд 12)

Педагогический проект на тему: « Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе в связи с введением ФГОС»

1.Визитная карточка проекта.

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, ожидаемый результат, модель реализации проекта.
  3. Этапы реализации проекта: организационный, внедренческий (основной), заключительный.
  4. Список литературы.

Визитная карточка проекта.

Девиз проекта :

«На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок».

Тип проекта : информационно-исследовательский, практико - информационный, ориентированный, познавательно- творческий.

Вид проекта : внутренний, групповой, межпредметный, долгосрочный.

Участники проекта : администрация, педагоги, родители, дети.

Предмет проекта : совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе.

Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды 1-ой младшей группе ДОУ.

Обеспечение проекта : материально-техническое, учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение.

Место проведения : Московская область, Егорьевский район, с. Починки МДОУ детский сад №34.

Пояснительная записка.

В 2013 году вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в РФ»№273- ФЗ, где дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. При этом возникла необходимость в разработке, введении и внедрении ФГОС.

ФГОС является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и её реализации. Одним из условий реализации основной образовательной программы является создание предметно -пространственной среды в группе.

Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку возможность заниматься любимым делом. Именно этими принципами должны руководствоваться педагоги при оформлении предметной среды.

При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, с целью охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития детей и их возрастных особенностей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников, должно быть организовано на основе следующих принципов.

1.Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора

2.Принцип эстетичности и красоты в оформлении помещения группы. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.

3.Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.

Предметная среда должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.

4.При построении среды необходимо соблюдать принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группах создаются условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

5.Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования , педагогам стоит осторожно подходить к вопросу насыщения группы игрушками и руководствоваться интересами педагогической целесообразности. Не надо чрезмерного количества материалов и игрушек, чтобы среда не выглядела перенасыщенной.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности , когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным уголком или исследовательским центром.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

Трансформированной;

Полифункциональной;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

Создавая предметно-пространственную развивающую образовательную среду, мы придерживались этих требований образовательного стандарта.

Актуальность.

Актуальность выбора темы проекта в том, что при отсутствии нужной предметно-развивающей среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности.

А ведущая деятельность в дошкольном возрасте - это игра. Именно в процессе игры ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает - ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым. Поэтому мы постоянно обновляем, меняем предметную среду.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Цель : Создать систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующую содержание развития его духовного и физического облика.

Задачи :

  1. Продумать необходимость обновления предметно-развивающей среды для развития детей 2-3 лет.
  2. Довести до всех и вовлечь участников образовательного процесса в обновлении развивающего оборудования.
  3. Создать предметно-развивающую среду для образования малышей.
  4. Систематизировать оборудование и методический материал по видам деятельности.
  5. Стимулировать дошкольников на разные виды деятельности.

6.Развивать у воспитанников любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки.

Этапы реализации проекта .

  1. Организационно-подготовительный этап: изучение методической литературы по данной теме, формирование проблемы, цели, задач проекта.
  2. 2.Внедренческий (Основной) этап: практическая реализация проекта, создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, с родителями воспитанников группы ДОУ.
  3. Заключительный этап: п одведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание презентации.
  1. Организационно-подготовительный этап .

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ.Исследование этого вопроса легли в научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды и просматриваются в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия - Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой

Нормативно-правовая основа

Ø Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01..2012)

Ø «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13(Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564

Ø Приказ Минобразования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр.N 30384

Ø Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений

Ø Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

Ø Перспективный план работы по организации воспитательно-образовательной деятельности группы;

Ø Устав ДОУ;

Ø Годовой план работы ДОУ.

Цель: создание предметно-развивающейся среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС. Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.

Задачи проекта .

  1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
  2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.

3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса

4.Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения цели и задач проекта:

  • подбор исторической, художественной и методической литературы,
  • подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • подготовка материала для продуктивной деятельности,
  • дидактические, сюжетно-ролевые игры,
  • выставки творческих работ детей совместно с родителями,
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала),
  • использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук),
  • материалы Интернет источников.

Стратегия и тактика построения развивающей среды в группе определяются особенностями личностно - ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. Поэтому мы решили заинтересовать своих воспитанников в организации предметно-развивающейся среды (чаще организовывать выставки совместных творческих работ детей и родителей и оформлять интерьер группы интересными творческими продуктами детей).

В своей работы по проекту мы сделали опору на основные составляющие при создании ПРС в группе: пространство, время, предметное окружение.

Создание предметно-развивающей среды мы будем проводить опираясь на следующие принципы организации ПРС: информативности, вариативности, трансформируемости, полифункциональности, педагогической целесообразности, интеграции образовательных областей, учета полоролевой специфики и учета ЗБР (зоны ближайшего развития).

Также нами учтены функциональные требования в связи с введением в практику работы ФГОС к структуре ООП ДУ:

  • Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.
  • Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
  • Функция вариативности дошкольного образования.
  • Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.
  • Критериально-оценочная функция.

В работе над проектом мы использовали следующие технологий в создании ПРС: технологию личностно-ориентированного образования, игровые технологии, развивающее обучение,проектные методы обучения, исследовательские методы, проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии, технологию моделирования, здоровьесберегаюшую технологию.

Интегрируя образовательный процесс, мы учли 5 образовательных областей согласно ФГОС.

При организации предметно - развивающей среды следует учитывать факторы:

  • Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
  • Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС.
  • Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

2. Внедренческий (Основной) этап:

Краткое описание помещения и участка группы.

1 младшая группа МДОУ детского сада №34 находится на первом этаже дошкольного учреждения. Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. В группе оборудованы отдельная спальная, туалетная и раздевальная комнаты. В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, игрушки, соответствующие интересам детей, с учётом возрастных и личностных особенностей. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Развивающая предметная среда группы оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако предметно-развивающая среда еще не полностью соответствует ФГОС.

Территория участка группы благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты газоны.

Нами был составлен план группы, определено зонирование группы на 3 части (зона для спокойной деятельности, зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства, рабочая зона) и наметили размещение центров деятельности детей. К работе над проектом по организации ПРС в группе мы привлекли родителей. Для этого нами были проведены беседы и консультации по интересующему нас вопросу, разработаны рекомендации. Для оформления всех центров мы применили уже имеющий у нас в группе материал (игрушки, книжки, дидактические игры и т.д.), добавили купленный администрацией ДОУ, внесли творческие продукты деятельности детей и, а также работы сделанные детьми совместно с родителями и самими родителями.

Наша группа-это единое пространство: воспитатель-ребёнок-родитель.
Игровая деятельность в группе разнообразна, дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры в специально созданных игровых зонах.

Предметно - развивающая среда нашей группы .

В группе предметно-развивающая среда разделена на уголки для самостоятельной деятельности детей:

  • уголок для сюжетно - ролевых игр;
  • уголок ряжения (для театрализованных игр);
  • книжный уголок «Книжкин дом»;
  • уголок ИЗО;
  • уголок природы;
  • уголок физического развития «Здоровячок»;
  • уголок музыкального развития «Весёлые нотки»;
  • уголок конструктивной деятельности «Юные строители»;
  • уголок сенсорно - речевого развития «Познавайка»;
  • учебная зона;
  • уголок по правилам дорожного движения «Светофорчик»;
  • театральный уголок «В гостях у сказки»;
  • уголок уединения;
  • зона воды и песка «Страна открытий».

Раздевалка.

Раздевалка - это первое, куда попадает ребенок и родитель, придя в детский сад. Поэтому очень важно не только в группе, но и в раздевалке создать атмосферу уюта, комфорта и заботы. В раздевальной комнате имеются шкафчики с яркими картинками, скамейки, оформлен уголок забытых вещей, информационные стенды для родителей, папки с консультациями, советами, папки-передвижки. Здесь же находится уголок-выставка детских работ по ИЗО. Стенды постоянно обновляются.

Стенды для родителей:

- «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей);

- «Для вас, родители» ;

-«Календарь жизни группы» (отмечают дни рождения, праздники, родительские собрания и т.п.);

- «Права ребёнка »;

- « Охрана безопасности»;

- « Визитная карточка детского сада № 34»;

- « Информация для родителей»;

- « Солнышко » (с фотографиями воспитанников группы).

Группа.

Реализовали идею оформления потолочного пространства. Для закрепления знаний у детей о последовательности времен года и наблюдений за изменениями в природе по сезонам мы изготовили мобиль "Времена года". Неизменную часть модуля представляет собой обруч на атласных лентах всех цветов радуги и тучка.

Изменяемые детали вырезаются из потолочной плитки, раскрашиваются(цветочки, листья, капли дождя, снежинки покупные) и всё прикрепляется на тонкую леску и подвешивается (в соответствии с временем года). Мобиль оригинальное украшение для интерьера группы.

Уголок конструктивной деятельности « Юные строители» .

  1. Крупный строительный конструктор.

2.Средний строительный конструктор.

3.Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали.

4.Конструкторы типа «Лего».

  1. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.).
  2. Игрушечный транспорт средний и крупный. Грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, лодка, самолет.

Уголок по правилам дорожного движения «Светофорчик».

  1. Ковёр с изображением дорог, пешеходных переходов.

2.Средний транспорт.

  1. Светофор, дорожные указатели.

4.Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

  1. Рули.

6.Стенд « Учимся переходить дорогу».

Уголок природы.

1.Комнатные растения: 3-4 видов с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными яркими цветами. Одно из растений должно быть в двух экземплярах, для того чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

2.Растения, характерные для различных времен года:

Осенью: выставки ярких, крупных или необычной формы овощей и фруктов;

Зимний огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов - для проведения наблюдений;

Весной: садик для Дюймовочки: макет с комнатными цветами - для игры с маленькими куклами;

Летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.;

3.Аквариум с крупными улитками и ярко окрашенными рыбками

(игрушки).

4.Клетка с черепахой (игрушка).

5.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки.

6.Стенд «Календарь природы».

7.Макет « Деревенский дворик» (домашние животные).

  1. Макет « В лесу» (дикие животные и деревья).
  2. Природный материал (шишки, жёлуди, курносики, листья).
  3. На выходе в раздевалку сидит большая кукла, одетая по сезону.

Уголок сенсорно- речевого развития «Познавайка».

Для развития мелкой моторики создан уголок сенсорно-моторного развития, который направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

Комплектация :

  1. Дидактический стол.

2.Вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактическое панно с пуговицами «Неваляшки», разные виды мозаик, пирамидки, стол с цветными втулочками, сборные игрушки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, домино, крупные пазлы, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

3.Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.

4.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках».

5.Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).

6.Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).

7.Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

8.Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).

Уголок для сюжетно-ролевых игр.

Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад», «Парикмахерская», «Шофёр».

1.Кукольная мебель: стол, стулья (2 шт.), кровать (1шт.),кухонный уголок, шкафчик для кукольного белья, кухонная плита, шкаф для посуды, уголок для стирки, глажки белья и мытья кукол.

2.Игрущечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды (крупной и средней), миски (тазики) (2 шт.), ведерки.

3.Куклы: крупные (3 шт.), средние (7 шт.).

4.Коляска для кукол (5шт.).

6.Бельё для кукол.

Уголок ряженья с зеркалом - необходимый атрибут группы.

Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, фартучки и другие атрибуты для ряжения. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты.

Книжный уголок «Книжкин дом» - это, как правило, немного книг.

1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика.

2.Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.

Особое предпочтение отдаётся книжкам - картинкам. Книги помещаются, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями.Так же здесь размещены небольшие альбомы для рассматривания: «Игрушки», «Машины», «Домашние животные», «Профессии», «Времена года», «Детский сад». Книги с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями.

Музыкальный уголок «Весёлые нотки».

Детям очень нравится играть в музыкальном уголке. Здесь есть различные и уже любимые для детей музыкальные и шумовые инструменты: металлофон, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, молоточки, бубны, маракасы, деревянные ложки, неваляшки, свистульки, юла, танцевальный коврик - всё это помогает развивать фонематический слух и чувство ритма у малыша.

Театральный уголок «В гостях у сказки».

1.Ширма для настольного театра, фланелеграф.

2.Набор масок сказочных животных.

3.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках.

4.Различные виды театра: плоскостной (набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи), стержневой, кукольный (набор наручных кукол би-ба-бо: семья и сказочные персонажи).

Уголок физической культуры «Здоровячок».

В группе оборудован уголок физической культуры, где располагаются:

Массажные дорожки для профилактики плоскостопия;

Мячи (большие, средние, малые);

Скакалки;

Кольцебросы;

Толстая веревка или шнур;

Гимнастические палки;

Ленты цветные короткие,платочки;

Мешочки с грузом малые (для бросания).

Используемые физкультурные и спортивно-игровые пособия способствуют повышению интереса детей к выполнению различных физических упражнений, интенсивности двигательной активности и положительно влияет на физическое развитие ребенка.

Учебная зона.

Она расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Магнитная доска находится на уровне глаз детей.

Зона воды и песка «Страна открытий».

Это зона арт-терапии предназначена для решения задач релаксации, отреагирования семейных и внутренних конфликтов, выражения и отработки новых эмоциональных состояний ребенка. Песок и вода наиболее часто используются ребенком в качестве игровой среды. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

  • при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
  • с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

«Центр» представляет собой стол с двумя пластиковыми ёмкостями для воды и песка. На полочках расположен материал для игр с водой и песком:

  • пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);
  • стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
  • совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
  • сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);
  • космический песок. Песок заполняет 1/3 емкости;
  • небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).

Уголок ИЗО.

Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти. Это позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность.

Уголок уединения .

Для формирования психологической стабильности ребёнка важно в группе иметь личное пространство. Благодаря зоне уединения у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, пополнить запас энергии, почувствовать себя защищённым. «Уголок уединения» в группе - это место, где ребёнок может поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.

Уголок уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

Уголок уединения совмещает в себе уголок психологической разгрузки, который предназначен для отдыха и релаксации, выплескивания негативных эмоций.

3. Заключительный этап.

Мониторинг .

Проведение мониторинга построения ПРС группы проводится 2 раза (на основном и заключительном этапах) путем экспресс - анализа. Критериями положительных результатов выполнения проекта являются анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации поставленных задач анализ, знаний и умений детей. Изучение уровня организации ПРС проводится на основании ФГОС к ООП ДУ. Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение самих детей к ПРС группы и мнения родителей. Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для оптимизации дальнейшей работы по организации предметно-развивающей среды группы.

Сравнительный анализ мониторинга ПРС группы показал, что мы провели огромную работу по созданию среды развития ребёнка в структуре ФГОС к общей образовательной программе ДОУ и добились положительных результатов:

Дети с удовольствием идут в ДОУ;

Родители заинтересовались проблемой и приняли активное участие в работе по организации ПРС.

Вывод (Заключение) .

Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. В ходе реализации проекта у участников проекта формируются ключевые компетентности: технологическая, нформационная, (умение ориентироваться в информационных источниках; делать выводы из полученной информации; социально-коммуникативная).

Дальнейшее развитие проекта в перспективе работы группы.

В дальнейшей работе мы планируем и дальше организовывать ПРС в группе в структуре ФГОС к общей образовательной программе ДОУ, задействовать в работе по организации ПРС воспитанников и родителей, подготовить презентацию группы для родителей, распространить свой опыт в СМИ.

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми.

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3.Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей.

4.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

5.Пространство группового помещения должно быть полифункционально. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

6.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

7.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

8.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Список литературы .

  1. Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003г
  2. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
  3. Микляева Н. В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ,. серия Библиотека Воспитателя / Н. В. Микляева. - М.: Сфера.
  4. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007
  5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
  6. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
  7. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
  8. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
  9. Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. СПб, Приложения.
  10. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с приказом МО от 20 июля 2011г. № 2151. //Дошкольное воспитание.-2012.- №2
  11. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.

Юлия Мыслывец

Здравствуйте дорогие коллеги!

Вот и наступает новый учебный год. С чем вас и поздравляю!

Мы, воспитатели, стараемся внести в обстановку окружающей нас действительности что то новое, необычное.

В своей группе, для новых ребят, я постаралась создать благоприятные условия для умственного, психического, физического, нравственного и эстетического развития каждого ребенка.

Детский сад - это второй дом для детей. И этот дом, каждому из нас хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.

Предметно – развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства, она предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.

Все мы знаем, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

В соответствии с ФГОС в нашей второй младшей группе была создана следующая предметно-развивающая среда:

1. Центр театрализованной деятельности;

Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.

В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.

2. Центр «Ряжения» и ролевых игр «Бабушкин сундучок»;

В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение.

3. Центр физического развития;

В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть игровой зоны. Для малышей есть мячи разных размеров; мячики - ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; массажные варежки; кегли; гантели; обручи; скакалки; верёвки, шнуры; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений.

4. Центр книги



Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение - всё это формируется благодаря общению с книгой.

5. Игровой центр.



В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.

6. Центр развивающих игр



Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

7. Центр природы и экспериментирования



Наш природный центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Комнатные растения подобраны в соответствии с возрастом детей, размещены так, чтобы воспитателям и детям было удобно за ними ухаживать. Имеется всё необходимое оборудование: лейки, палочки для рыхления, ведерки, совочки, лопатки, пульверизаторы. В уголке расположен календарь природы, настольные игры, содержание которых соответствуют природной теме, а так же детская художественная литература с красочными, доступными иллюстрациями.

8. Центр «Наше творчество» (для выставки детского рисунка, детского творчества,);



Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества.

9. Центр «Моя Родина»



Начинают формироваться нравственные привычки и умения, обогащается опыт нравственно-патриотических ценностей, задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: это образ я, семья и ближайшее окружение, детский сад, красивые места родного города, знакомые объекты- магазин, больница, улица.

10. Центр Безопасности





Как хочется мальчикам вырасти поскорее и сесть за руль. Поэтому наш уголок «Безопасное движение» интересует в первую очередь мальчиков.

Он оснащен необходимыми атрибутами к дорожным сюжетно – ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это транспортные средства разных цветов, размеров и назначений, светофор, жезл регулировщика, макет улицы, и дидактические игры.

11 Музыкальный центр



Музыкальный центр оснащен музыкальными инструментами, такими, как: металлофон, бубен, барабан, гитара, колокольчик, пианино, саксофон, балалайка и т. д. Народные игрушки: шумелки, деревянные ложки, птички-свистульки. Самая любимая у детей – музыкальная шкатулка с дисками русского народного и фольклорного творчества. Многие предметы сделаны руками воспитателей, что вызывает больший интерес у детей к музыкальной деятельности. Также в уголке присутствуют дидактические игры с музыкальным содержанием.

12. Информационные блоки.



На стене в прихожей расположили стенд, в который размещаем интересную и полезную информацию для родителей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.