Open
Close

Средства и формы музейной деятельности: эффективность. Технологии продвижения современных музеев

Страница 29 из 39


Музейный маркетинг

Маркетинг – система мер, направленных на максимально выгодный (прибыльный) сбыт продукции, а также инфраструктура по рекламе товара, изучению и формированию спроса. Несмотря на то, что Устав ИКОМ определяет музей как некоммерческое учреждение, маркетин-говые технологии все активнее входят в музейную сферу. Ведь «некоммерческий» характер деятельности музеев не означает запрет на получение прибыли, а лишь накладывает определенные ограничения на ее использование: заработанные средства музей должен направлять на свое развитие, а статус некоммерческой организации обеспечивает ему в ряде случаев налоговые льготы.

Доступ к музейному собранию, условия для самообразования и общения, творчества и проведения досуга, предоставление информации, помощь в образовательной и просветительной деятельности, реклама и формирование имиджа – вот далеко не полный перечень тех услуг, которые предлагает музей. Значительная их часть может быть востребована и оплачена не только музейными посетителями, но и другими потребителями – научными организациями, учебными заведениями, коммерческими компаниями, органами местного самоуправления, благотворитель-ными фондами, средствами массовой информации и др.

Музейный маркетинг и является тем действенным инструментом, который позволяет не только определять, прогнозировать и удовлетворять нужды потребителей музейных услуг, но в ряде случаев эффективно влиять на формирование этих нужд и даже непосредственно их форми-ровать. Грамотный маркетинг может также помочь выявить, удовлетворить и воздействовать на потребности финансирующих музей организаций и потенциальных спонсоров.

В настоящее время многие даже успешно работающие музеи имеют в своем составе отдел маркетинга, задачи которого заключаются в содействии увеличению посещаемости музея, расширению музейной аудитории и распространению информации о музее среди тех, кто не входит в число его посетителей. Специалисты по маркетингу предоставляют необходимые данные для составления перспективного плана работы музея, проводят краткосрочные маркетинговые кампании в ходе отдельных музейных мероприятий, участвуют в привлечении внебюджетного финансирования и в работе со спонсорами. На любом из направлений своей деятельности они выстраивают свою работу по одному и тому же принципу: проводят исследование и планирование, реализовывают план, анализируют результаты и вносят необходимые коррективы.

В отличие от маркетинга в коммерческих учреждениях, музейный маркетинг привлекает ресурсы в двух формах:

Прямой – за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;

Опосредованной – за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований. Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ.

Обе формы некоммерческого маркетинга тесно взаимосвязаны: чем выше социальная значи-мость музея и общественная привлекательность его программ и проектов, тем больше у него возможностей получать средства из «внешних» источников. В отличие от коммерческого сектора, где потребитель и плательщик выступают в одном лице, в некоммерческом маркетинге потреби-тели и финансовые ресурсы разъединены, но взаимосвязаны: доступ к деньгам открывают общест-венный интерес и признание. Поэтому маркетинг музея всегда включает два стратегических направления:

Презентацию и продвижение музея и его деятельности;

Презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг.

Что может предложить музей своим потребителям в качестве «товара»? Это прежде всего экспозиции и выставки, различные формы культурно-образовательной деятельности. Книги, каталоги, буклеты и другая полиграфическая продукция, связанная непосредственно с тематикой музея или близкая к ней, а также видеофильмы, слайды и другие издания, использующие современные информационные технологии, также могут стать одной из статей доходной части музея. Но для того чтобы издаваемые тиражи оказались коммерчески целесообразными, необходима финансовая поддержка спонсоров.

Одним из источников пополнения доходов музея может быть продажа права на производство репродукций, особенно если музейное собрание пользуется известностью. Некоторые музеи имеют прибыль от сдачи своих помещений в аренду для проведения приемов и мероприятий. Например, Музей политической истории в Санкт-Петербурге успешно организует в своих стенах празднование детских дней рождений.

Магазин, предлагающий подарочные и сувенирные изделия, отражающие профиль музея, может не только приносить доход, но и привлекать посетителей. Ручки, блокноты, календари, закладки, косметички, сумки и другие товары с символикой или названием музея служат неплохой рекламой. Важным элементом сервисной инфраструктуры музея являются кафе, кафетерии, бары, рестораны. Их организация приносит деньги лишь незначительному числу музеев, но они необходимы, чтобы сделать посещение музея более приятным. Кроме того, существует немало примеров того, как открытие при музее кафе или бара привлекало дополнительное число посетителей.

Вместе с тем было бы неверным полагать, что музей может работать по принципу самооку-паемости. Исследования показывают, что даже в таких благополучных странах, как США и Вели-кобритания, дополнительные доходы от коммерческой деятельности составляют лишь 5%–10% в музейном бюджете. В Музее аэронавтики и космических исследований в Вашингтоне, самом посещаемом музее мира, порог которого ежегодно переступает 20–25 млн человек, доходы от розничной торговли покрывают лишь 7% оперативных издержек. Метрополитен-музей в Нью-Йорке располагает сетью популярных магазинов и осуществляет самые внушительные в мире продажи через Интернет. Но и его доходы от торговли покрывают только 4% общих расходов.

Для большинства музеев входная плата и членские взносы «друзей музеев» составляют самую существенную часть зарабатываемого дохода и могут достигать 20% стоимости содержания музея. Исследования последних лет показывают, что ключ к доходам – внушительные показатели по количеству посещений музея.

Поэтому краеугольным камнем любого маркетинга является анализ реальной и потен-циальной аудитории музея, умение стать на позицию посетителя и его глазами взглянуть на музей. «Нельзя угодить всем сразу», – таким принципом должен руководствоваться музей, определяя свою миссию и создавая свой продукт. Обычно существует несколько категорий посетителей (так называемых целевых аудиторий, или, в маркетинговых терминах, – сегментов музейного рынка), на которые музей ориентируется в своей деятельности и в работе с которыми использует разные приемы и методы. Это могут быть местные школьники, семьи, туристы, представители различных конфессиональных, национальных, профессиональных культур. Правильно определить целевые аудитории (сегменты рынка) помогает ПЭСТ анализ, в процессе которого потенциальная аудитория исследуется с учетом политических, экономических, социальных и технологических условий, в которых существует и функционирует музей. Определяя число посещений со стороны потенциальной аудитории, то есть выявляя размеры рынка, музей должен убедиться в том, что рынок этот значителен и на его завоевание стоит направлять усилия.

В изучении музейной аудитории традиционно выделяют два основных подхода, известные как «кабинетное» и «полевое» исследование. Кабинетное исследование состоит в анализе различ-ных видов статистики, например, местных или общенациональных отчетов о структуре населения и ее изменениях, современных тенденциях в области развития туризма. Полевое исследование предполагает сбор новых эмпирических данных посредством наблюдения за поведением людей или в ходе беседы с ними.

Если музей свою приоритетную задачу видит в увеличении посещаемости, то, с точки зрения маркетинга, наименее затратным способом ее решения будет концентрация усилий на тех людях, которые уже являются музейными посетителями. Но если музей предполагает расширить или сменить аудиторию, ему необходимо провести кабинетное исследование, которое поможет выявить местные, региональные или национальные тенденции, позволяющие наметить пути решения этой проблемы.

В 1996 г. Музей Поля Гетти (Лос-Анджелес, США), проведя анализ музейной аудитории и городской статистики, установил следующее. Наибольший процент среди посетителей составляли люди с высоким уровнем образования и дохода. Большинство посетителей отличала высокая мотивация посещения музея и ясное осознание той пользы, какую он приносит им самим и их семьям. Однако сложившаяся ситуация в действительности не отражала существующее экономи-ческое и социальное многообразие города. Так, родным языком более чем половины детей, обучающихся в школах города, являлся испанский язык (на нем говорили в семье), однако такие дети составляли лишь незначительный процент посетителей музея. Многие представители этни-ческих меньшинств в первый раз пришли в музей весьма неохотно, однако визит им понравился, несмотря на то, что они не воспользовались всем спектром предоставляемых музеем услуг. Этническое многообразие города неуклонно росло, причем эта динамика была характерна и для детей школьного возраста.

Основываясь на этих данных, музей на последующие два года определил в качестве главной цели установление взаимодействия с учителями и общественными лидерами, проживающими в испаноговорящих районах города. Маркетинговый план, составленный на основе детальной информации, полученной в ходе анкетирования, содержал также рекомендации по поводу наиболее оптимальных слов и формулировок, которые необходимо использовать для привлечения посетителей с низкой мотивацией. Поскольку коллекции музея включают в основном европейское искусство XV–XIX вв., то для привлечения людей латиноамериканского происхождения требова-лось учесть их весьма ограниченное представление о европейской культурной традиции, избежать в описании акцента на высокую эстетическую ценность искусства и представить музей как прият-ное место, где можно всей семьей интересно провести выходной день, узнав что-то новое.

Согласно базовой схеме классификации спроса, потребители обычно делятся на четыре основные группы:

Тех, кто не знает о предлагаемых товарах и услугах, поэтому их не потребляет;

Тех, кто знает, но не потребляет;

Тех, кто знает и потребляет;

Тех, кто знает, но потребляет конкурентные товары и услуги.

По наблюдениям экспертов, в России очень велика доля тех, кто не знает о предлагаемом музейном продукте и по этой причине не становится его потребителем. Поэтому в музейном маркетинге особая роль должна отводиться так называемым «завоевательным» маркетинговым стратегиям, которые направлены на информирование потенциальной аудитории и рекламу музейного предложения.

По отношению к «тем, кто знает, но не потребляет» целесообразно применение «стимули-рующей» маркетинговой стратегии, ориентированной на то, чтобы развеять устойчивое представ-ление о музейном предложении как «скучном» и «устаревшем». Расширить спрос за счет «тех, кто потребляет конкурентные товары и услуги», позволяют «корпоративные» маркетинговые стра-тегии, которые направлены на формирование совместных проектов, программ и продукта с теми организациями, которые предлагают конкурирующие товары и услуги в сфере досуга. Как показывает практика, конкуренция в этой сфере часто носит искусственный характер, и в действительности существуют большие возможности для объединения усилий и сотрудничества.

Таким образом, в настоящее время, по мнению одного из ведущих специалистов в области экономики и культурного маркетинга Т.В. Абанкиной, эффективная маркетинговая стратегия состоит в формировании корпоративного предложения: межмузейное сотрудничество, совместные программы с другими организациями и учреждениями культуры, партнерские проекты. При этом основу предлагаемого продукта составляют взаимодополняющие товары и услуги, которые провоцируют их комплексное потребление в определенных пропорциях. Такой продукт может создаваться совместными усилиями музея и туристических организаций, музея и образовательных учреждений, музея и индустрии развлечений и т.д.

В современной России перед музеями стоят две ключевые задачи в области коммуникативной политики. С одной стороны, им нужно разрушить ложные стереотипы, сложившиеся в сознании людей в отношении музейного предложения, с другой стороны – изменить ту неадекватную оценку аудитории музейными работниками, которая основана только на их собственных представлениях.

Проведенные в ряде европейских стран исследования показали, что для сотрудников музеев в целом характерна неадекватная оценка музейной аудитории. Например, музейные сотрудники считают, что:

Аудитория однородна;

Аудитория думает о себе, как о любителях искусства;

Аудитория динамична и активна в выборе искусств;

Аудитория образованна и сведуща в искусстве;

Аудитория уверена в своих знаниях, хорошо ориентируется в музее и искусстве;

Аудитория разделяет ценности музея.

Но в действительности подобные представления оказались неверными, поскольку в боль-шинстве случаев люди приходят в музеи, чтобы:

Привести детей или друзей;

Провести время с другом или подругой;

Отдохнуть в тиши музея;

«подняться над обыденностью», и потому что им нравится атмосфера в музее;

Увидеть интересующую их коллекцию или выставку;

Познакомиться с музеем, потому что они – туристы.

Люди не приходят в музеи и галереи, потому что:

Не знают, что происходит в музеях;

Не разбираются в искусстве и стесняются этого;

Деловые люди считают, что они очень заняты, а в музее ничего нельзя посмотреть быстро;

Посетители с детьми считают, что в музеях не любят детей, поскольку им все время делают замечания по поводу поведения;

Инвалиды не хотят, чтобы на них обращали излишнее внимание;

Молодые люди чувствуют себя необразованными и стесняются этого.

Для того чтобы люди чувствовали себя в музее спокойно и уверенно, они должны получить предварительную дифференцированную информацию, развеивающую их предубеждения. Напри-мер, для деловых людей могут быть созданы специальные путеводители «Если у Вас всего 30 ми-нут...»; для взрослых разрабатываются программы завуалированного обучения через открытые занятия с детьми, потому что взрослые, особенно пожилые люди, стесняются учиться.

Музей может влиять на аудиторию как непосредственно в своих стенах, так и через рекламу и паблисити (скрытую рекламу-информацию). Наряду с традиционными выносными щитами с информацией о работе музея в качестве носителя рекламы используются различная сувенирная продукция, упаковочные средства с символикой и названием музея. Реклама музея и проводимых им мероприятий может распространяться в виде плакатов, размещаемых в общественном транспорте, в виде вкладышей и листовок, прилагаемых к почтовым отправлениям или газетам, в виде объявлений в газетах и журналах, на радио и телевидении. Реклама действует не только в качестве непосредственного стимула посещения музея, но и как средство формирования и оформления впечатлений. Ее долговременный эффект, закрепляющий положительный имидж музея, не менее важен, чем сиюминутное действие. Поэтому на рекламе нельзя экономить, а разрабатывать ее нужно профессионально, в русле единого для музея фирменного стиля.

Паблисити (англ. publicity – публичность, гласность) – это: 1) неличностное стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность посредством публикаций или получение благоприятных презентаций на радио, телевидении, которые не оплачиваются определенным спонсором;
2) публичность, гласность, известность, популярность. Паблисити формируют отзывы партнеров и клиентов, деятельность самой организации, а также средства PR – пресс-релизы, статьи, репортажи, пресс-конференции. Эти средства имеют ряд преимуществ перед рекламой: они пользуются большим доверием, поскольку воспринимаются как объективные новости, а их подготовка и размещение обходится дешевле. В ряде ситуаций следует использовать именно паблисити, а не прямую рекламу. Например, благотворительную акцию уместнее осветить в колонке новостей, а профессиональное объяснение новой услуги или мероприятия станет понятнее, если будет изложено в статье или интервью.

Огромные возможности для информирования аудитории дает Интернет. В наши дни очень многие музеи имеют во Всемирной паутине свою индивидуальную страницу – сайт, с помощью которой они знакомят своих компьютерных пользователей с перспективными и текущими направлениями деятельности, анонсируют предстоящие мероприятия, рекламируют услуги. Интернет позволяет организовывать интерактивное общение любых профессиональных групп и аудиторий, открывает безграничные возможности для представления музейного продукта, прежде всего за счет различных видов современных «электронных» публикаций и интерактивных продаж в виртуальных магазинах, ярмарках и выставках.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История создания виртуальных музеев. Использование объемной графики для демонстрации интерактивных экспонатов. Выбор цветовой гаммы. Принципы размещения информации и текстового наполнения. Исследование особенностей игровой индустрии в России и за рубежом.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

    Основные понятия, функции и направления деятельности музеев Российской Федерации. Классификация музейных учреждений. Характеристика ресурсной базы музеев Санкт-Петербурга, регулирование их деятельности. Факторы привлекательности музея для посетителей.

    реферат , добавлен 21.04.2015

    История комплектования музейных фондов. Характеристика научно-фондовой работы музея "Горизонт". Комплектование, учет музейных фондов. Комплектование музея - часть реализации концепции развития музея. Направление фондовой работы. Юридическая охрана фондов.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2009

    Предпосылки появления проблемы сохранения и использования нематериальных объектов наследия, их общественное значение как музейных объектов. Деятельность Российского Комитета по сохранению нематериального культурного наследия при комиссии по делам ЮНЕСКО.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2010

    Сеть и типы музеев. Нормативно-правовая база деятельности музеев Российской Федерации. Назначение и функции музея. Учет и хранение музейных ценностей. Экспозиционная и научно-исследовательская деятельность музеев, особенности их кадрового состава.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2012

    Перспективы внедрения PR-технологий в учреждениях культурно-досуговой сферы. Использование возможностей сети Интернет для рекламы. Привлечение ресурсов с помощью веб-сайта. Применение новых технологий для работы с фотографиями, киноматериалами, музыкой.

    реферат , добавлен 17.07.2012

    Сущность, классификация и история музеев, их особенности как объектов научного исследования и туризма. Характеристика музеев Франции, историческая ценность экспонатов Лувра, Музея импрессионизма, Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Проблемы чтения современных детей и подростков. Визуальная форма продвижения чтения. Роль СМИ в продвижении чтения. Социальное партнерство библиотек. Продвижение чтения в библиотеках Чувашской Республики. Национальная программа развития чтения в России.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2011

Для подготовки к совещанию важно иметь сформулированную цель встречи. Целью одного из совещаний будет выявление важных и актуальных выставок для Гохрана России. Целью участия в них является поддержание имиджа организации путем экспонирования исторических ювелирных изделий составляющих большую значимость для общества.

Важно подготовить к совещанию список планирующихся мероприятий на год и материалы по каждой.

В качестве поддержания имиджа Гохрана России, автором было предложено участие в выставках путем предоставления исторических ювелирных экспонатов:

1. Ювелирная выставка "Сокровища Петербурга" (27.05.2016- 29.05.2016гг.)

2. Ювелирная выставка "Сокровища России" (08.06.2016 - 11.06.2016гг.)

Представленные выставки подробно описаны в приложении 2.

Пример анкеты по новым экспонатам и удовлетворенности старым приведен ниже:

1. Довольны ли Вы представленной экспозицией?

o Доволен

o Скорее доволен

o Скорее недоволен

o Недоволен

2. Довольны ли вы обслуживанием?

o Доволен

o Скорее доволен

o Скорее недоволен

o Недоволен

3. Что вы бы хотели увидеть в следующей выставке?

o Экспонаты К. Фаберже

o Уникальные самородки

o Ювелирные произведения XVIII века

В современном мире СМИ играет огромную роль для имиджа организации. Очень важно проводить несколько раз в год интервью с руководителем организации это не только делает организацию более открытой, но и раскрывает горизонты для новых клиентов и партнеров. Таким образом, автором работы предлагается увеличить количество интервью за год. А так же можно проводить экскурсию на предприятие или день открытых дверей. Благодаря вышеперечисленным мероприятиям Гохран станет более открытой организацией для общества.

Разработка выставки

Для дальнейшего развития российской ограночной отрасли предлагается проведение различных PR-мероприятий, в том числе экспозиционной деятельности. Выставки и ярмарки способствуют формированию позитивного имиджа и привлечению внимания общественности к самой организации, ее деятельности и товарам.

Поэтому самым интересным и выгодным для улучшения существующей ситуации является разработка выставки.

Для современного человека, привыкшего к ярким образам, посылаемым всевозможными цифровыми и аналоговыми СМИ, традиционная экспозиция выставки может показаться несколько скучной. Или, как минимум обыденной. Поэтому современные технологии, глубоко проникают в выставочную деятельность.

Так, например, большой интерес у посетителей выставок и ярмарок вызывает использование видеоматериалов. Объясняется это психологическим утомлением, обусловленным достаточно статичным действием, происходящим на выставках. Видео оформление вносит в атмосферу любой выставки ощущение динамики, простора, реальной жизни. И, конечно же, это одновременно используется и для эффективной рекламы деятельности организации и привлечения внимания к проблемам отрасли. На предлагаемой интерактивной выставке будет использованы видеоролики, продолжительностью от 1 до 3 мин с различными художественными или ювелирными экспонатами. Так же будет создан зал с фильмом, демонстрируемым на гигантских экранах. Фильм будет назван «Ювелирное искусство: путь от алмаза до бриллианта», он поведает о создании бриллианта с начала его добычи. Помимо интерактивного аспекта выставки будут экспонироваться новые, еще не выставлявшиеся экземпляры из Государственной сокровищницы. А также экспозицию будут украшать новые уникальные экспонаты современных ювелиров. В рассматриваемом интерактивно-выставочном проекте будет использоваться музыкальное сопровождение современных и классических симфоний, для создания нужной атмосферы.

Данная интерактивная выставка даст возможность узнать посетителям, как создаются произведения ювелирного искусства, и будет хорошим PR ходом для поддержания имиджа организации.

Целью данного интерактивно-выставочного проекта будет знакомство с культурным наследием России, привлечение молодых людей к ограночной отрасли и улучшение имиджа профессии огранщиков и ювелиров, вследствие чего и повышение имиджа Гохрана России.

Важными функциями интерактивных выставок является побуждение посетителей к размышлению, творчеству, активному участию в выставке.

Спецификой выставки будет являться короткометражный фильм «Ювелирное искусство: путь от алмаза до бриллианта» на нескольких больших экранах (Приложение 1). Произведем расчет стоимости звуковой системы, экранов и проектора:

3 экрана класса люкс со стационарной рамой размером 270x350см100 000*3=300 000 руб.

Один широкоформатный проектор 160 000 руб.

Акустическая система 200 000 руб.

Примерный бюджет 30 минутного фильма составит 5 000 000 руб.

Предположим, что средняя проходимость в час составит100 людей.

Режим работы выставки с 9.00 до 20.00

11 часов* 43 человек = 469 человек в день. Предположительная длительность выставки 3 месяца, это приблизительно 85 рабочих дней. Стоимость входного билета 250 рублей.

469*250 = 117 235 рублей за день.

117 235 *85 = 9 965 000 рублей за весь период выставки.

469*85 = 39 860 посетителей за весь период выставки.

Так как выставка является некоммерческой и преследует цель привлечения внимания к проблеме нехватки профессиональных огранщиков и ювелиров в России, то будет осуществляться предоставления билетов на льготной (бесплатной) основе для школьников и пенсионеров в объеме 15 000 человек.

В связи с тем, что Гохран России уже проводил выставку в ГМИИ им. А. С. Пушкина, место экспонирования останется тем же. Значит, чтобы осуществить стабильную работу выставки, необходимы четыре сотрудника с рабочей сменой два дня через два, без учета кассиров. По плану, на выставке постоянно будут находиться два сотрудника, то есть перспектива достижения цели вполне реальна.

Для расчета бюджета выставки, прежде всего, требуется рассчитать площадь для размещения экспозиции. Для оформления стендов необходимо с учетом двух залов 50м². Для зала с мультимедийным шоу50 м². Следовательно, размер арендуемой площади составит 100 м².

Стоимость 1 м² площади составляет 7 500 рублей, следовательно, цена за 100 м² составит 750 000 рублей в месяц. Сумма за три месяца составит 2250 000 рублей. Общие затраты организации на создание выставки представлены в таблице 2.10.

Таблица 2.10

Статья расхода Сумма, руб. % к итогу
Бюджет фильма 5 000 000 50,18
Аренда выставочной площади, монтаж/демонтаж экспозиции 2250 000 22,58
Затраты на размещение и перемещение экспонатов 1 000 000 10,04
Затраты на приобретение и установку звуковой системы, экранов и проектора 660 000 6,62
Рекламная компания 400 000 4,01
Персонал 360 000 3,61
Рекламные материалы и сувениры 120 000 1,20
Непредвиденные расходы 100 000 1,00
Транспортные расходы 60 000 0,60
Прочие расходы 15 000 0,15
Итого: 9 965000

Бюджет выставочной кампании

Самые значительные расходы составляют затраты на съемку фильма – 50,18%. Среди остальных категорий наиболее высоки следующие расходы:

Затраты на аренду площади – 22,58%;

Затраты на размещение экспонатов – 10,04%.

Затраты на оформление зала с фильмом– 6,62%;

Оценка эффективности создания музейной выставки.

Ольга Данилкина

Современные музеи: ОЛЬГА ДАНИЛКИНА размышляет об эффективности и удовольствии


Признаться честно, в глубоком детстве я расстраивала родителей, называя буфет самым ярким впечатлением от посещения художественного музея, что совсем не отменяло предварительного променада по выставке удивительных экспонатови внимательного выслушивания экскурсовода, но служило прекрасным завершением. Маленькая компенсация за труды облегчала жизнь и мне, и родителям, а походы в музеи стали прочно ассоциироваться с привычным культурному человеку досугом. Во времена моего постсоветского детства в музеях были только экспонаты, экскурсии, сувениры и буфет. Но уже тогда в большинстве крупных художественных музеев Европы и США, а сейчас и в некоторых российских появилось множество опций, существенно меняющих представление об этой институции.

Образовательные лекции для людей, страдающих болезнью Альцгеймера, в МоМА

Пообедать, послушав лекцию по искусству, можно в MoMA , выпить вина во время экскурсии по залам французского искусства конца XIX века - в LACMA , прийти в музей с грудным ребенком и не бояться, что он будет кому-то мешать, - в Whitney , купить подарочный сертификат на экскурсию - в Tate . Не говоря уже о множестве образовательных программ для разных возрастных групп, бесплатных посещениях в определенные дни для подростков, условиях для людей с ограниченными возможностями - любой может прийти в современный музей и найти, чем там заняться. Междисциплинарность, развитие творческих способностей, улучшение общественного климата - такими ценностями пестрят разделы «о музее» на сайтах большинства приведенных в пример институций. Как меняется функция музея, когда он больше чем наполовину является центром культуры и досуга? В чем ценность его экспонатов и зачем их делать еще более увлекательными? Откуда взялось столько забот о комфорте зрителя?

Может ли музей быть эффективной институцией и что означает эта эффективность - загадка «тыквенного супа » стала мучить российские учреждения культуры только в недавнее время. Зарубежный опыт, как всегда, впереди, и даже там музейное сообщество так и не пришло к выводу, по каким меркам мерить - не по посещаемости же и окупаемости, в конце концов. Потребность в оценке эффективности возникла в конце 1960-х, когда западные музеи были вынуждены доказывать свою ценность, чтобы получить государственное или частное финансирование. Из независимого и надменного хранилища артефактов они превратились в гостеприимные институции, служащие инструментом социальных изменений путем образования и развития человека. На что еще тратить деньги обществу, как не на общественно полезные дела? Музей как элемент традиции без фактического подтверждения своей пользы уже не будет никем поддержан.

Untitled Restaurant, Whitney Museum of American Art, New York

Marketing mode

Первый в мире национальный музей - Лувр, открывший свои двери для широкой публики в 1789 году, провозгласил одной из ценностей доступность достижений отечественной и мировой культуры. Музей работал в таком режиме: пять дней он был открыт только для художников и искусствоведов, три - для широкой публики, и два отводилось на уборку помещений. Верхом доступности тогда казалось то, что любой человек имел право прийти в музей, пусть только три дня из десяти; туда стояли очереди. Спустя два века американский музейный консультант Мэрилин Худ обозначила, чем отличается частый посетитель современного музея от того, кто в него вообще не заглядывает. Это отличие - способность правильно обращаться с информацией и смыслами (message ), которые зритель там обнаруживает. Право прийти в музей сейчас уже никого не удовлетворяет - теперь доступность заключается в успешной коммуникации между институцией и ее посетителем, и чем она успешнее, тем более эффективной можно признать деятельность музея.

Один из крупнейших американских музейных специалистов Стивен Уэйл в 1999 году отметил , что эти сущностные изменения сопровождались сменой режима работы: с, условно говоря, «продаж» (sales mode ) музей перешел к «маркетингу» (marketing mode ). «Продажа» зрителю своих традиционных услуг, то есть возможности посмотреть коллекцию, приобретя билет, сменилась формированием образовательных сервисов на основе интересов и потребностей общества. Второй причиной беспокойства после музейной коллекции стал зритель - на каком языке с ним говорить и как объяснить, что ему нужно в музей?

Уже упомянутая Мэрилин Худ в 1983 году так и назвала свое исследование аудитории американских музеев начала 1980-х - «Держаться в стороне: почему люди решают не ходить в музеи ». Она пришла к выводу, что основную долю посетителей современных музеев составляют достаточно молодые люди с высшим образованием и доходом выше среднего. Она вывела шесть наиболее желанных качеств досуга: это осмысленная деятельность, новый опыт, новые знания, активное общение, комфортное ощущение себя в обстановке и вовлеченность. Регулярные посетители считали наиболее ценными первые три и находили их все в музее. Люди, не бывающие в музеях, больше ценили последние три - досуг в музее им не соответствовал вовсе. Худ рекомендовала изучать потребности потенциальных посетителей и создавать для них подходящие опции, не забывая при этом поддавать жару чем-то новеньким для постоянных гостей.

Второй причиной беспокойства после музейной коллекции стал зритель - на каком языке с ним говорить и как объяснить, что ему нужно в музей?

Дальнейшие исследования добавили к психологическим факторам социальные стереотипы, детский опыт посещения и возраст.В 1980-х британский исследователь Дэвид Принс обнаружил , что люди с доходом ниже среднего не ходят в музей часто только из-за социальных стереотипов, а не стоимости билетов: сложившийся в обществе образ посетителя музея предполагал высшее образование и высокий доход. К концу 1990-х исследования по-прежнему показывали, что в музеи ходят люди из наиболее благополучных социальных групп, воспитанные на ценности обучения как пожизненного процесса.


«Доступный» не значит «простой»

Находясь на стыке нескольких аудиторий (местной широкой публики, профессионального сообщества и туристов), музей имеет столько же направлений работы. Широкая публика при этом включает множество возрастных и социальных подгрупп, с которыми нужно найти общий язык. Зритель должен чувствовать себя комфортно независимо от уровня дохода и знаний, под него не нужно менять содержание, а только подачу. В 1980-е была обнаружена базовая необходимость в образовании, без которого невозможно адекватно понимать современные процессы в визуальной культуре, а получить его часто можно только в музее, где зритель переживает опыт встречи с произведением.

После функциональной «революции» музей обзавелся надстройкой необходимых условий для комфортного - и физически, и психологически - пребывания зрителя. В статье 1996 года американский музейный консультант Джуди Рэнд составила своего рода «свод прав» музейного посетителя, который включал удовлетворение базовых физических потребностей, финансовую доступность, понятную навигацию, гостеприимство и отзывчивость, увлекательность и общение, уважение и возможность чему-то научиться, автономию выбора и попросту отдых.

Lange Nacht der Museen, Neue Nationalgalerie, Staatliche Museen zu Berlin

Городской житель работает допоздна и стоит в пробках; кроме выходных он может попасть в музей только после работы, глубоким вечером.Для физически комфортного пребывания посетителю нужны нескользкие полы, эскалаторы и лифты, приятные пространства для отдыха, кондиционеры, туалеты, гардероб, кафе, информационный пункт; для людей с ограниченными возможностями - пандусы, коляски, тактильные экскурсионные программы, аудиогиды, другие удобные сопроводительные материалы или даже возможность прийти в музей с собакой-поводырем.

В 1970-х годах зарубежные исследователи выявили, что если ребенок находит опыт посещения музея скучным и утомляющим, он вряд ли туда вернется, став взрослым. Семья как первый бастион воспитания должна получать в музее максимум возможностей для совместного досуга, чтобы развивать ребенка и налаживать с ним взаимопонимание. Для семьи нужны отдельные совместные экскурсии, мастерские, детские игры и путеводители, методическое обеспечение, подсказывающее родителям, как правильно говорить с детьми об искусстве.

Приоритет образования как ценности в музее неминуемо связывает его с учебными заведениями: школами, колледжами и институтами. Будучи храмом современности , он единственный может предоставить опыт взаимодействия и знания о современном искусстве и культуре. Поэтому особое внимание музей должен уделять школам, предоставляя возможность задействовать свои ресурсы в процессе обучения. То же касается студентов и работников науки: архивы, библиотеки, коллекция, весь накопленный опыт должны быть доступны для изучения. Помимо этого образование должно быть доступно и обычным взрослым посетителям - кинопоказы, лекции, образовательные программы и другие мероприятия дополняют картину, сформированную на выставке, театральном спектакле или концерте.

Carsten Höller, Double Slide, Museum of Contemporary Art, Zagreb

Российская особая

Местные исследования обнаруживают нас примерно там, где американский музей был в 1980-е. «Мониторинг культурной жизни города Москвы и оценка эффективности деятельности учреждений культуры Департамента культуры города Москвы: статистико-социологический анализ », выполненный Московским институтом социально-культурных программ по заказу Департамента культуры города Москвы, основывался на статистике 2011 года. В соответствии с ним примерно половину посетителей музеев и выставочных залов составляют случайные гости, а постоянные посетители имеют доход выше среднего, высокий социальный статус и активную позицию в обществе. Ключевой фактор выбора досуга - компания, то есть семья, партнер, друзья или коллеги. Наиболее успешными исследование посчитало музеи, которые делают ставку на нечто среднее между образованием и отдыхом: в этих учреждениях проводится больше всего мероприятий, о них чаще упоминают в СМИ и посещаемость в разы выше. Несмотря на заявленную цель - вычислить эффективность, исследование не уходит дальше рыночной логики подсчета посещаемости и конкуренции учреждений культуры за зрителя между собой и другими видами досуга, типа магазинов и ресторанов.

Результаты за 2012 год, опубликованные в отчете Минкульта о проведенной работе , доказывают улучшение дел так же: очевиден только прирост посетителей музеев. В отчете также отмечено увеличение до 26 дней времени бесплатного посещения и часов работы по четвергам до 21:00, сообщается об успешном старте семейной акции «Всей семьей в музей», поддержанной двадцатью столичными музеями. Однако методические наработки на тему того, что такое музейная эффективность и какие действия ее повышают, по-прежнему отсутствуют.

В 1970-х годах зарубежные исследователи выявили, что если ребенок находит опыт посещения музея скучным и утомляющим, он вряд ли туда вернется, став взрослым.

Большинство музейных институций, занимающихся современным искусством в России, уже имеют базовые опции как у зарубежных аналогов: образовательные программы и экскурсии для посетителей разного возраста и для людей с ограниченными возможностями; семейный досуг и широкий диапазон программ специально для школ и других государственных образовательных институций. Причем экскурсии оказываются популярнее всего у школьников и пенсионеров, а на лекции предпочитают ходить в большинстве своем студенты и ученики старших классов. В первом полугодии 2013-го выйдут путеводители сразу в двух столичных институциях: ГТГ на Крымском Валу и ММСИ, причем в нескольких версиях для разных возрастных групп.

Однако по-прежнему во многих музеях отсутствует система, позволяющая посещать их людям с ограниченными возможностями, далеко не во всех есть кафе или условия для маленьких детей. Не говоря уже о часто не вполне компетентных смотрителях экспозиции, которые не просто не создают атмосферу гостеприимства и не помогают зрителю понять искусство, а как раз мешают этому процессу. Например, отправляя зрителей осматривать экспозицию с верхнего этажа по логике бытового удобства подъема на лифте, а не по лестнице.

Большинство российских музеев, даже художественных, еще не вышло из состояния «хранилища». Публично заявленные городской и государственной властью призывы к трансформации при этом вызвали бурю негодования и осуждения, причем критики не разбирались в сути, а рассуждали по принципу «скажи мне, кто твой друг». Те самые «друзья» в лице частных институций, прогрессивных в отношении инфраструктуры музея или образовательного центра, осуждались именно за содержание, а не инфраструктуру, что в общем-то совершенно другой разговор. Так вина ли это тыквенного супа, что отвлек зрителей от хорошего искусства?

Алекс Фаркухарсон, современный британский куратор и критик, в своей статье «Институциональные обычаи» в 2006 году (в 2010-м он прочел лекцию на основе статьи) в ответ на засилье рыночных технологий в музейном деле составил несколько «максим». Одна из них звучала так: «Произведение - это то, что вы видите перед собой». Это призыв работать с местными историями и ни в коем случае не отрываться от местного контекста, не быть пришельцем, учащим аборигенов уму-разуму, потому что это не будет работать. Пестрая выставка Джеймса Таррелла и кураторские проекты на стыке искусства и моды, дизайна или цифровых технологий выразили амбиции ЦСК «Гараж» по сотрудничеству с международными партнерами. Но они отнюдь не сделали объект выставок интересным чем-то более, чем своей пестротой, развлекательностью и экзотичностью. В то время как попытки углубиться в местный контекст фестивалем перформанса, выставками молодых художников или проектом об архитектуре Парка Горького скорее попали в местное яблочко. К сожалению, подобных примеров оказалось меньше в сравнении с зарубежными блокбастерами, а о серьезных исследовательских проектах в рамках местного контекста пока речь ни разу не шла (разве что не об искусстве, а о моде таким проектом стала «Альтернативная мода до прихода глянца»).

Еще одна современная российская тенденция отсылает нас как раз в середину западноевропейских 1980-х - это потребность в образовании в музее. Появившийся только год назад образовательный отдел ММСИ столкнулся, казалось бы, с неожиданной ситуацией - спросом со стороны школьных учителей и самих школьников на знания о современной визуальной культуре. Педагогический институт не смог дать преподавателям достаточно (и, судя по всему, в ближайшее время не собирается), и самому подобрать материал человеку, далекому от процесса, оказывается практически невозможно. «Музей как институция - это компетенция в знаниях о культуре ХХ века. Эти знания - не надстройка или дополнительные увлечения, а все-таки основа, необходимая любому человеку, чтобы быть современным», - рассказывает Алексей Масляев, заведующий образовательным отделом музея. Этот спрос побудил музей создать целую программу для учителей с последующей разработкой методического пособия и распространением его среди образовательных учреждений хотя бы в пределах столицы. «Мы предложили курс, который основан на выставочной программе музея и предполагает определенное количество достаточно интерактивных занятий в экспозиции выставки. На выходе преподаватель получает сертификат о дополнительной квалификации, подтверждаемый Московским институтом открытого образования», - объясняет Масляев.Методические занятия для учителей также есть и в подразделении Третьяковки на Крымском Валу, посвященном искусству XX-XXI веков, в их планах тоже присутствует выпуск методических пособий.

«Искусство и его институции нужны для серьезности и для удовольствия - для серьезных удовольствий».

Можно возразить: зачем музею брать на себя функции других институций - детских садов, школ и университетов? С одной стороны, с этим сложно не согласиться с позиции идеального состояния дел, с другой стороны - усовершенствовать работу музея проще, чем всю систему образования. И уж точно ничто в образовательных институциях не заменит опыта столкновения с произведением. Поэтому самые незначительные шаги в эту сторону, как, например, интерактивная экскурсия по ММСИ на Петровке в рамках детского дня рождения в кафе музея «Март», обретают огромное значение.

Помимо школьного образования за такой же «базой» в музей приходят и взрослые люди. С каждым годом лекции по истории российского и зарубежного искусства от сотрудников Отдела новейших течений ГТГ на Крымском Валу становятся все более востребованными. Как рассказывает глава отдела Кирилл Светляков, «для статистики: с 2008 года аудитория в среднем увеличилась в три-четыре раза - от пятидесяти до ста пятидесяти и даже двухсот человек».Сейчас куратор Елена Яичникова готовит в ММСИ систематизированную программу лекций, которые будут сфокусированы на базовых знаниях об искусстве и культуре, передаваемых «из первых рук». Программа будет разбита на модули, за каждый из которых будет отвечать специалист в конкретной области. «Хотелось бы создать музей как пространство, где мы бы помогли человеку в конечном итоге ориентироваться самому, чтобы тот страх перед современным искусством, который присутствует изначально, ушел», - рассказывает Екатерина Кузьмина, сотрудник экскурсионного отдела ММСИ. Ее дополняет Масляев: «Это предполагает пересмотр функции музея, которая означала дидактическую установку и помещение зрителя в догматические рамки культурной системы. Сегодня мы стараемся отойти от этой модели и выстроить диалог со зрителем; мы воспринимаем посетителя музея как собеседника и соучастника образовательного процесса».

Помимо этой проблемы общественного характера скорее всего есть и множество других, которые может решать музей, ориентируя свою деятельность на общественную пользу и исходя из местного контекста. Вторая максима Фаркухарсона называлась «Используйте удовольствие» и звучала так: «Искусство и его институции нужны для серьезности и для удовольствия - для серьезных удовольствий (по меткому выражению писателя Филипа Хоара). Удовольствие не принуждает. Оно удивляет, соблазняет, заставляет смеяться, будит мысль. Это не развлечение - с помощью удовольствия мы приходим туда, куда мы иначе не попали бы».

Филиппу. Котлеру, которого считают"отцом"современного маркетинга, принадлежит гениальную и поэтому простое определение этого понятия"маркетинг"Это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение п потребностей через обминя потреб через обмін.

. Маркетинг учреждений культуры - это формирование спроса и удовлетворение потребностей в сфере досуга. В сфере досуга сегодня сосредотачивается огромный рыночный потенциал. Индустрия досуга с конца XX в стала приоритетной

привлекательной для инвестиций и стабильно высокодоходной сферой постиндустриальной экономики

Для большинства музеев развитых стран в XXI веке норма - содержать отдельные отделы маркетинга . В то время как для музеев Украины маркетинговая деятельность до сих пор остается малопонятной диковинкой

Маркетинг фактически стал философией и идеологией рыночной деятельности. Последние десятилетия характеризуются тем, что маркетинг занял место ведущей концепции управления и в некоммерческом секторе развитых ток и укрепление маркетинговых коммуникаций позволили, например, сформировать систему фандрайзинга, что в наши дни обеспечивает стабильное финансовую основу для реализации культурных проектеів.

Теория маркетинга основывается на учении о рынке. По. Ф. Котлер, рынок - это совокупность всех покупателей (как реальных, так и потенциальных) определенного вида товара или услуги. Объем рынка зависит от сколько ости покупателей, которые в состоянии отреагировать на то или иное предложение рынка. Коммерческий маркетинг сосредоточивает усилия на двух базовых рыночных ареалахлах:

доступном рынке - совокупности людей, которые проявляют интерес и обладают финансовыми возможностями и удобным доступом к товару или услуге;

потенциальном рынке - совокупности людей, которые проявляют интерес к определенному товару или услуге

. Музейный маркетинг (от англ market - рынок) - это система знаний о теории и практике создания, продвижения до потенциальных потребителей и сбыта музейного продукта, а также налаживание комплекса коммуникативного диалога между музеями и обществом и его отдельными институтами.

Исходя из этих положений, маркетинг музея должен реализоваться в двух стратегических направлениях:

презентация и продвижение музея и всех форм его общественной деятельности (некоммерческий маркетинг);

презентация и продвижение конкретных музейных услуг или товаров (коммерческий маркетинг)

. Коммерческая составляющая музейного маркетинга - это система организации и сбыта музейного продукта, ориентирована на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней музейного и и внешней рыночной, институционально-общественного и досуговых-культурной среды, разработки мероприятий по улучшению музейного продукта, ассортимента музейных услуг и товаров, изучение потребностей и кул ьтурних запросов посетителей, проведения конкурентоспособной ценовой политики, формированию спроса, стимулированию посещения, PR и реклам.

Понятие внешней среды музейного маркетинга выделяют семь факторов:

политические: политическая система (ее ценности и задекларированный курс в сфере демократизации и гуманизации общества, открытости партнерства с другими государственными учреждениями, поддержки культуры и ту уризму) и законодательно-правовое регулирование музейной деятельности

международные факторы: добрососедские отношения, доступность национального культурного наследия международных туристических потоков и степень интегрированности национальной музейной сети в глобальную индустрий рию туризма

социально-культурную среду: различные группы людей, имеющих различные культурные характеристики, менталитет и систему ценностей;

экономические факторы: уровень занятости, инфляции, структура расходов потребительской корзины граждан, ценовая конъюнктура и т.д.;

Исследование рынка предполагает: а) определение емкости рынка, а также возможной доли нашего участия в общегородском и региональном рынках музейного предложения б) прогнозирование тенденций развития музей йного и шире - досуговых рынка на ближайший сезон / год в) выявление тенденций развития культурно-досугового рынка на пять и более. Роки.

Изучение потребителей дает ответы на следующие вопросы: кого можно считать потенциальными потребителями наших услуг и товаров, такая численность и география каждого сегмента, какие мотивы являются предпосылкой или. СПОН укою к посещению нашего музея, какие именно их образовательные, познавательные, культурно-эстетические и досуговых-развлекательные потребности не удовлетворяются музейными учреждениями-конкурентам.

Изучение товаров предполагает поиск ответов на вопрос: конкурентоспособная наше предложение сравнению с музейным продуктом (и его сервисными характеристиками) конкурентов; как нужно реорганиз зовать нашу экспозиционно-выставочную и культурно-массовую деятельность согласно выявленным потребностям.

Изучение конкурентов выясняет: кто является нашими основными конкурентами чем соседние музеи пользуются большим спросом у потребителей, какие ценовую и приманивая стратегии применяют наши конкуренты, какие к каналы рекламы и PR-продвижения выбираются ними и почему; которыми перспективными инновациями они сейчас занимаются и вообще чего мы можем у них научиться.

В повседневной практике музейного дела происходит маркетинговый мониторинг - общение музея со своими посетителями относительно восприятия или невосприятия ними музейной экспозиции. Для выявления реально й мнения посетителей о познавательность, композиционную и вещественную качество, атракцийнистю, эстетичность, экспрессивность и визуальную гармоничность экспозиции музея проводятся специальные экспресс-опроса я или анкетирования. Такие маркетинговые опросы дают музейным работникам возможность изучить основные группы посетителей, их интересы и пожеланияня.

Новые возможности мониторинга предоставляют информационные технологии. Каждый современный музейный сайт имеет счетчик посещений, многие из них содержат анкеты для посетителей, с помощью которых собирается ин мации для дальнейших маркетинговых исследований. К тому же современные информационные технологии значительно ускоряют и удешевляют проведение специализированных и выборочных маркетинговых опросовнь.

Сегодня остро проявляются тенденции к сокращению жизненного цикла товаров и услуг, усиливается стремление людей к новизне и многообразие. Активнее меняются интересы потребителей - отсюда тенденция я к измельчению рынков. В такой ситуации успешность маркетинговых стратегий определяется точностью сегментации аудитории, возможностью корректировать предложение под быстро меняющийся спрос и удерживать интересам с за счет интенсивной коммуникацийії.

В начале XXI в музейный маркетинг - это дифференцированный (многосегментный) маркетинг, основанный на индивидуализированном подходе к сегментам, для каждого из которых проводится концентрированный маркетинг г (в частности, отдельные стратегии для школьников и лицеистов детской и подростковой возрастных групп, для студенческой молодежи, для туристических групп из других регионов Украины, прибывшие в город или обслуживаются т урфирмамы города, для интуристов, для членов творческих кружков или спортивных секций, для матерей с детьми, для уик-ендового семейного досуга родителей с детьми, для журналистов и представителей бизнеса для пожилых, для меньшинства, для конфессиональной общности и др.). Это обусловлено особенностями спроса, прежде всего низким уровнем социального интерес музейным продуктом, несистематичностью (поодинокистю или стихийностью) его потребления и высоким уровнем взаимозаменяемости музейного и альтернативных ему досуговых продуктов. Недифференцированный маркетинг в музейной практике применяется гораздо режерідше.

Товары и услуги сферы культуры в целом, в том числе музеев и галерей, предназначенные для удовлетворения так называемых потребностей"высокого порядка"- в самоутверждении, самоуважении, социальной принадлежности (отв в соответствии с распространенной концепции"иерархии потребностей"А. Маслоутреб". А.. Маслоу).

Технологии маркетинга предоставляют товарам и услугам социальное значение. Спрос на товары и услуги, предлагаемые сферой культуры, непосредственным образом связан с социально-психологическими мотивами людей и, относящих себя к определенному общественному круга. Именно поэтому коммерческие музейные коммуникации опираются на модели социального поведения, а именное:

присоединения к большинству;

стремление приобрести товар или употребить услугу, чтобы не"отстать от жизни";

соответствовать стилю жизни определенной социальной группы

Быть модным;

выделяться из обычного толпы;

подчеркивать и демонстрировать окружающим собственную исключительность и осведомленность

Спрос на музейные товары и услуги разделяют на потенциальный и актуальный. Объем потенциального спроса оценивается количеством людей, которые проявляют интерес к культуре. Актуальный спрос определяется количественный. Число реальных нынешних посетителей музеев и покупателей их продукции. Количественная разница между потенциальным и актуальным спросом - предмет профессиональных усилий музейных маркетологов. Объем спроса на музей ный продукт зависит от многих факторов, но, что самое важное, поддается целенаправленному влияниеливу.

Практически во всех музеях Украины существует значительный разрыв между потенциальным и актуальным спросом, т.е. существует очень большая доля людей с соответствующими культурными запросами, которые не знают о предлагаемом и музейный продукт, а потому и не становятся его потребителями. Таким образом, сегодня в музейном маркетинга необходимо развивать в первую очередь"завоевательные"маркетинговые стратегии , направленные на информирование п отенцийнои аудитории и рекламу музейного предложению пропозиції.

отношении тех, кто знает, но не потребляет, целесообразно применять стимулирующие маркетинговые стратегии, ориентированные на повышение привлекательности музейного предложения. Главное здесь - развеять разного рода упер редження, связанные с устойчивыми представлениями о устаревшую, скучную и несовременное предложение многих музеев.

Расширение актуального спроса за счет тех, кто потребляет конкурирующие товары и услуги, осуществляется с помощью корпоративных маркетинговых стратегий, направленных на формирование совместных проектов и и программ, а также совместного продукта с организациями, предлагающими конкурирующие товары и услуги в сфере досуга. Практика показывает, что часто конкуренция здесь оказывается искусственной и существуют огромные воз ности для объединения усилий и взаимовыгодного сотрудничестваі.

Важное значение музейные маркетологи предоставляют наладке и поддержанию регулярной коммуникации между музеем и его постоянными клиентами (физическими и юридическими лицами). В каждом западном музее ис снуют специальные банки данных (досье) постоянных клиентов и введены должности специальных работников, в профессиональные обязанности которых входит поддержание информационного диалога с этими клиентами (обычно ними есть солидные персоны, известные политики, ученые, бизнесмены, спортсмены, журналисты, представители шоу-бизнеса и творческих профессий и другие представители элитного бомонда, а также фирмы, которые заботятся о раз виток собственного имиджа и внутренней корпоративной культуры).

украинских музею для формирования такого банка данных по исходную основу может послужить. Книга отзывов, в которой посетители делятся своими пожеланиями и впечатлениями от знакомства с музеем дальнейшем музей еви необходимо поддерживать информационную связь с этими посетителями, знакомить их с новыми музейными проектами и акциями путем почтовых рассылок, персональных торжественных карточек-приглашений на эти ак й и т.д.. Обычной практикой становятся компьютерные рассылки (e-mail) музейных анонсов и пресс-релизов в офисы всех фирм местного населенного пункта (потенциальные бизнес-партнеры или корпоративные клиенты), а т акож поддержания ежедневных интерактивных коммуникаций с туристическими фирмами и экскурсионными бюрро.

целом же информационные ресурсы и технологии в XXI веке становятся базовой инфраструктурой музейного маркетинга. Тенденция последних десятилетий - перемещение маркетинговых технологий в виртуальный мир:. Интер рнет, специализированные информационные сети .

Современные информационные технологии и коммуникационные возможности. Интернета позволяют сохранять устойчивость имеющихся рынков, активно их расширять и формировать новые, создавать специальное предложение для разными их сегментов рынка, использовать широкий спектр маркетинговых стратегии.

Успешные стратегии коммерческого музейного маркетинга акцентированы на увеличении количества продаж. Как показывает практика, презентация, реклама и продвижение предложения музея в открытом информационном о остори все-таки увеличивают объемы продаж . Виртуальные книжные магазины, компьютерный продажа и бронирование билетов, реклама на баннерах и обмен ссылками в. Интернете резко увеличивают аудиторию и объемы продаж. Развертывание музеями маркетинговых стратегий в. Интернете вызывает рост посещаемости и объемов продаж не только в виртуальном пространстве, но и в реальных музейных магазинах, салонах во время посещения выставок, музейных экспозиций и других культурных акций, проведенных музеем. Фактически современные информационные технологии обеспечивают доступность музейного предложения для глобальной ауди тории. Итак, коммерческий успех формируется в результате масштаба коммуникацийкації.