Open
Close

Нетрадиционные организация питание в детском саду. Хлеб - всему голова! Почему важно не спешить во время еды?

Находясь в детском саду, дети должны получать такое питание, которое будет способствовать укреплению здоровья, повышению работоспособности, умственному и физическому развитию.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно !

Законодательное регулирование вопроса

Организация питания в детском дошкольном учреждении регулируется с помощью норм , которые закреплены в Постановлении Главного санитарного врача РФ № 26 от 15.03.2013 года «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Этим документом установлены следующие обязательные требования :

  1. Категории продуктов, которые не допускаются к употреблению в детском дошкольном учреждении – Приложение №9;
  2. Наборы продуктов, которым должен быть обеспечен каждый ребенок в течение учебного дня – Приложение № 10;
  3. Перечень продуктов, которые должны быть включены в меню в течение недели – Приложение № 11.

Применяемые нормы

Меню в дошкольном учреждении разрабатывается в соответствии с физиологическими потребностями детей, соответствующими их возрасту.

Утверждение меню осуществляется руководителем дошкольного учреждения сроком не менее чем на 14 дней.

Набор продуктов, включаемых в меню, должен быть основан на национальных и территориальных особенностях питания детей, их здоровье.

В режиме питания должны быть предусмотрены завтраки, обеды, полдники и ужины.

В завтрак должны быть включены:

  1. Горячее блюдо;
  2. Бутерброды;
  3. Горячий напиток.

В случае, когда какой-либо продукт отсутствует, допускается его заменить равноценным.

Обед должен состоять из:

  1. Закуски;
  2. Горячего блюда;
  3. Второго блюда;
  4. Напитков.

Полдник состоит из:

  1. Напитка;
  2. Булочное или кондитерское изделие.

Ужин состоит из:

  1. Салатов;
  2. Вторых блюд;
  3. Горячих напитков.

Для составления дневного рациона следует использовать :

  1. Мясные и рыбные продукты;
  2. Куриные яйца (подаются в вареном виде или в виде омлета);
  3. Молочные продукты;
  4. Продукты, содержащие пищевые жиры (растительные и сливочные масла);
  5. Кондитерские продукты;
  6. Овощные продукты;
  7. Фрукты;
  8. Консервы;
  9. Соки и напитки;
  10. Хлеб;
  11. Соль.

Не допускается включение следующих продуктов:

  1. Полученных из мяса диких животных;
  2. Не прошедших процедуру обработки теплом;
  3. Консервированных;
  4. Не пастеризованных молочных продуктов;
  5. Кондитерских изделий, имеющих в своем составе крем;
  6. Газированные напитки;
  7. Натуральный кофе.


До утверждения основного меню, следует разрабатывать примерное, которое составляется на основе кулинарных методик и сборников с рецептами, предназначенными для детских садов. Названия блюд, которые были включены в примерное меню, должны отражаться в полном соответствии с названиями, которые содержаться в ранее указанных источниках.

Для детей, не достигших года, которые вскармливаются искусственно, предусматривается получение сухих и жидких молочных смесей .

Руководителем детского сада осуществляется обязанность по ежедневному информированию родителей о перечне продуктов, подаваемых во время приема пищи.

Это обязанность исполняется путем вывешивания в каждой группе меню на соответствующий день , в котором указываются:

  1. Название блюда;
  2. Объем порции;
  3. Список замененных продуктов для детей, страдающих аллергическими реакциями и иными заболеваниями.

Режим приема пищи

Режим питания представляет собой процедуру нормирования продуктов, которые получает ребенок, находящийся в дошкольном учреждении.

Режим зависит от двух факторов :

  1. Времени пребывания ребенка в учреждении;
  2. Возраста малыша.

Количество приемов пищи определяется в соответствии с временем нахождения в ДОУ.

Так для деток, время пребывания которых в учреждениях составляет от 8 до 10 часов , установлен следующий режим:

  1. Завтрак с 8 до 9;
  2. Обед с 12 до 13;
  3. Полдник с 15. 30 до 16;
  4. Ужин с 18.30 до 19.

Руководителем по своему усмотрению может быть установлен второй завтрак . Время его проведения составляет с 10 часов 30 минут до 11 часов.

В случае, когда детки пребывают в детском саду до 12 часов , то для них должен быть установлен следующий режим питания:

  1. Завтрак с 8 до 9;
  2. Обед с 12 до 13;
  3. Полдник с 15.30 до 16;
  4. Ужин с 18.30 минут до 19;
  5. Второй ужин в 21.

Когда дети находятся в ДОУ 12 часов , руководством должен быть разработан режим, который бы обеспечивал 80% всего рациона малыша.

Режим питания для детей, которые не достигли года , разрабатывается индивидуально на каждого с учетом физиологических особенностей. При этом используется питание, имеющее государственную регистрацию, или поступающее из .

Порядок проведения контроля

Контроль над процессом питания начинается еще на этапе заключения договора с поставщиком продуктов.

Выбор поставщика осуществляется посредством проведение тендера. Любой поставщик, желающий принять в нем участие, обязан представить документы о продукции, при этом они должны содержать сведения не только касаемо стоимости поставки, но процесс приготовления продукции, сертификаты её качества.

После того, как договор о поставки продукции заключен, контроль над организацией питания осуществляется непосредственно в дошкольном учреждении ежедневно .

Субъектами такого контроля являются:

  1. Руководитель детского сада;
  2. Медицинский работник учреждения;
  3. Комиссия, состоящая из родителей.

Руководитель и медицинский работник проверяют сроки годности поставленных продуктов, сертификаты качества, маркировку и другие требования, которым должны соответствовать продукты, поставляемые в ДОУ.

Комиссия, состоящая из родителей , может также участвовать в проверке качества приготовленной пищи.

Для того чтобы попасть в такую комиссию, родителям следует написать заявление на имя руководителя. Также необходимо иметь санитарную книжку для того, чтобы иметь возможность попасть на кухню.

Помимо внутреннего контроля, за процессом питания в дошкольном учреждении осуществляется внешний контроль. Его субъектом является Роспортебнадзор .

Им осуществляется проверка соответствия всем нормам:

  1. Санитарного состояния пищеблоков;
  2. Рациона питания, разрабатываемого в учреждении;
  3. Качества и безопасности используемой пищи.

При выявлении нарушений требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами, сотрудниками Роспотребнадзора могут быть составлены протоколы о привлечении к административной ответственности руководства и наложение штрафа, также допускается приостановление деятельности дошкольного учреждения.

О проведении родительского контроля в ДОУ смотрите в следующем видеосюжете:


Правильное питание - это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости.

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания.

Правильное питание - это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, это тот фактор, который обеспечивает нормальное течение процессов роста, физического и нервно-психического развития ребенка.

Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно - приспособительных механизмов детского организма, возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.

Организация питания в ДОУ включает следующие направления:

  • материально - технические условия (обеспечение);
  • кадровые условия;
  • воспитательно - образовательная работа педагогов;
  • творческий подход педагогов в организации питания.

Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию.

Основным документом является СанПиН 2.4.1.3049 - 2013 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций).

В МАДОУ "Детский сад № 7 "Мечта" организовано трехразовое питание на основе примерного десятидневного меню с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания.

Рацион питания разнообразен как за счет расширения ассортимента продуктов, так и за счет разнообразия блюд, готовящихся из одного продукта. В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. На второй завтрак дети получают соки, фрукты, кисломолочные продукты и свежую выпечку.

При разработке меню учитываются возрастные группы: от 2-х до 3-х лет и от 3-х до 7-ми лет. Набор блюд при этом единый, различен объем порций для младших и старших детей.
Для осуществления контроля организации питания детей , качества поставляемых продуктов и соблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздаче пищи в учреждении создана бракеражная комиссия. Ежедневно в соответствии с графиком бракеражная комиссия снимает пробу готовых блюд на пищеблоке.

Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность, хранятся с соблюдением требований СанПиН и товарного соседства.

Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания.

Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.

Все блюда - собственного производства, готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами.

Задачи организации питания воспитанников:

  • обеспечение воспитанников пищевыми веществами, в том числе незаменимыми, и энергией в соответствии с возрастными физиологическими потребностями в них, с учетом времени пребывания в ДОУ и характера осуществляемой деятельности;
  • формирование рационального пищевого поведения;
  • создание психологически комфортных условий для воспитанников ДОУ.

Основные принципы организации питания в нашем учреждении:

  • полноценность и сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ;
  • соответствие энергетической ценности и рациона энергозатратам ребенка;
  • максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона;
  • правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд;
  • объем рациона, режим питания, обстановка, формирующие у детей навыки культуры приема пищи;
  • соблюдение гигиенических требований к питанию (безопасность питания);
  • обеспечение правильного питьевого режима детей;
  • постоянный контроль за правильной организацией питания

07 сентября 2016

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Организация питания в детском саду Общие педагогические правила по воспитанию культурно-гигиенических навыков и первичных представлений об этикете Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга Подготовила воспитатель ГБДОУ дс №11 Косихина Людмила Васильевна

Еда - наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает эндорфины - особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие настроение.

При организации питания важно: · Создание условий в группе · Формирование КГН у детей · Развитие у детей трудовой деятельности

Перед тем, как идти на кухню за блюдами, помощник воспитателя протирает столы горячей водой с мылом специальной ветошью, моет руки, переодевает халат. Затем выставляет всю нужную для сервировки посуду на раздаточный стол, а дежурные, вымыв руки, расставляют ее на детские столы. Дежурство вводится со второй половины учебного года у детей 2-ой младшей группы.

В общеобразовательной программе стоят задачи по развитию трудовой деятельности, воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Мы формируем у детей умения самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы. С 1,5 – 2 лет дети едят ложкой самостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой. В дошкольных группах детям подается полный столовый прибор.

Помощник воспитателя все готовые блюда, согласно графику раздачи пищи, получает на кухне одномоментно. Несет с закрытой крышкой, накрывает полотенцем.

Порядок раздачи пищи: компот, кисель и т. д. (Наливают половником, чашку не допускается держать над кастрюлей). салат суп (Кастрюлю с супом допускается ставить на стол. Тарелку нельзя держать над кастрюлей) .

Пока помощник воспитателя приносит пищу, а дежурные накрывают на столы, остальные дети играют в спокойные игры или читают книги вместе с воспитателем.

После раздачи первого блюда, воспитатель приглашает детей за стол. Нельзя заставлять дошкольников долго сидеть за столом в ожидании начала еды. Второе блюдо ставят на стол только тогда, когда ребенок съел первое и отодвинул тарелку. Воспитатель следит, чтобы подаваемая детям пища была красиво оформлена, сохраняла свою характерную форму (котлету и кусок запеканки не разламывают). После приема пищи малыши оставляют посуду на столе. Старшие дети убирают посуду сами.

Во время приема пищи воспитатель создает у детей положительное отношение к еде, пробует блюдо, называет его, рассказывает детям из чего оно приготовлено, рассказывает о его пользе. Неразрывно с приемом пищи и воспитание культурно-гигиенических навыков. Воспитатель учит: правильно сидеть во время еды; аккуратно есть; тщательно, бесшумно пережевывать пищу; пользоваться столовыми приборами; пользоваться салфеткой.

Перед тем, как сесть за стол дети идут мыть руки с мылом. В группах раннего возраста помощник воспитателя первыми берет мыть руки тех детей, которые медленно едят, младше остальных или ослаблены. Последними за стол садятся возбужденные дети и дети, которые быстро едят.

Во время приема пищи воспитатель и его помощник следят, чтобы в процессе еды за столами детей всегда было чисто, говорит с детьми не громко, обращаясь к конкретному ребенку, В группах раннего возраста воспитатель и его помощник докармливают детей сидя на стульчике справа от ребенка чистой ложечкой на каждого докармливаемого ребенка.

Профессиональная обязанность воспитателя - обучить ребенка правилам поведения за столом.

При проведении любого процесса, где мы формируем навыки у детей, главная роль принадлежит непосредственно взрослому. Только при правильных воспитательных подходах и воздействиях можно сформировать организованное поведение детей, обучить их соответствующим умениям и воспитать у них культурно-гигиенические навыки и правила поведения. Способы педагогического воздействия на детей: Приучение (по образцу поведения) Упражнение (повтор определенных действий) Воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка) Наказание (используется крайне редко - осуждение негативного поступка) Пример для подражания (наглядный пример) Примеры из литературы (поступки героев) Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации) Беседа (возможность высказать свое мнение) Поощрение (похвала)

За что можно похвалить ребенка во время еды? Правильно держит ложку (вилку); Сидит ровно; Не облизывает пальцы, а вытирает салфеткой; Не набирает полную ложку; Правильно отламывает кусочек хлеба левой рукой от целого куска.

И помните, принятие пищи должно вызывать удовольствие. Аппетит приходит во время еды. Приятного вам аппетита! http://ds1416.mskobr.ru/conditions/organization_catering/food/pitanie/


В соответствии с приказом по МБДОУ "Детский сад № 6" г. Чебоксары от 31.08.2016 № О-144 с 01.09.2016 года дошкольное учреждение работает по новому 10-ти дневному меню, разработанному в г. Чебоксары и согласованному с Роспотребнадзором по ЧР.

  • Письмо Роспотребнадзора о разрешении использования 2-х недельного меню в ДОУ
  • 10-дневное меню:
  • Локальные акты по организации питания в МБДОУ "Детский сад №6" г. Чебоксары:
  • Приказ по организации питания МБДОУ "Детский сад № 6" г. Чебоксары.
  • Приказ о создании бракеражной комиссии.
  • Приказ об утверждении примерного 10-ти дневного меню, разработанного в г. Чебоксары и согласованного с Роспотребнадзором по ЧР.
  • Приказ о переводе ДОУ на четырехразовое питание.
  • Приказ об организации питания сотрудников ДОУ.
  • Положение об организации питания детей в ДОУ.
  • Положение о бракеражной комиссии.
  • Положение об административном контроле организации и качества питания.
  • Устройство и оборудование пищеблока соответствуют санитарным правилам и нормам к организации детского общественного питания. Пищеблок состоит из овощного, холодного, мясорыбного, горячего цехов и склада. Пищеблок оснащен технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой. Для приготовления пищи используется очищенная вода .





  • Организация питания осуществляется на основе принципов сбалансированности, разнообразия, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. При приготовлении блюд применяется варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару, продукты НЕ ОБЖАРИВАЮТСЯ .
  • На пищеблоке работают замечательные люди:








  • Шеф-повар Хораськина Наталья Вячеславовна (образование высшее, Российский универстет кооперации" г.Мытищи, 2016., стаж работы: 2 года)
  • Повара
  • Бауэр Татьяна Павловна (образование: повар IV разряда, Чебоксарское профессиональное кулинарное училище, 1980 г., стаж работы 34 года)
  • Васильева Светлана Александровна (образование: повар IV разряда, Чебоксарское среднее профтехучилище № 20, 1986 г., стаж работы 28 лет)
  • Константинова Регина Алексеевна (образование: повар IV разряда, Профтехучилище № 20 г. Чебоксары, 2000 г., стаж работы 7 лет)
  • Кухонный работники Евгеньева Мария Владимировна, Кересева Евгения Владимировна
  • Кладовщик Оливанова Светлана Николаевна (образование: бухгалтер промышленного предприятия, Школа бухучета, 1989 г., стаж работы 9 лет)


  • ООО "Комбинат питания "Ленинский" (хлеб, мясо, рыба, молочная продукция)
  • Агентство продовольствия

Организация питания детей в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье . Для этого необходима четкая преемственность. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню, в котором есть рекомендации по организации питания ребенка дома. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.

Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в ДОУ очень рано,
за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сок и (или) какие-либо фрукты.

Особенности питания ребенка в период адаптации к учреждению .

Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.

Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении , особенно если дома он их не получал.

В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.

Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей. Целесообразно в этот период введение поливитаминов в течение достаточно длительного времени (до 4-6 месяцев).


"Организация питания в МБДОУ "Детский сад № 6" г. Чебоксары

скачать

  • Презентация «Организация питания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Чебоксары»
  • Презентация "Методические рекомендации по организации процесса питания и сервировки столов в дошкольных образовательных учреждениях"

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Его Величество Аппетит
  • Питание детей в летний период
  • Питание и здоровье детей дошкольного возраста
  • Объем пищи, калорийность, рациональное питание детей дошкольного возраста
  • Да здравствует вода!
  • Какие соки полезны для здоровья?
  • Меню для непоседы
  • Продукты питания, благоприятно влияющие на зрение детей
  • Зимнее питание детей: особенности
  • Зимние напитки

17.08.2017 Хлеб - всему голова!

Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб- это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно. Но из-за изобилия хлебобулочных изделий, и низкого уровня знаний о пользе хлеба, дети не ценят этот ценный продукт (не доедают, бросают, за столом играют с ним).

Для решения проблемы воспитатель группы №8 Кудряшова Н.В. вместе с детьми решила проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Она рассказала детям о том, как много хлеба выпекают на хлебозаводах , показала на картинке хлебобулочные изделия ; объяснила, почему следует беречь хлеб – народное достояние. Дети обыграли сказку «Колосок», слепили булочки, «довезли» на машинах до магазина… В огороде рассматривали колосья злаковых.

Таким образом, воспитанники много узнали о ценности хлеба, его роли для каждого человека.. Они теперь знают, сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба. И хочется надеяться, что перестанут крошить хлеб во время еды, баловаться, играть с ним.



14.08.2017 Этикет за столом.

Большое значение в питании детей имеет сервировка стола: красивые салфетки, красивая посуда, аккуратно выложенная еда, правильно расставленные приборы – повышают аппетит детей.

Профессиональная обязанность воспитателя- обучить ребёнка правилам поведения за столом. В младшей группе №2 воспитатель Шишаева Валентина Владимировна формирует навыки приёмы пищи у детей: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережёвывать пищу с закрытым ртом.



17.07.2017 Внимание на жару: питьевой режим

В жару все мы пьем гораздо больше, чем обычно. А дети особенно. И это естественно: обмен веществ у них идет быстрее, чем у взрослых, чувство жажды обостряют беготня, подвижные игры. Считается, что лучше всего утоляет жажду питьевая столовая вода. В детском саду строго соблюдают питьевой режим - детей не ограничивают в потреблении воды - в группе всегда есть кипяченная вода!


14.07.2017 "Первоклассный" мастер-класс



19.06.2017 Салат из свежих овощей!

Питание ребенка не будет полноценным без продуктов растительного происхождения – овощей, фруктов и ягод. Эти продукты богаты витаминами, минералами, углеводами, пищевыми волокнами. Все это очень важно для здоровья растущего организма. Кроме того, регулярное потребление овощей обеспечивает организм ребенка водой.

В подготовительной группе № 13 дети закрепили свои знания о пользе овощей. Совместно с воспитателем Шишаевой В.В. ребята приготовили летний салат из свежих овощей: капусты, моркови, лука, помидоров и огурцов. Дети с удовольствием помогали в нарезке овощей, поэтому салат получился особенно вкусным и полезным, как у настоящих поваров!




16.06.2017 Полезные и вредные продукты.

Ешьте овощи и фрукты
Они полезные продукты!
Конфеты, пряники, печенье,
Портят зубкам настроение.
Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.
В младшей группе воспитателями была проведена игра-беседа на тему "Полезные и вредные продукты". Дети показывали и называли известные им продукты питания, в игровой форме познакомились с понятиями "полезные" и "вредные" продукты. Делились названиями своих любимых блюд и с удовольствием помогли педагогу "приготовить компот", "сварить суп", подбирая необходимые овощи и фрукты. В процессе игровой деятельности дети закрепляли знания о овощах и фруктах, о пользе витаминов для здоровья человека.
Подобные формы игр оказывают влияние на формирование культуры питания у детей, прививают навыки правильного питания.


16.05.2017 Дегустация блюда в группе № 1.

Каждого родителя, который собирается водить своего малыша в детский сад, интересует насколько комфортно там ему будет. Особенно волнует вопрос питания в детском саду, ведь никому не хочется, чтобы ребенок весь день ходил голодным. Сразу стоит успокоить родителей: питание в детских садах отлично сбалансировано и разработано в соответствии с возрастом крохи. Естественно, когда "домашний" ребенок приходит в детский сад, он обязательно будет проходить период адаптации к режиму, условиям и питанию детского сада, но это временно, и ребенку будет лишь на пользу правильное питание в детском саду.

Убедиться в этом смогли родители младшей группы №1 в рамках Дня открытых дверей. Мероприятие проводилось для родителей воспитанников с целью пропаганды здорового, рационального питания детей. Для них была организована дегустация блюда. Родители были приятно удивлены и оставили положительные отзывы.

Между тем, организация питания детей в детских садах должна сочетаться и с правильным питанием ребенка в семье. Родителям нужно стремиться к тому, чтобы питание вне детского сада дополняло рацион, получаемый в дошкольном учреждении. Ежедневно на стенде "Информация для родителей» в группе вывешивается меню для того, чтобы родители имели полную информацию о том, какие блюда и продукты получил их ребенок в течение дня в детском саду. Также педагоги в группе регулярно обновляют и пополняют информацию для родителей по организации питания.



11.05.2017 Хлеб - всему голова!

«У народа есть слова - хлеб всему голова».

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.

С целью ознакомления воспитанников о труде взрослых, выращивающих хлеб, воспитатель старшей группы «солнышко» Мясникова Е.В. провела с детьми беседу: «Хлеб всему голова», где рассказала детям о том, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. В ходе беседы у детей расширились знания о хлебе: процессе выращивания, кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам, какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, процесс изготовления хлеба и хлебопродуктов. Теперь ребята знают, что необходимо бережно относиться к хлебу, уважать людей, вырастивших его.


19.04.2017 Мастер-класс для родителей: учимся сервировать красиво!

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей. Но зачастую бывает так, что в детском учреждении прививают культуру принятия еды, а родители не считают формирование культурно-гигиенических навыков чем-то значимым.

В средней группе №8 для решения этой проблемы воспитанники вместе с воспитателем провели своеобразный «мастер-класс» для взрослого поколения, где были представлены правила столового этикета:

· на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;

· за столом сидим с чистыми лицом и руками;

· правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками;

· обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.

Наталия Валериевна посоветовала родителям обращать внимание на то:

*как ест ребенок;

*каково его поведение за столом;

*умеет ли он пользоваться вилкой, полотняной и бумажной салфетками;

*знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.

Постепенно внушать ребенку разумность этих правил и начинать его этому обучать.

Только терпение и любовь родителей, а также их положительный пример помогут детям освоить этикет, соблюдение которого столь важно в жизни каждого чело­века для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.


07.04.2017 Витамины - наши друзья!

Правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания. Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры питания и снижение его качеств. Несбалансированное питание приводит к витаминной недостаточности, дефициту различных микроэлементов и только при правильно составленном рационе ребенок получает необходимое для нормального роста и развития количество незаменимых пищевых веществ. Витамины, как известно, являются одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребенка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

Воспитатели группы № 6 "Звездочка" систематически проводят совместные мероприятия с детьми, где рассказывают о пользе и влиянии витаминов для человека. Дети с удовольствием играют в игры "Угадай на ощупь", "Овощи и фрукты", "Найди витамин" и другие. После таких игр у детей формируется понятие, что питаться необходимо разнообразно т.е. употреблять различные полезные продукты: хлеб и каши, молочные и мясные продукты, фрукты и овощи.




27.03.2017 Сервируем мы красиво!

Детям подготовительной группы № 12 очень нравится выполнять обязанности дежурного по столовой.

Дежурные правильно сервируем столы, соблюдая последовательность действий, ведь правильная сервировка стола к обеду, с использованием элементов декора имеет большое значение для улучшения аппетита и для развития культурных навыков и создает хорошее и приятное настроение во время приема пищи.




14.03.2017 Вверх, зеленая стрела!

Лук – народный наш целитель,
Самый ценный в мире друг,
Если только заболеешь
Вмиг излечит от недуг!

В старшей группе №7«Солнышко» на протяжении всего учебного года ведутся беседы, игры, просмотры презентаций, профилактические мероприятия по профилактике простудных заболеваний. Настало время и для посадки зеленого лука на подоконнике.

Это один из самых познавательных, увлекательных и очень поучительных видов деятельности, т.к. учит ребенка не только трудовым действиям, а так же наблюдательности, заботливому отношению к живой природе, экологическому воспитанию, умению поддерживать здоровый образ жизни. Посадив и вырастив лук, дети могут употребить его во время обеда. Свежая зелень лука возбуждает аппетит, делает любое блюдо более привлекательным. Свойства зеленого лука способствуют пищеварению и процессу усвоения пищи. Зеленый лук полезен при авитаминозах, упадке сил, сонливости, головокружении, весенней утомляемости, он оказывает лечебное действие при простуде и гриппе – благодаря содержащимся в нем фитонцидам, которые губительно действуют на болезнетворные микроорганизмы.

22.02.2017 Здоровый образ жизни и правильное питание

Правильное питание - это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, гарантия от появления различных недугов. В дошкольном возрасте очень важно получать достаточное количество витаминов, а, следовательно, правильно и сбалансировано питаться, потребляя достаточное количество овощей и фруктов.
В целях формирования начальных представлений о здоровом образе жизни, а именно правильном питании детей, в младшей группе № 11 прошло развивающее занятие на тему: "Овощи и фрукты - полезные продукты". Дети в игровой форме рассматривали овощи и фрукты, исследовали их на ощупь и вкус, участвовали в беседах, а полученные представления дошкольники применяли в сюжетно - ролевых играх "Магазин", "Готовим овощной и фруктовый салат", "Накормим куклу Машу".
Подобные занятия, проведенные в игровой форме, оказывают влияние на формирование культуры питания у детей, прививают навыки правильного питания.



15.02.2017 Витамины круглый год!

В холодное время года потребности организма человека отличаются от летнего периода, ведь из-за расхода энергии на обогрев требуется больше калорий, а витающие в воздухе вирусы и недостаток витаминов делают человека уязвимым к болезням. Где же брать витамины зимой? Как правильно питаться в холодный период года? В средней группе № 10 ребята старались найти ответы на эти вопросы вместе с воспитателем Егоровой Н.В.

Так, дошкольники вспомнили о продуктах, богатых витаминами А, В, В6, закрепили знания о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима. Ребята с удовольствием изучали овощи и делились мнением о пользе овощей для здоровья. В заключение, воспитанники с удовольствием помогли Наталье Витальевне приготовить салат «винегрет», который входит в рацион питания детей в детском саду.



13.02.2017 Вредные напитки

Правильное питание в детстве – фундамент здоровья на всю жизнь. Мы живем в XXI веке и на прилавках магазинов можно приобрести самые разнообразные продукты питания, зачастую не самые полезные. Одним из самых покупаемых напитков является кока-кола, но, как показали результаты исследований, ее употребление в больших количествах может нанести непоправимый вред здоровью. Так, польза или вред? Что же все-таки находится внутри красивой баночки?

Чтобы ответить на эти вопросы, воспитатель группы № 8 Кудряшова Н.В. и дети провели простые опыты, чтобы ответить на вопрос: правда ли, что популярная газировка вредна для здоровья? Они подержали почерневшую ложку в напитке, посмотрели, что случилось в течение недели с «вкусным напитком», какое действие оказывает на скорлупу яиц… В ходе эксперимента дети вместе с воспитателем убедились во вредном воздействии газировки на наш организм: скорлупа смягчается (это означает, что со схожей по составу зубной эмалью тоже может такое случиться); напиток с лёгкостью справляется с ржавчиной (что тогда творится в нашем желудке); через неделю от кока-колы остаётся один густой сироп (очень много сахара).

Воспитанники группы №8 решили, что не будут пить этот вредный напиток и посоветуют родителям не покупать его.


18.01.2017 Проверка пищеблока с участием родителей

18 января 2017 г. заведующий ДОУ Т.Е. Шындыкова в присутствии родителей посетили пищеблок с целью ознакомления и осмотра пищеблока на предмет соблюдения санитарных норм и правил. Общественная комиссия установила, что товарное соседство соблюдается, температурный режим в холодильниках соответствует норме, технологическое оборудование находится в рабочем состоянии, блюда готовятся в соответствии с 10-дневным меню. Комиссия отметила, что санитарные нормы и правила работниками пищеблока соблюдаются. Претензий не было озвучено.



18.01.2017 Обед в кафе

18 января дети старшей группы № 7 отправились в «детское кафе», где закрепили знания о сервировке стола, правилах поведения за столом и в общественных местах, познакомились с профессией «официант» и «повар-кондитер». Посредством такой игры дети не только развивают свои творческие способности, но и примеряют на себя разные роли, что в свою очередь воспитывает в них уважение к труду и людям разных профессий.

16.12.2016 Навыки на "отлично"

У воспитанников подготовительной группы № 13 навыки по сервировке стола сформированы на "отлично" Все дети хорошо знают обязанности дежурного и самостоятельно сервируют стол, строго соблюдая правила, при этом не забывая использовать различные элементы декора, которые создают хорошее настроение и развивают эстетический вкус. Будем надеяться, что ребята так успешно освоившие в детском саду азы этикета за столом, станут примером и образцом подражания не только для своих близких, но и для других сверстников, ведь полученные знания пригодятся им и в школе.

01.12.2016 Знакомство с профессией "Повар"

С целью получения знаний и воспитания интереса к профессии повара дети старшей группы № 7 «Солнышко» со своим воспитателем Мясниковой Е.В. посетили кухню детского сада.

Надев белые косынки, фартуки и прослушав инструктаж о правилах безопасного поведения на кухне ребята совершили интереснейшую экскурсию. Повар Васильева С.А. рассказала дошколятам о своей профессии, познакомила с помещением и оборудованием, которое ей необходимо в работе. Ребята получили много новой информации и понаблюдали за процессом приготовления обеда. Дети слушали очень внимательно и с интересом рассматривали предметы на кухне.


13.10.2016 Культура питания в детском саду - обмен опытом.

Организация питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения. При этом имеет значение не только то, что ест ребёнок, но и то, как он это делает. Не меньшее внимание необходимо уделять эстетике питания и культуре поведения детей за столом. И чем раньше у ребёнка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте.

Педагоги ДОУ №6 в рамках реализации годового плана применяют различные формы и методы организации питания детей. Одной из такой форм является обмен опытом с коллегами. На таких мероприятиях педагоги делятся знаниями, умениями воспитания у детей культуры питания через разнообразную сервировку столов, правильное пользование столовыми приборами, красивую посадку за столом. Воспитатели отмечают, что навыки детей становятся прочными, если они постоянно закрепляются в разных ситуациях. Кроме того немаловажным является единство требований со стороны взрослых как в детском саду так и дома.



26.09.2016 Правильное питание - залог здоровья.

«Человек рождается здоровым, а все его болезни

приходят к нему через рот с пищей»

Гиппократ

Здоровье наших детей во многом зависит от правильного и здорового питания. Чаще всего мы питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию, ведь наш пример ляжет в основу будущей культуры питания наших детей.

При организации питания детей дошкольного возраста большое значение имеет строгое соблюдение режима питания. Правильный режим питания играет важную роль в обеспечении нормального развития детей и хорошего состояния их здоровья.

В старшей группе № 6 регулярно проводятся разнообразные формы занятий с детьми по формированию у них культуры правильного питания. Основная цель таких мероприятий – научить детей питаться разнообразно и формировать у них понятие, что правильное питание – это залог здоровья.


25.08.2016 Витаминный салат - витаминный заряд!

Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей. Овощи обязательно должны входить в состав детского меню. Они содержат все необходимые ребенку витамины, минеральные вещества, соли, органические кислоты, углеводы, а также вещества, которые значительно повышают аппетит. Овощи помогают усвоению белков, жиров и углеводов, поэтому они должны присутствовать в рационе ребенка и как самостоятельные блюда, и как гарниры к мясу и рыбе. Детское питание без овощей не может быть полноценным.

Капуста - это один из традиционных представителей овощей на нашем столе, который содержит целый набор полезных витаминов, множество минеральных веществ и обладает лечебными свойствами. Поэтому капуста является обязательным компонентом меню детского сада.

С целью формирования у детей представления о необходимых организму человека веществах и витаминах воспитатель младшей группы «Ручеёк» Егорова Н.В. провела «День витаминов», в котором педагог рассказала о роли витаминов в жизни человека. И дети с удовольствием попробовали витаминный салат, который включён в меню детского сада.



10.05.2016 Дежурство, сервировка стола

Для того, чтобы ребенок с удовольствием и с аппетитом поел, важны не только вкусовые качества пищи, но и умение красиво его подать, в том числе и красиво за сервировать стол. Поэтому в средней группе «Солнышко» воспитатель Елена Вячеславовна ежедневно ведет работу с детьми по данной проблеме: назначаются дежурные, проводятся беседы о правильной сервировке столов.

При этом решаются задачи формирования положительного отношения к труду, трудовым навыкам и действиям, воспитывается у детей ответственность за свою работу. Дети неплохо справляются со своими обязанностями и делают это с удовольствием.


29.04.2016 Правила поведения за столом.

В старшей группе № 13 «Колокольчик» прошла беседа о правилах поведения за столом, с использованием красочных иллюстраций, где ребята закрепили знания о правильном использовании столовых приборов за столом, культуре еды. Во время обеда дошкольники продемонстрировали воспитателю свое умение аккуратно и бесшумно принимать пищу, с сохранением осанки и умение пользоваться столовыми приборами.


22.03.2016 Молоко да каша - фундамент для здоровья!

Правильное питание – основа здоровья. Л.Н. Толстой писал: «Если бы люди питались только простой, чистой пищей, то они не знали бы болезней». Русский народ всегда отличался силой и здоровьем. Самым главным блюдом на столе была каша. Каша - любимое блюдо сказочных героев и былинных богатырей.

Любая каша – это чрезвычайно полезный и к тому же диетический продукт. К основным достоинствам каш можно отнести то, что после тепловой обработки белок, содержащийся в крупе, отлично усваивается организмом. В крупах содержится большое количество углеводов, что делает кашу замечательным источником энергии.

Но современная действительность такова, что большинство поступающих из дома детей не любят это необычайно полезное и необходимое для завтрака блюдо.

Важно, выработать у ребёнка определенные навыки правильного потребления пищи с раннего возраста и сформировать предпосылки оптимального здорового питания в течение всей жизни. Для этого в младшей группе № 2 «Ягодка» воспитатель Кудряшова Н.В. использует разные методы: стихи, загадки, рассказы о приключениях зёрнышка… Ещё малышам очень нравится кормить «капризных» кукол (право кормить их имеют только те, у кого тарелка после завтрака остаётся чистой). Также хороший результат даёт метод «волшебной каши», когда ищешь на дне тарелки «сюрприз».

Хочется надеяться, что полученные о здоровой пище знания пригодятся детям всегда.


17.03.2016 "Овощи и фрукты - лучшие продукты"

Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для нормального развития организма ребенка. Это настоящий подарок природы, позволяющий обеспечить организм жизненно необходимыми полезными веществами, а их недостаток, отмечающийся в рационе зимой и ранней весной, - одна из причин снижения иммунитета, из-за чего организм хуже сопротивляется простудам и инфекционным болезням.

В средней группе № 7 «Солнышко» прошла беседа с детьми на тему «Овощи и фрукты - лучшие продукты», в которой также приняли участие родители. Ребята закрепляли название овощей и фруктов, познакомились со значением витаминов для организма человека и узнали о пользе здорового питания. После беседы воспитателем Мясниковой Е.В. была организована выставка детских рисунков на тему.

А ребята младшей группы № 1 «Ручеек» вместе с воспитателем Егоровой Н.В. смогли рассмотреть настоящие овощи «с грядки», благодаря чему получили представление об овощах, учились описывать овощи по форме, цвету, величине, различать овощи по внешнему виду.







15.02.2016 Традиции семейного обеда в группе № 12

Приоритетом современной государственной политики России является охрана и зашита семьи и семейных ценностей как основы российского общества и государства, сохранение и обеспечение гармоничного развития детей. Детский сад призван помочь семье в воспитании ребенка, установив взаимодействие с семьей, прививая детям уважение и любовь к семейным ценностям и традициям.

Воспитатель старшей группы № 12 «Улыбка» Шишаева В.В. организовала для воспитанников группы семейный обед, целью которого стало приобщение дошкольников к семейным традициям, привитие навыков культурного поведения за столом, закрепление знаний о сервировке стола. Теплая семейная обстановка, общий стол, большая красивая супница и праздничная сервировка подарили детям много положительных эмоций.


28.01.2016 Знакомьтесь, шеф-повар детского сада!

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в быту и в игре стремятся подражать им, желают творить, создавать что-то самостоятельно. Пример взрослых имеет большое значение для создания положительного отношения и привычки к труду, к выбору будущей профессии.

Воспитатель старшей группы № 4 «Смешарики» Пудова Э.А. пригласила в гости к ребятам шеф-повара детского сада – Бауэр Т.П., чтобы закрепить знания детей о профессии повара, спецификой его труда, особенностями приготовления блюд в детском саду. Ребята с интересом слушали шеф-повара, задавали вопросы, с удивлением обнаружили, что посуда для приготовления блюд в детском саду намного больше, чем домашняя, познакомились с процессом приготовления борщи и попробовали себя в роли повара, отбирая ингредиенты для приготовления супа.




Правильно организованное питание детей преддошкольного и дошкольного возраста в условиях ДДУ является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Организация питания независимо от типа дошкольного учреждения и времени пребывания в нем ребенка должна базироваться на следующих принципах:
правильная организация режима питания;
• адекватная энергетическая ценность пищевых рационов (не менее 70 %), соответствующих энерготратам детей;
• сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы);
• использование адекватной технологической и кулинарной обработки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов;
• соблюдение всех санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке (учитывая специфику ДДУ), раздаче блюд, обработке посуды в групповых ячейках;
• осуществление ежедневного контроля за выполнением всех санитарно-гигиенических требований;
• учет (насколько это возможно в ДДУ) индивидуальных особенностей детей.
В дошкольных учреждениях ежедневно заведующий вместе с медицинским работником составляют меню-требование на основании примерно 10-дневного или двухнедельного меню. Меню представляет собой перечень блюд, входящих в дневной рацион ребенка. При составлении меню исходят из физиологических потребностей ребенка в различных пищевых веществах. Дети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 ч. Завтрак составляет 25 % от суточной энергетической ценности рациона, обед 35 %, полдник - 15-20%, ужин- 25%.
На завтрак следует давать каши, овощные пюре или другие плотные блюда, а также горячие напитки: чай с молоком, кофе, какао, на ужин лучше молочно-овощную пищу при ограниченном количестве жидкости.

Обед должен включать в себя первое жидкое блюдо, второе - преимущественно мясное или рыбное, а третье - сладкое блюдо. В течение одного дня однородные блюда не должны повторяться. Используя один и тот же продукт в течение недели, следует варьировать приготовление из него блюд: например, картофель отварной, картофельные котлеты, картофельное пюре и т.д.
Мясные и рыбные блюда лучше подавать на завтрак и обед, молочные овощные и крупяные - на ужин, молоко, молочнокислые продукты, ягоды, фрукты, сладости, печенье - на полдник. Если отсутствуют те или иные продукты, возможна их замена равноценными (по содержанию белка и жира).
Мед. персонал (сестра или враач) или заведующий дошкольного учреждения присутствует при закладке основных продуктов и раздаче готовых блюд. Они следят за тем, чтобы при кулинарной обработке продукты не теряли своих ценных качеств, чтобы объем готовой пищи точно соответствовал количеству порций по утвержденной норме.
Перед едой дошкольники отправляются туалетную комнату мыть руки. Если она находится рядом с комнатой, где дети обедают, они, по мере того как вымоют руки, самостоятельно садятся за столы и начинают есть уже поданное первое блюдо. Надо следить, чтобы первыми мыли руки и садились за стол те воспитанники, которые едят медленно. Если туалетная отделена от столовой коридором, дети, вымыв руки, возвращаются все вместе в сопровождении воспитателя и садятся за стол одновременно.
В помещении, где едят дети, надо создать уютную обстановку. Скатерти или клеенки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подается пища, - небольших размеров, эстетичной (лучше одинаковых формы и цвета, хотя бы для каждого стола).
Готовую пищу надо раздавать сразу после ее приготовления. Это необходимо для сохранения в ней витаминов и вкусовых качеств, а также для предупреждения пищевых отравлений. Готовую пищу закрывают крышками. Витаминизация пищи проводится ежедневно в пищеблоке или групповой детского учреждения непосредственно перед раздачей.
Первые блюда в момент раздачи должны иметь температуру около 70°С, вторые - не ниже 60 °С, холодные блюда и закуски (салаты, винегрет) - от 10 до 15 °С. Разливать и раскладывать готовую к употреблению пищу надо специальными разливательными черпаками или ложками, вилками, лопаточками. Следует обращать внимание на ее кулинарное оформление: красивые, привлекательные блюда способствуют возбуждению аппетита, а значит, и лучшему усвоению пищи.
Во время приема пищи надо создать спокойную доброжелательную обстановку и поддерживать у детей хорошее настроение, так как состояние нервной системы ребенка сказывается на его аппетите. Не следует проявлять нетерпения, если дети едят медленно, запрещать им во время еды обращаться с просьбой к товарищам или взрослым, постоянно делать замечания. Это отвлекает, нервирует детей и снижает их аппетит.
Если ребенок отказывается от какого-либо полезного блюда, следует постепенно приучить его к нему, давая пищу небольшими порциями. Такого ребенка лучше посадить с детьми, которые едят пищу с удовольствием, и не принуждать ребенка, если он не может съесть всю порцию, так как рекомендуемые средние нормы не рассчитаны на индивидуальные особенности и потребности организма. Если в одно кормление он не доел свою порцию, не надо заставлять его съедать все. В случае, если ребенок систематически съедает меньше нормы, у него плохо нарастает масса тела, го следует показать врачу. Возможно, он нездоров и нуждается в изменении рациона или общего режима дня.
Часто дети не доедают предложенную им пищу, так как устают действовать самостоятельно. Взрослые должны прийти им на помощь и покормить их. Второе блюдо можно разрешить ребенку запивать компотом или киселем. Это особенно необходимо тем детям, у которых выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание пищи и приводит к длительной задержке ее во рту. Запивать пищу водой не следует, так как она разбавляет консистенцию пищеварительных соков. Не надо приучать детей есть много хлеба с первым и тем более со вторым блюдом (особенно с кашами, макаронами). Наевшись хлеба, они не могут полностью съесть порцию, содержащую другие полезные продукты.
4. Воспитание у детей гигиенических навыков приема пищи
Детей учат мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), пользоваться столовыми приборами. Дошкольников учат пользоваться ножом: правильно резать мясо, огурцы, помидоры. Младшим детям пищу размельчают взрослые.
Во время еды дети не должны спешить, отвлекаться, играть обеденными приборами, набивать полный рот пищей и разговаривать при этом и т. п. Воспитатель учит их пользоваться салфеткой. Малышам перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших ставят на стол стакан с бумажными салфетками.

Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на 1 ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра 1 раз в месяц (подсчитывают энергетическую ценность, количество белков, жиров и углеводов).

YII. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
1.Сущность закаливания
Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней среды наиболее длительное и непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.
Приспосабливаясь к сложному воздействию всех перечисленных внешних условий, организм способен изменять свои теплопотери. Эта способность сводится в основном к увеличению или уменьшению количества крови, притекающей к кожным покровам. Больший или меньший приток крови к коже, в свою очередь, обусловлен способностью кожных капилляров сужаться или расширяться. Это изменение просвета (диаметра) кожных капилляров осуществляется мышцами капилляров. В ответ на получаемые извне холодовые и тепловые раздражения от центральной нервной системы к кожным капиллярам по сосудодвигательным нервам направляются соответствующие импульсы. В результате кровенаполнение кожи либо увеличивается и она отдает больше тепла в окружающую среду, либо уменьшается и теплоотдача понижается.
Чем младше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее при неблагоприятных условиях среды он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) больше, ее роговой слой тоньше, а просвет кожных капилляров шире, чем у взрослых.

В связи с малой приспособленностью детей младшего возраста передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают замедленно и не в полную силу. Их организм часто не успевает быстро отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому детей младшего возраста приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания, чтобы предупредить возникновение у них различных заболеваний.
Закаливание в преддошкольном и дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).
Цель закаливания выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.

Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки.
В процессе закаливания в организме ребенка происходят сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономичнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и менее проницаемыми для ряда болезнетворных микроорганизмов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него возбудителями возрастает.
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим и здоровьем, и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.